Зима начнется в сентябре
С чем сравнить подготовку домов к зиме? С самым ответственным экзаменом, который сдают коммунальщики. Это все равно, что для спортсменов – Олимпийские игры, для музыкантов – конкурс Чайковского. С одной лишь разницей: у коммунальщиков этот экзамен проходит ежегодно.
Других домов у нас нет…
К 1 сентября вся подготовительная работа должна быть завершена. По оценке столичного Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, один из округов, который наиболее успешно подходит к этой дате, – Северо-Восточный.
На одном из заседаний правительства Юрий Лужков сказал, что 80 процентов московских домов не соответствуют современным энергосберегающим характеристикам. Проще говоря, не держат тепло. Северо-Восток, где свыше трех тысяч строений, – не исключение. Это относится и к старому жилищному фонду, составляющему примерно две трети всех зданий, и к новому, качество которого оставляет желать лучшего.
Особая категория – пятиэтажки и ветхие дома с деревянными перекрытиями. Последние – в Северном и Южном Медведкове, Свиблове, некоторых других районах – самые «трудные». Но ни одно из них не доведено до стадии, когда требуется срочный, чуть ли не аварийный капремонт. Худо-бедно они отвечают необходимым техническим нормам. (Правда, сами нормы у нас заниженные, но это особый разговор.)
От «А» до «Я»
Что такое – «подготовка к зиме»?
Должны быть отлажены все узлы и конструкции здания. Прежде всего, кровля, нормативный срок службы которой – если говорить о недавно построенных домах – десять лет, но практически ни одна из них его не выдерживает: три-четыре года и уже надо думать о замене. Межпанельные швы надо регулярно подмазывать, заклеивать.
Монолитные здания в этом смысле куда надежнее, но их в округе не так много. И, конечно, инженерные системы. С ними всегда что-то случается. И это относится не только к сложившейся застройке – в новых домах тоже часто бывают ЧП, и там можно увидеть мокрые подвалы. А ведь рассчитаны системы на 15–20 лет!
Для сбережения тепла в квартирах однотрубные системы меняются на двухтрубные. Вода в них остывает медленнее. И появляется возможность регулировать тепло в квартирах. А в самих квартирах ставят стеклопакеты, сохраняющие тепло. Работы ведутся на средства бюджета. Вместе с этим устраняются все мелкие неисправности – начиная от входных дверей и остекления окон в подъездах до обновления утеплителей на чердаках.
Во дворах готовятся к установке мобильных снеготаялок, которые направят холодную массу по назначению. Никакие химикаты применяться не будут. Вместо них – щебень и мраморная крошка.
Ура, авария!
Главной «головной болью» ремонтных служб остается все же подготовка отопительных систем. Она состоит в том, что определяют прочность всех участков и узлов теплосистемы.
Метод известный: прогоняют воду по трубам под давлением. Радость ремонтников – если случится авария, прорвет тот или иной участок. Этому не надо удивляться: нашли слабое место. Хорошо, когда такое произошло во время подготовительных работ, беда – когда зимой. К слову сказать, в этом году таких казусов было очень мало – видимо, держат трубы, замененные еще в прошлые годы.
Сказывается и грамотная эксплуатация систем – контроль за этим в округе строгий. А еще сказалась требовательность, которую предъявляют к строителям новых домов. Стремясь снизить себестоимость, те порой закупают трубы подешевле, а что из этого следует – известно.
– Мы отказываемся принимать строения, где материал коммуникаций не соответствует государственному стандарту. Ведь нам же и эксплуатировать все эти системы, – говорит начальник управления жилищно-коммунального хозяйства префектуры Алексей Жидков.
Вызывает беспокойство и состояние электрических сетей. Откажут – и тогда встанут насосы на ЦТП, прекратится не только подача тепла в дома, но не будет воды вообще. Аварийная бригада окажется бессильной – обесточится ремонтное оборудование. Как-то из положения выходили – крупных зимних аварий в округе не припомнят. А сейчас и вовсе спокойны за электрическую часть. Префектура закупила пять подстанций небольшой мощности – альтернативный источник питания. Случись что, и рабочим всегда будет к чему подключить «болгарку», сварочный аппарат, чтобы вырезать и заменить дефектный участок трубы.
И это еще не все. Ведь на время ремонта дом тоже должен быть теплым. Это важно для людей и …для труб. Замерзнет в них вода – разорвет, надо будет менять всю систему. Чтобы такого не случилось, приобрели «тепловые пушки» (правильное название – генераторы тепла). На время, пока идут работы, их включают в подъезде, и те гонят горячий воздух. Жильцы даже могут не заметить, что случилась авария. Такие «пушки» есть сейчас у всех дирекций округа.
Про крышу и телячьи нежности
Кровли… Сейчас в Северо-Восточном округе по заданию Мосжилинспекции формируются списки домов, где необходима их полная замена. При необходимости меняют уже сегодня. Впрочем, сказать, что это решает проблемы, – покривить душой.
