Хитрый ход
Опасной представляется тенденция, когда люди хотят проявить самостоятельность, независимость, а их какое-нибудь ведомство – хрясть по рукам! Не больно зарывайтесь! После чего на самоуправлении можно ставить крест. Но в интересах ли это города? О двух таких случаях и пойдет речь.
Распишитесь за тепло, пожалуйста…
Случилось это совсем недавно – в июне–июле этого года. Члены ряда товариществ и кооперативов вдруг увидели в ежемесячных расчетных листках сумму, на 300–400 руб. превышающую привычную. Почему, за что? Как выяснилось, поднялись тарифы теплоснабжающей организации – МОЭК. Но ведь плату за коммунальные услуги повышают теперь только раз в год, а это, получается, второй?
С возмущением обратились в свои правления. Но там ничего путного сказать не могли. Разве что иногда недоуменно бросали: «Да вот, подписали какой-то Регламент. Просто правила расчета. Не может же быть из-за него!».
Но именно он и явился причиной конфликта.
Здесь надо вернуться к истории вопроса. Еще в середине 90-х годов появилась идея – из всех коммунальных услуг оплату за тепло и горячую воду перевести на прямые связи с поставщиками. Тогда придумали даже специальные расчетные книжки. Деньги уходили непосредственно Мосгортеплу. Потом появились единые платежные документы, ЕИРЦы. Но в ряде ТСЖ и ЖСК старая практика осталась.
И вот три года назад выходит распоряжение правительства Москвы от 5 августа 2004 года № 1575-РП «О расходах бюджета города…», касающееся как раз оплаты жильцами тепловой энергии. Здесь сразу заметим, что в том же году на базе трех ГУПов – «Мостеплоэнерго», «Мосгортепло» и «Теплоремонтналадка» – была создана единая организация, МОЭК, которая и должна была стать посредником между «Мосэнерго» и конечными потребителями. Иными словами – перепродавцом. В связи с этим МОЭКу предлагалось разработать специальный Регламент (в переводе – «порядок», «правила»), который бы упорядочил расчеты за тепло и горячую воду с населением.
Документ появился. Сразу скажем: впечатление было такое, что юристам его не показывали. В конце документа – две подписи: представителя МОЭКа и потребителя. Но это же не договор! Зачем потребителю его утверждать? Не подписывают же документы пассажиры в транспорте, покупатели в магазинах…
Но главное не это. Вот самая опасная – другого слова не найдешь – фраза из правил (п. 4.3): «Управляющие организации обязаны обеспечить подписание акта, подтверждающего объемы поставки тепловой энергии…».
Обратите внимание: поставки! Но ведь это не то же самое, что потребление. Поставка отражается на счетчике в ЦТП. А сам тепловой пункт может отстоять от дома и на 5 м, и на 5 км. Потери тепла при этом неизбежны. Но жители не должны за них платить! Они ориентируются только на домовой счетчик.
Есть в Регламенте и другие нелепости: так, от ТСЖ и ЖСК потребовали ежемесячно представлять акт поставленной (опять-таки – не потребленной!) тепловой энергии, а также расчеты, касающиеся льготных и других категорий граждан. Но какой кооператив или товарищество будет этим заниматься? Есть ЕИРЦ, паспортный стол. Однако требуется подтверждение жильцов! Будет такой акт – МОЭК получит дотацию города, не будет – не получит. За какие такие заслуги? За фиктивное тепло? За энергию, которую жители не получили? Хорошо устроились, ребята.
Что было дальше? Управляющие домами, председатели ТСЖ и ЖСК были вызваны в управы, и здесь МОЭК буквально заставил подписать Регламент – под угрозой отключения тепла. Нашлись, конечно, грамотные – разобрались, какое ярмо вешают на себя, не подписали. А уломали примерно треть председателей. А это – около полутора тысяч домов!
Чем вызвана такая активность МОЭКа? Ведь Регламент должен был появиться еще в 2004 году. Здесь можно только строить догадки. Все это время МОЭК работал без убытков. Но в прошлом году организация задолжала «Мосэнерго» свыше 4 млрд. руб. Можно предположить, что есть задолженность и за этот год, причем немаленькая. Не решила ли энергетическая компания списать деньги за счет граждан? Невольно думаешь: а может, подпись потребителя под Регламентом – вовсе не юридический казус? Может, это такой хитрый ход? Сам факт подписи – даже там, где она не требуется, – есть знак согласия. Пусть люди невольно чувствуют себя должниками, а коли чувствуют – пускай и платят. Расчет безотказный: в массе своей граждане у нас законопослушные.
В настоящее время несколько ЖСК и ТСЖ подали иски в суд – о несправедливом начислении платы за энергию. Чем кончится противостояние собственников и чиновников – трудно сказать. Ведь под Регламентом, что ни говори, стоят подписи самих председателей объединений. А раз подписал себе «смертный приговор», не забудь намылить веревку. Учтет ли суд, что сделано это по неведению и под нажимом? Об этом мы сообщим в дальнейших публикациях.