Предложить можно. Заставить – нельзя
Из двух с половиной тысяч ЖК и ЖСК лишь двести обслуживаются в единых информационно-расчетных центрах. Остальные (к ним относятся и некоторые ТСЖ) предпочитают вносить деньги за услуги ЖКХ на расчетный счет кооператива. Противоборство идет уже несколько лет… Чем оно вызвано? На недавней встрече руководителей ЖСК и представителей государственного унитарного предприятия, объединяющего расчетные центры, об этом и шла речь. Ниже – изложение выступлений, где представлены разные точки зрения.
Только кассовый аппарат…
Любовь Вишнинская, председатель ЖСК «Кадр» (Федеративный пр., 38, корп. 2):
– Вопрос перехода в ЕИРЦ имеет большое значение, поскольку вообще связан с правомочностью существования кооперативов и товариществ. В принципе не возражаю против такого перехода. Но вот представьте: если все останется как есть, и члены кооперативных домов понесут деньги – минуя собственную бухгалтерию – в ЕИРЦ, счет ЖСК оголится. Конечно, сам-то счет сохранится – иначе как содержать председателя и бухгалтера ЖСК (а должности эти кооперативам необходимы, ликвидировать их нельзя). На этот счет могут поступать отчисления на капремонт и некоторые другие мероприятия, которые ЖСК сочтет необходимыми для себя (например, благоустройство территории). Но ни к Мосводоканалу, ни к МОЭКу все это отношения не имеет.
Не следует также забывать, что кооператив несет ответственность за выполнение обязательств, записанных в договоре.
С другой стороны, рушится вся система бухгалтерского учета в кооперативе: «расход» есть, а «прихода» нет: практически все деньги уйдут поставщикам услуг. Но ведь при этом необходимо сдавать отчеты в налоговую инспекцию, перечислять определенные суммы в соответствующие фонды… Полный абсурд!
Отняв у нас функцию влияния на поставщиков, по сути – ликвидировав счет этих организаций, у кооперативов отнимают все полномочия. Зачем тогда вообще ЖСК?
Мы предлагаем ЕИРЦам: «Вместе с расчетами с коммунальщиками возьмите на себя и заключение договоров между ними и кооперативами». «Нет, – отвечают, – делайте это сами, а платите нам».
А если дело дойдет до суда? И ходить туда, и платить придется жилищным объединениям. ЕИРЦ окажется в стороне. Он, по сути, только счетная машина: принимает платежи у населения и затем – через соответствующий банк – переводит поставщикам услуг. Претензии к поставщикам – не его забота. Нет этого (разрешения конфликтов с монополистами) и в условиях договора с центром. Зачем же, спрашивается, нам договор с ЕИРЦем?
Можно высказать и другие соображения. У жильцов нередко возникают вопросы по платежам. Одному не учли субсидии, другому приписали вторую квартиру… Ехать в ЕИРЦ, выстаивать очередь, чтобы все это выяснить? А у нас всегда можно обратиться к собственному бухгалтеру (который располагается в том же доме, где живет человек) и получить ответы на все вопросы. Неясно – переспросишь. А в ЕИРЦе такое невозможно.
Я уже не говорю о том, что для них компьютер стал своего рода алиби. «Такая программа, – говорят. – Мы ничего не знаем». Жалобы не слушают. И чаще всего человека посылают в ту организацию, которая сомнительные начисления производила. Идите, дескать, ищите правды.
Или взять доставку единых платежных документов (ЕПД) жителям. Она производится нерегулярно, иногда документы и вовсе не попадают к гражданам. Но если просрочена дата платежа – жильцу начисляются пени. Возможны и другие санкции – вплоть до отключения от ресурсов. Зачем же нам жить все время под страхом наказания? Собственная бухгалтерия всегда под контролем председателя ЖСК (столы рядом). Здесь задержки исключены.
Знаю пример, когда пайщики ЖСК внесли через центр в МОЭК 600 тыс. руб., но те получили сумму по частям – по 200 тыс. Причем с большим перерывом. А все претензии – к кооперативу.
Или возьмите паспортный стол. Сейчас он находится в ведении ЕИРЦев. Но там отказываются выдавать информацию для составления списков граждан, получающих субсидии. Как же бухгалтерии ЖСК составлять смету дома?
