19:25:32
14 июня 2024 г.

Надеемся только на себя

ЖКХНаше товарищество молодое – ему недавно исполнился год. Даже квартиры в доме еще не все заселены – примерно две трети. Тем не менее управленческий костяк сформировался, накоплен достаточный опыт самостоятельного ведения хозяйства, проанализированы все его плюсы и минусы.Деньги любят счет
Учредила нас ОАО Корпорация «Жилищная инициатива». Было ли сопротивление среди жильцов? Как ни удивительно, практически никакого. Так уж получилось, что проживающие в доме люди в основном молодые, активные, думающие. Изучали устав ТСЖ. И все отдавали себе отчет в том, что необходимы новые решения для управления жилищным фондом, и если хотят жить в доме долго и комфортно, то надеяться должны исключительно на себя. На первых порах важна, конечно, помощь специалистов. При существующем городском финансировании, сложившейся практике обслуживания городские организации нам не подмога. Важно и то, что в доме нет муниципальных площадей, все квартиры оформлены в собственность, а это значит, что состав жильцов (если говорить о материальном достатке) более-менее однороден, требования людей к качеству и набору услуг во многом схожи, и это тоже объединяет их.
Главная задача – экономное, рациональное ведение хозяйства. При первом обращении в Дирекцию единого заказчика нам определили ставку: 10 руб. с одного квадратного метра. Это вдвое больше, чем в муниципальных домах. Благо бы, и уровень обслуживания был вдвое выше. Нет, никаких особых привилегий мы не имели, а объяснение ставки простое: раз вы все собственники – то и платите больше. Тогда и отказались от договора с ДЕЗом. Перешли на самообслуживание. Понимали, что управленческие расходы при этом могут быть выше: ДЕЗ обслуживает несколько десятков домов, мы – один. Но в чем наш козырь? В экономии затрат: мы сами утверждаем бюджет расходов, у нас каждая копейка на виду.
Энергоресурсы, тепло и вода – это, по сути, самая большая часть расходов жильцов. Справедливо ли с нас берут деньги? Оказалось – нет. Платим больше, чем надо. И все потому, что уровень оплаты ставят в зависимость от площади и числа проживающих в квартире. Но прямой связи между тем и другим нет. И тогда мы решили рассчитываться по приборам потребления тепла и воды, установленным на доме. Оказалось, что фактические затраты энергии у нас на треть меньше! По факту и начали платить. Экономия на энергозатратах, собственно, и являлась основным источником резерва бюджета товарищества, в том числе покрывающего расходы на управленческие нужды.
Следующий шаг – индивидуальное сбережение ресурсов. Установленные по проекту приборы в каждой квартире (пока они не задействованы) скоро позволят производить учет и оплату за реально потребленную воду каждой семьей. В общем рассчитываем, что и здесь будет для многих выгода. Ведь сегодня за услуги улучшенного качества жильцы платят немногим более 8 руб.
Когда говорят о сохранности дома и участии в этом деле жильцов, имеют в виду, понятно, общее имущество: холлы, лестничные клетки, лифты и т. д. В самом деле, никого не надо учить, как заботиться о собственной квартире. Проблема в том, чтобы люди почаще думали о том, что за ее стенами. Так, как в товариществе! Здесь знают, что за любую поломку надо платить из своего кармана. И это меняет сознание людей. Вот лифты. В доме 18 этажей. Если встанет хоть один из них (в каждом подъезде их два) – беда. А вероятность этого, особенно на первых порах заселения, слишком велика. Взяли в оба подъезда дежурных, определили главную их обязанность: следить за лифтами. И если теперь лифты не перегружаются и реже простаивают, если в них всегда чисто, этим мы обязаны дежурным. Кстати, для уборки кабины приобрели пылесос. Не удовлетворившись обычным объемом услуг основной подрядной организации – Мослифта, мы еще ежемесячно заказываем профилактические работы по уходу за подъемными механизмами.

Кто управляет домом
Фигура забытая, несправедливо осмеянная в фельетонах и кинофильмах, но совершенно необходимая – управдом, комендант дома. Должность совершенно исчезла. А ведь она очень нужна, не случайно, например, в Германии «мастерхауз» – один из самых уважаемых специалистов. Вот и мы нашли работника, который когда-то трудился в Дирекции единого заказчика, хорошо знает домовое хозяйство, ему полностью и доверили ежедневные заботы.
Ответственность за состояние инженерных систем нашего строения взяла на себя Корпорация «Жилищная инициатива», где есть подготовленные инженерные кадры, и сделала это лишь потому, что заинтересована в организации самоуправления, создании товариществ в построенных ею домах. Непосредственно же обслуживают дом работники, с которыми мы заключили трудовые договоры – электрик и сантехник, которые при случае могут заменить друг друга. Когда их подбирали, обращали внимание на территориальный фактор: чтобы жили рядом с нашим домом. Это выгодно, понятно, не только им, но и жильцам: возникнет потребность, вызовут даже в неурочное время.
Дежурные по подъезду, о которых уже шла речь, сами предложили расширить круг своих обязанностей – за пределами смены. Теперь они следят за чистотой придомовой территории, убирают, т.е. по сути, служат еще и дворниками. Кроме того, они осуществляют надежную и постоянную связь между жильцами и обслуживающим персоналом. Случись что в квартире, жильцы не разыскивают мастера, они просто оставляют заявку дежурному по подъезду, а тот уж передаст всю необходимую информацию. Журнал заявок и обращений жильцов у него всегда под рукой. Наконец, дежурный освободил людей от докучной заботы по добыванию различных справок. Попросит его об этом жилец, и к его приходу с работы все будет сделано.

У дома свои секреты
Итак, дом практически полностью находится на самообслуживании. Он независим от муниципальных организаций, идет ли речь о его управлении, оперативном обслуживании, бухгалтерском учете, контроле за платами жильцов. Что касается последнего, то у него есть свой бухгалтер, который осуществляет и функции по расчету с жильцами. В его обязанности также входит и расчет адресных субсидий гражданам, которые имеют на них право. Специально замечу, что все льготы для социально незащищенных категорий граждан, которые определены городским законодательством, действительны и для нас, товарищества. Мы ни в чем не ущемляем людей.
В этом году принято решение о создании в городе единых информационно-расчетных центров по оплате жилищных услуг. Дело нужное, но, по мнению многих моих коллег, для муниципальных домов. Ведь у собственников отличная система расчетов и с подрядчиками, и с коммунальными организациями. Все определяют договорные отношения. Наконец, у ТСЖ своя, непохожая на муниципальную, специфика работы.
И еще один нюанс, который следует учитывать в наше неспокойное время, – люди просто не хотят, чтобы кто-то знал, что они зарегистрированы именно по данному адресу. Мы и дежурным своим наказываем: «Вы не должны говорить, кто живет в подъезде. От этого во многом зависит покой людей. Адрес семьи – это в конце концов ее личное дело. И разглашению он не подлежит». Не нарушат ли расчетные центры эту «тайну»?
Тем не менее я бы не отвергала полностью для домов ТСЖ расчетные центры. Необходимы они для связи дома с Центром городских субсидий – для того, чтобы помощь льготникам и малоимущим приходила вовремя и в полном объеме. Здесь их никто не заменит. Кроме того, они нужны для контроля средств, которые город выделяет на свои социальные программы, и в которых, естественно, участвуют все жители Москвы. Что же касается взаиморасчетов с гражданами, то в тех домах, где создано самоуправление, надо оставить их самим домам. Если уж самостоятельность, то во всем!

Наталия Алферова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация