«Лифт не раб.» Рабы – жильцы
Знал я зубного врача, возраст – далеко за 70, но попасть к нему по-прежнему считалось большой удачей. Не все догадывались, что и сам он человек больной: сердце. Так вот, возвращаясь домой и видя привычную табличку: «Лифт не раб.» (а жил он на последнем этаже 16-этажного дома), старый человек поворачивался и ехал через весь город ночевать к сестре.
По некоторым сведениям, 75–80 проц. московских лифтов выработали свой ресурс. Их надо менять. Заниматься этим должны специализированные организации – Мослифт и МосОТИС, понятно, на бюджетные деньги. Но кто должен «выбивать» эти деньги, кто обязан беспокоиться по поводу катастрофического положения с подъемниками в домах? Конечно, «лифтовики». Но вместо этого они решили снять с себя ответственность и переложить ее на жильцов. Собственников.
…Началось с того, что «Мосжилкооперация», заменив лифты в ряде домов (не только в ЖСК, но и в ТСЖ), вдруг столкнулась с тем, что ее работу – впервые за много лет! – не принимают. При этом Ростехнадзор, в чьем ведении находятся означенные лифтовые хозяйства, ссылался на собственные правила «Об устройстве и безопасной эксплуатации лифтов». Там фигурируют два понятия: «техобслуживание» и собственно «эксплуатация». Честно признаться, никогда такого разделения не было. Разве то и другое не одно и тоже? Эксплуатация не может быть «нетехнической». Это же лифт, а не детские качели. Доверить его можно только специально обученным мастерам. Тем не менее, разделение появилось.
К нему можно было бы отнестись с известной долей иронии: раз уж создана организация (Ростехнадзор), ей надо повышать свой авторитет (закон Паркинсона!), доказать необходимость своего существования, а самое легкое в этом деле – издавать различные инструкции и пособия. Все так, если бы не один пункт правил: ответственным за эксплуатацию предлагалось назначить владельца лифта. А в ТСЖ и ЖСК им являются собственники квартир – на правах общего долевого имущества.
Собственников заставили отвечать за работу лифта. Но в изданном Ростехнадзором документе сказано, что обслуживать лифты должны лицензированные организации. Что справедливо: подъемник – механизм повышенной опасности, некомпетентных людей допускать до него нельзя.
По тем же Правилам – в понятие «эксплуатация» входят комплектация штата соответствующих работников, диагностирование, учет различных случаев поломок, а главное – соблюдение соответствующей техники безопасности. Последний пункт (всего их 26!) особенно настораживает. Проворонил – пойдешь под суд. Но скажите: какой председатель товарищества или кооператива согласится взять на себя ответственность (уголовную!), если в доме произойдет несчастье: оборвется, скажем, трос лифта или какие-нибудь несмышленыши решат покататься на крыше кабины? Да никто. Он тогда и председателем ни за какие деньги не согласится работать.
Если следовать тому же закону Паркинсона, любая организация повышает уровень своего влияния вплоть до полной некомпетентности. До абсурда. Так получилось и в этом случае. Но не так все просто!
Конечно же, люди не откажутся – просто не могут отказаться! – от лифта. Но и отвечать за его работу не возьмется никто из них. Выход простой: не хотите подниматься пешком, заключайте договор с тем же Мослифтом или МосОТИСом, платите деньги. Отказываетесь – отключим лифты.
Наверное, в этом и есть главная суть новых правил: жильцов просто хотят «развести». На сотню-другую рублей. Пока рублей.