– К сожалению, нынешние государственные дирекции стеснены множеством нормативов, – говорит главный специалист префектуры Людмила Калашникова. – Отводится такая-то сумма на ремонт кровли – изволь уложиться в нее. 400 руб. на один кв. метр – и ни копейки больше. Перекидывать же деньги с одного вида работ на другой не дозволено. Когда акционируются ДЕЗы, станут частными компаниями – тогда у них появится возможность маневрировать. Но пока – так.
В НИИ жилищно-коммунального хозяйства разработан новый (многослойный) вид плоских кровель, где между верхним и нижним покрытием слой воздуха. Такая кровля вентилируется и тем самым компенсирует перепад температур зимой. К тому же она дешева. Но в эксплуатации весьма ненадежна, требует частого ремонта. Так что выигрыш оказывается временным. Хватило бы на год… По деньгам – так на так. Более прочные (дорогие), возможно, были бы и выгоднее.
Впрочем, так ли нужна физическая прочность настилу? Ведь главная его задача – не пропускать воду. Не совсем так. Мы не учитываем «человеческий фактор», небрежное, просто безграмотное обращение. Кто только не бывает на крыше – телевизионщики, представители Интернет-компаний, мобильной связи, рекламщики. Меньше всего их заботит сохранность покрытия. Кстати, если в старых покрытиях можно было положить заплату, заклеить прореху, то новая конструкция этого не позволяет. В общем, кровля – самая уязвимая часть дома, его «ахиллесова пята». А не пустить технические службы не могут – старый закон, принятый чуть ли не в 50-е годы, открывает им беспрепятственный вход на крышу.
Правда, наиболее рачительные председатели ЖСК и ТСЖ (собственники домов!) если и пускают туда людей, неотступно следуют за ними, да еще несут с собой доски – чтобы техники ступали только на дерево. А то еще и тапочки с собой прихватят. Но много ли таких заботливых хозяев?
Видимо, следует пересмотреть старый нормативный акт, особенно учитывая то, что собственников в домах сейчас подавляющее большинство, и вся ответственность за сохранность строения отныне ложится на них. При этом любые работы на кровле должны подчиняться особым техническим условиям. Пока они не разработаны.
Подумать о сосульках свысока
Борьба с сосульками также входит в предзимнюю подготовку строений.
Образуются они, как известно, на твердых, железных кровлях. Подтаивает снег, медленно сползает вниз, а в это время – заморозки. И тогда безобидная капель превращается в острые и опасные глыбы. К сожалению, только тогда, когда появляется ледяная бахрома на крышах, обслуживающие организации начинают шевелиться. Чаще всего сосульки сбивают ломиком, заодно пробивая и кровлю… И тогда срочно надо ее латать. А ведь когда-то для работ на крыше использовали исключительно деревянные лопаты. Кто их видел последний раз? Забыли уже, как они выглядят.
По мнению А. Жидкова, бороться надо не со следствием, а с причиной. Сделать так, чтобы сосульки не появлялись вовсе. Сейчас для этого разработаны сложные инженерные системы, включающие электрические контуры, которые опоясывают крыши и не дают замерзнуть талой воде. Но они не всегда надежны. Опустится температура ниже десяти градусов – на них не рассчитывай. А обходятся недешево.
– Лучше средство против сосулек, – говорит Алексей Михайлович, – это соблюдение необходимого температурно-влажностного режима. А проще говоря, на чердаке должно быть так же холодно, как на улице – с тем, чтобы исключить перепад температур и задержать сползание снега. Причем для этого никаких хитроумных приспособлений не требуется. Надо просто содержать в порядке чердачные окна, «продухи» – так, чтобы они всегда были открыты. Но не только. Ведь тепло поднимается и из квартир, лестничных клеток. Чтобы не было подогрева снизу, под утеплительным слоем прокладываем отражающую и пароизолирующую пленки.
Уход за чердачными помещениями остается главной заботой жилищно-коммунальных служб округа.
Паспорт готовности
О капитальном ремонте зданий сейчас заговорили в полный голос (видимо, дальше откладывать нельзя). Финансирование его возросло с учетом инфляции на 20 процентов. В следующем году обещают увеличить более чем в два раза. А на последующий период – вообще радужные перспективы. Особенно большие суммы ждут товарищества… Что ж, надежда тоже согревает.
Но если дома основательно отремонтируют, не исчезнет ли тогда само понятие – «подготовка к зиме»? Как нет его в развитых странах, сходных с нами по климату. Ведь такая подготовка – от бедности и безалаберности. Плохо строим, плохо следим за домами, а потому приходится каждый год – чуть ли не в авральном порядке – латать дыры, чтобы не замерзнуть в холода.
Сейчас подготовка практически завершена. К 1 сентября каждый дом округа должен получить «паспорт готовности». Получит – в этом сомнений нет. Весенне-летняя «сессия» сдана успешно. Но главное, конечно, зимний «экзамен». Он начнется с первыми серьезными холодами.