Московская жилищная газета

ЖКХ

Опубликовано на сайте: 05 августа 2004 г. 06:40
Публикация в газете: №31 (498) от 05 августа 2004 г.

Право на горячую воду

Право на горячую воду

Лето в России – период ремонта теплосетей. Для жильцов это время неудобств. То отключат горячую воду, то из кранов течет буроватая жидкость. Нарушаются статьи 7 и 41 Конституции: «право на условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие», «охрану здоровья».

У работников эксплуатационных контор обычные отговорки: «Отключение плановое, а что вода желтая – такую подают из котельной». Однако жильцы могут разобраться с подобными «мокрыми» делами и даже добиться компенсации за неудобства. Таинственная опрессовка Причины отключения навязли в зубах. «Есть инструкция Госстроя, что именно понимается под плановым ремонтом, – объясняет корреспонденту «КР» директор теплосети подмосковного города Железнодорожный Андрей Яковлев. – Во-первых, нужно провести испытания теплосети, или так называемую опрессовку: вода подается под высоким давлением, и там, где трубу прорвет, производят ремонт. Во-вторых, промываются котлы. Они сначала сутки остывают, потом их промывают и очищают. Одновременно проверяют насосы. Все работы занимают от 12 до 36 часов. Это если все в порядке, а если обнаружатся повреждения, то времени требуется больше. На ремонт стального котла может уйти до двух дней. А чтобы заменить секцию в чугунном котле, требуется около двух недель». «Но ведь в каждой котельной несколько котлов, – возражаю я. – Пока один на профилактике, другой ведь может работать». «Вообще-то для котельных три недели не нужны, – соглашается директор. – Вот тепловые сети – другое дело». Опять не могу взять в толк. При опрессовке требуется отключение воды только на аварийных участках и только на время ремонта. Это несколько часов. Что же касается замены труб, то, согласно инструкции Госстроя, в профилактические работы это не входит. И задействован при этом, как правило, один-два участка. Выходит, в остальных домах совсем не обязательно держать квартиры без горячей воды три недели. Почувствуйте себя потребителем «При решении конфликтов, связанных с качеством коммунальных услуг, надо исходить из нормы закона «О защите прав потребителей» и «Правил предоставления коммунальных услуг», – объясняет корреспонденту «КР» известный московский юрист Кирилл Добродеев. – В каждом населенном пункте устанавливается предельный суммарный перерыв в городском водоснабжении. В Москве и многих других городах это 21 день. При условии, что суммарный перерыв за год не превышает этого срока, потребитель вносит плату за горячую воду в обычном порядке. Все отключения сверх того означают, что жильцам предоставляется услуга ненадлежащего качества со всеми вытекающими отсюда последствиями. Прежде всего, потребитель имеет право не платить за горячую воду, отсутствующую сверх установленных сроков. То есть, если в течение года горячую воду уже отключали на срок больше 21 дня в сумме, то оплачивать сверхплановый перерыв не нужно. Более того, этот перерыв является нарушением, и жильцы имеют право потребовать устранения этого нарушения – немедленно подать в квартиры горячую воду. За неисполнение этого требования выплачивается неустойка в размере 3% стоимости услуги за каждый день просрочки. И, наконец, потребитель может рассчитывать на компенсацию морального и материального ущерба. Начать дело следует с письменной претензии в жилэксплуатационную контору, в которой вы предъявите свои требования о перерасчете платы, начислении неустойки и компенсации вреда. Если организация не удовлетворит претензии в досудебном порядке, можно подать иск в суд о защите прав потребителей. Точно такой алгоритм защиты своих прав можно применить в ситуации, когда из крана течет бурая жидкость. Здесь мы также имеем дело с услугой ненадлежащего качества. Вода должна отвечать требованиям установленным целым рядом документов. Например, СНиП 2.0401-85, ГОСТ 2874-82, СанПин 4630-88. Если качество воды этим нормам не соответствует, следует написать претензию в эксплуатационную организацию со всеми указанными выше требованиями перерасчета платы, выплаты неустойки и компенсации морального вреда. Вам пришлют отписку про ржавые трубы и плохую котельную. Теперь можно подавать иск в суд». Кто придумал «три недели»? Да и откуда, собственно говоря, взялись эти пресловутые три недели отключения горячей воды? «Это неоправданно большой срок», – считает директор направления «Городское хозяйство» фонда «Интститут экономики города» Сергей Сиваев. – На Западе, правда, где нет гигантских теплостанций и многокилометровых теплосетей, где в каждом доме свой котел, на профилактику уходит, максимум, несколько часов. Тем не менее, и у нас кое-где с этим управляются довольно быстро. Например, в Верхней Пышме (Свердловская область) успевают провести все работы за 9 часов, в Юрге (Кемеровская область) на это уходит двое суток, в Воронеже тратится 10 дней. Беда лишь в том, что наши жильцы не имеют возможности проверить, сколько на самом деле времени требуется для профилактики». «Раньше были установленные сроки по проведению подготовки к зиме – 14 дней, – говорит Вера Князева, начальник отдела управления Федерального агентства по строительству и ЖКХ. – Но даже они носили рекомендательный характер. Сегодня каждый городской голова сам решает, сколько ему нужно – неделя, две, три». Таким образом, мэр или глава администрации лично устанавливает сроки ремонта и отвечает за них! По словам В. Князевой, сокращать издержки и сроки отключения можно за счет модернизации. А на модернизацию денег нет. Но по данным того же агентства, подавляющее большинство граждан оплачивают коммунальные услуги исправно. А с горячей водой все равно бывают проблемы, осенью и зимой опять случаются аварии и отключения. Так почему же мы терпим?

Алексей Мясников

Другие статьи на тему: ЖКХ

  • Более 18 лет мы были вместе с вами
    Уважаемые читатели! К сожалению, мы сегодня в последний раз встречаемся на страницах нашей газеты. Ваш Управдом закрывается. По независящим от нас причинам правительство Москвы не нашло финансовых возможностей для дальнейшего выпуска «Квартирного ряда».
  • Прокурор тебе поможет
    Счетная палата в следующем году впервые вместе с Росфиннадзором проведет параллельные проверки в сфере ЖКХ, особенно по итогам зимнего отопительного периода, сообщил ее председатель Сергей Степашин на конференции «Взаимодействие органов внешнего и внутреннего финансового контроля».
  • Свершилось! Крайним назначили собственника
    14 декабря в третьем чтении, то есть окончательно, Госдума утвердила два важнейшие для россиян закона – о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ и о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
  • Альтернатива общему котлу
    На пленарном заседании Госдумы в третьем чтении были приняты поправки в Жилищный кодекс, касающиеся проведения капремонта в многоквартирных домах.
  • Так ли страшен реагент, как его малюют?
    Как только наступает зима, сразу начинаются разговоры об антигололедных реагентах. Этих борцов со снегом в народе недолюбливают. И ботинки калечат, и шубы, и собачьим лапам достается. Разберемся, насколько справедливы эти нарекания.