23:30:44
11 апреля 2021 г.

Правильно то, что есть в законе

Жилищное право«Являюсь федеральным льготником – «чернобыльцем», желаю получить государственный жилищный сертификат. Как современное законодательство решает эти вопросы и куда мне следует обратиться?
Александр Коновал».

– Порядок подготовки и выдачи государственных жилищных сертификатов для приобретения жилых помещений установлен постановлением правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы».

В столице отвечает за эту работу (постановление правительства Москвы от 31 июля 2007 г. № 612-ПП) Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. А его окружные управления непосредственно организуют и ведут в хронологической последовательности учет очередников, изъявивших желание получить сертификат.

В постановлении № 612-ПП указан перечень документов, представляемых очередниками по категориям «военнослужащие», «уволенные в запас», «Крайний Север», «ЧАЭС», «вынужденные переселенцы» для включения их в состав участников названной выше подпрограммы; приведена форма заявления очередника на получение сертификата. Департамент на основании списков, полученных от окружных управлений, формирует и утверждает сводный список очередников – участников подпрограммы в планируемом году, и сводный список очередников, включенных в резерв на получение сертификатов в этом же году.

Рассчитывают субсидии и оформляют сертификаты на безвозмездной основе управления департамента. Срок подготовки документа – не более 15 дней со дня, когда общественная жилищная комиссия округа приняла положительное решение. Выдача сертификата отмечается в книге учета и реестре государственных жилищных сертификатов, выданных очередникам в соответствии с приказом государственного заказчика подпрограммы. Затем выписки из реестра направляются в департамент с копией обязательства очередника о сдаче площади. Департамент ведет реестр выданных сертификатов раздельно по каждой категории очередников.

Заменитель двенадцати справок

«Что за штука такая – единый жилищный документ? Обратилась недавно за копией финансово-лицевого счета в ЕИРЦ, а мне говорят, что теперь такой документ больше не выдают, предлагают этот самый ЕЖД.
Марина Янголь».

– Для сокращения количества всевозможных справок, требуемых при решении жилищных вопросов, правительство Москвы еще с 1 октября 2005 года ввело единый жилищный документ (постановление от 2 августа 2005 г. № 575-ПП). Он заменил выписку из домовой книги, справку о проверке жилищных условий и копию финансово-лицевого счета на жилую площадь. Затем, чтобы исключить требования чиновников у жителей города Москвы справок, содержащих отдельные сведения о жилом помещении и проживающих в нем гражданах, дублирующих содержащиеся в едином жилищном документе, правительство Москвы постановлением от 7 августа 2007 г. № 656-ПП жестко установило, что с 1 августа 2007 года ЕЖД заменяет двенадцать документов, выдаваемых для решения жилищных вопросов.

Что имеется в виду? Он теперь заменяет также копию карточки учета для собственника жилого помещения на дату выдачи или за прошлый период, справку о регистрации по адресу, справку о составе семьи, справку о совместном проживании с умершим (о «прописке» на день смерти), справку об одиноком умершем, справку об иждивении, справку об изменении адреса, справку «дом-новостройка», справку об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг.

Конечно, в необходимых случаях указанные документы могут выдаваться отдельно. Учтите также, что утверждена и новая форма единого жилищного документа. Однако и те, что выданы ранее, действительны в течение всего срока их действия.

Есть и на чиновников управа

«Могу ли как-то проконтролировать действия чиновников, которые, как мне кажется, «волокитят» выдачу договора социального найма? И еще – существует ли форма такого договора?
Максим Баров».

– Правительство Российской Федерации, выполняя ст. 63 ЖК РФ, постановлением от 21 мая 2005 г. № 315 утвердило типовой договор социального найма жилого помещения и установило, что договоры социального найма жилого помещения, заключенные до этого момента, переоформлению не подлежат. А правительство Москвы постановлением от 7 августа 2007 г. № 662-ПП утвердило Регламент подготовки договора и/или дополнительного соглашения на право пользования жилым помещением и/или акта передачи жилого помещения Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

Он устанавливает порядок приема документов от заявителей, регистрации, подготовки и выдачи департаментом, в том числе и договора социального найма. Процедура подготовки выдаваемых документов не требует согласования с другими городскими организациями. Выдача одного экземпляра договора заявителю производится на безвозмездной основе. Срок подготовки запрашиваемых документов составляет не более 30 дней.

Именно в Регламенте приводится перечень документов, представляемых заявителем либо его представителем, необходимых для получения договора. В приложениях к Регламенту даны примерные формы договоров социального найма жилого помещения, найма жилого помещения и безвозмездного пользования жилым помещением.

Не принять заявление и документы на подготовку договора могут в случаях, когда жилое помещение, занимаемое заявителем, не относится к собственности г. Москвы; если нет оснований для возникновения жилищных прав и обязанностей; если в представленных документах есть ошибки, незаверенные исправления, неразборчивые записи и оттиски печатей, а также если предъявлен неполный комплект документов.

При нарушении требований по подготовке и выдаче договоров на право пользования жилым помещением заявитель может обратиться с жалобой на имя руководителя департамента или в вышестоящий орган.

Не сомневайтесь, так и должно быть

«При оформлении регистрации по месту жительства в паспортном столе потребовали оставить паспорт на несколько дней. Это очень неудобно и, наверное, незаконно?
Наталья Шафригина».

– Постановлением правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а приказом МВД РФ от 23 октября 1995 года № 393 утверждена Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичные Правила приняты для столицы (постановление правительства Москвы от 31 октября 2006 г. № 859-ПП).

В Правилах записано, что граждане при обращении к должностным лицам, ответственным за регистрацию, обязаны представить:
– документ, удостоверяющий личность;
– заявление установленной формы о регистрации;
– документ, являющийся основанием для проживания гражданина в указанном жилом помещении.

Как видим, необходимость представления документа (наряду с другими), удостоверяющего личность гражданина (паспорта или иного заменяющего его документа), в регистрирующие органы для оформления регистрации вытекает из установленной законом обязанности регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства. О правомерности содержащегося в Правилах требования о предоставлении паспорта в регистрирующие органы свидетельствует и постановление Конституционного суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в пункте 4 которого указывается, что представление паспорта и других документов для оформления регистрации обусловлено необходимостью подтверждения добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованиям ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.

Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, выраженной в кассационном определении от 16 октября 2003 г. № КАС03-459, требование Правил и Инструкции о представлении в регистрирующие органы паспорта и установленные в этих актах сроки, в течение которых оформляется регистрация и на которые гражданином сдается паспорт, согласуются с положениями ст. 6 закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Эти сроки являются необходимыми и разумными, потому ваши сомнения о препятствиях в реализации своих прав (ввиду отсутствия в течение 3–6 дней паспорта) нельзя признать обоснованными.

Ответы подготовили юристы М. Бордукова, А. Андреянова, М. Болдинова, Н. Ларин, А. Маркова, В. Порубиновская

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация