Валерия Васильева: «Переводчик нам не нужен»
Бытует мнение, что жизнь выдающихся балерин – ограничения во всем. Но до самой старости они остаются детьми. А внешний мир – лишь отражение их детских фантазий. Так ли это, мы решили поинтересоваться у Валерии Васильевой – ведущей артистки «Кремлевского балета».
Электричкой из Зеленограда
– Как занесло в балет?
– Родители с детства пытались максимально меня занять, чтобы ребенок не попал под влияние улицы. День был расписан по минутам: теннис, плавание, музыка, пение. Но все это как-то не пристало, а вот в балете сказали, что девочку надо отдавать заниматься профессионально. Показали в училище при Большом театре, прошла конкурс. И – переехала в интернат в Москву.
– Откуда?
– Из Зеленограда.
– Не страшно было?
– Нет, нас поступило сразу три подружки. Вместе поселились, было весело.
А там станки, станки…
– Каким вспоминается дом детства? Зеленоградский…
– Городская двухэтажная квартира, где была даже собственная комната для игр. Там стоял спортивный комплекс – невиданная по тем временам роскошь. Лестница, кольца, качели – все это соорудил дедушка. Я любила раскачиваться на качелях под музыку – думала, что так будет всегда. Но еще в моей комнате стоял балетный станок, когда начала заниматься танцами, – он очень пригодился.
– Родители имели отношение к балету?
– Никакого. Мама – писательница, пишет исторические романы, папа – программист.
– Как восприняли Москву?
– А никак. Родители жутко за меня волновались, строго-настрого запретили выходить за территорию общежития. Училище находилось на Фрунзенской. До пятого класса город я толком и не видела: танцкласс да общага – вот и все впечатления.
Вставали в семь утра. Все делали сами. В девять начинался урок у станка, который длился полтора часа. Балет обычно чередовался с общеобразовательными предметами. В шесть занятия заканчивались, дальше – домашнее задание и – спать.
– И как вам такой спартанский образ жизни? Не каторга ли…
– Маленькие дети обычно не понимают, чего от них хотят. Зачем нужен этот балетный станок. Маленькому человеку хочется побегать, попрыгать, поиграть с другими детьми, а его – к станку.
Подружки из старой школы звонили и рассказывали, какая интересная у них жизнь. А мы пахали с утра до вечера. И годам к пятнадцати в голове назрел бунт: удрали из училища. Все трое. Но родители отловили, вернули, и только лишь потому, что были отличницами, из училища нас не выгнали.
Начало
– Когда состоялась первая встреча со сценой?
– В третьем классе. Это была сцена Большого театра. Детский танец в балете «Коппелия». Похоже, волновались все, кроме меня. А я думала: мы же кордебалет, танцуем в массе, кто там будет на нас смотреть?! Для этого же есть солисты!
– Хотелось, наверное, стать примой?
– А как же! Конечно!
– И вот наконец это случилось… Какие партии можете назвать этапными?
– Одетту в «Лебедином озере», Спящую красавицу, Машу в «Щелкунчике», Золушку, Баядерку…
– Кто-то назвал театр «серпентарием единомышленников». Не приходилось ли сталкиваться с такой вещью, как зависть коллег?
– До поры до времени думала, что все это где-то в других театрах, меня не коснется. Но увы… Ошибалась.
– У самой не бывает ли такого: точно знаете, что можете станцевать ту или иную партию лучше других. И потому она – по праву ваша?
– Любой профессиональный танцор может исполнить любую партию. В конце концов – что-то упростит, но станцует. Вопрос только: как? И будет ли это интересно зрителю?
Па-де-де в другом формате
– Не припомните ли какие-нибудь курьезные, смешные моменты на спектаклях? Наверняка же были…
– Их масса! Особенно часто нелепицы случаются во время гастролей – когда мало времени, и ты не успеваешь что-то на себя надеть или вовремя выйти на сцену. А бывает и того хуже: выходишь на одну вариацию, а кто-то переставил запись и включил другую музыку. Совершенно не то, что надо танцевать, а зал полон! Все хохочут… Такое случилось в Германии на «Лебедином озере». Идет третий акт… Па-де-де. Выхожу и слышу: включили более длинную версию. Хорошо, что знала ее. С первых нот сообразила, что к чему, и выкрутилась.
– И как обычно на такое реагируют режиссеры?
– Они народ стреляный, трудно чем-либо удивить.
– С кем из наиболее ярких приходилось работать?
– С Григоровичем и Бессмертновой – они на меня произвели незабываемое впечатление.
– Традиционный вопрос: ваши творческие планы?
– Грядет много гастролей: Америка, Голландия, два творческих вечера в Германии. Буду танцевать сцены из балетов Чайковского.
– Извините за нескромный вопрос: замужество в эти планы не входит?
– Честно говоря, все мои мысли сейчас – о карьере. И собираюсь написать диссертацию на тему «Символика балетов Григоровича». Это так интересно!
– У вас постоянный партнер в балете?
– Есть постоянный, но сейчас придется танцевать и с иностранцами.
– Не трудно ли находить с ними контакт?
– Вовсе нет. Ведь у балета – язык универсальный. Танец.
НАША СПРАВКА
Валерия Васильева – солистка театра «Кремлевский балет». Работает с 1996 года. Была приглашена сразу по окончании Московского академического хореографического училища. Исполняет ведущие партии в балетах «Иван Грозный» (Анастасия), «Ромео и Джульетта» (Джульетта), «Дон Кихот» (Китри), «Коппелия» (Коппелия) и других.