Или в доме делался капитальный ремонт. Дошли до электропроводки. Нужно согласие ДЕЗа. А там говорят: «Разрешим, если покажете договор с ЕИРЦем». Разве это нормально? Нас, по сути, заставляют вступить в ЕИРЦ.
Все ли вы знаете о центрах?
Илья Рыбальченко, советник генерального директора ГУП «Московский городской единый информационный центр», юрист:
– Главные вопросы: выгодна ли система ЕИРЦев для жилищных объединений, стоит ли она тех денег, которые люди платят, присоединившись к ней? При этом мы прекрасно понимаем, что вы – собственники, время городского жилья уходит, и то, что решите вы, – будет важно для всех многоквартирных домов. Ведь подавляющая часть жильцов как раз и состоит из владельцев помещений.
Мне кажется, что причиной недоразумений является то, что пайщики и члены ТСЖ не располагают всей полнотой информации о центрах. Отсюда и недоверие к ним. А ведь удобств гораздо больше, чем недостатков (а то, что они есть – не отрицаю, система находится в стадии становления).
Первое достоинство, о котором не все знают: МОЭК и «Мосводоканал» в типовые договоры с объединениями (в случае, если они работают с ЕИРЦем) начнут записывать новое условие: никаких дополнительных сумм за обслуживание (по договоренности со Сбербанком) на коммунальные платежи начисляться не будет. Сейчас, как известно, с ЖСК и ТСЖ за такую услугу в банке берется три процента. Теперь эти деньги – обслуживание не может быть бесплатным! – будет вносить поставщик. Что же касается самих ЕИРЦев – они работают бесплатно для всего населения.
Как известно, когда возникают претензии к поставщикам, их может разрешить только суд. Так вот, отныне все судебные расходы – когда речь идет о жилищных объединениях – будут брать на себя коммунальные службы. Ни у кооперативов, ни у товариществ такие разбирательства не заберут ни рубля.
И, наконец, третье и, возможно, самое главное – плата за отопление по приборам учета. В зимний период, как известно, сумма возрастает, и порой значительно. Если же такие расчеты будут производиться через ЕИРЦы, МОЭК решил пойти навстречу жилищным объединениям: он согласился принимать платежи в рассрочку – по одной двенадцатой общей суммы каждый месяц, в расчете на прошлый год. В летний период будет производиться перерасчет – кто кому должен. И если случится переплата – ее вернут.
Теперь что касается качества услуг. Договор – договором (кто бы его ни заключал), но диктовать качество будут не условия, записанные в соглашении, а сам рынок.
Поставщики все больше понимают: работать плохо – себе в убыток. А потому, если и случаются срывы, дело чаще всего до суда даже не доходит. Все решается путем мирных переговоров.
Конфликты с платежами. Да, такое раньше случалось. Но сейчас число возникающих споров также снизилось. Работа коммунальных предприятий и в этом отношении становится все более прозрачной. Нынче в ЕИРЦе – в режиме реального времени – всегда точно ответят на вопрос, сколько и за какую услугу вы заплатили. Да, и здесь случаются недоразумения, но они скорее исключение, чем правило. На основании отдельных и достаточно редких недостатков нельзя судить о работе системы в целом.
И уж кстати: наша система – самая крупная биллинговая система в мире (биллинг – процесс персонифицированного выставления счетов за пользование тарифицированными услугами). Такой больше нет нигде. Ежедневно в ней заняты четыре тыс. операторов. Сейчас в Москве можно внести платежи в 25 тыс. (!) пунктах – в любой крупной торговой точке. Так же, как вы оплачиваете товар.
Скоро введем новое удобство: сумма будет считываться с ЕПД и приплюсовываться к общей покупке в том же магазине. Никаких «комиссионных» за это брать не будут. Так что вопросы «Надо, мол, ехать в ЕИРЦ, стоять в очереди» – отпадут сами собой.
Согласен: в ЖСК можно спуститься раз в неделю к бухгалтеру и заплатить деньги. Но если именно этот день у вас вдруг занят? А вот в магазины человек ходит ежедневно. Здесь платить удобнее.
Или, допустим, вы идете мимо магазина и вспоминаете, что забыли квартирную платежку. Возвращаться домой? Отнюдь. Можно зайти в любое отделение Сбербанка, назвать свою фамилию, и оператор мгновенно сообщит вам все ваши данные.
Теперь об отдельных претензиях пайщиков к ЕПД. Дескать, они видят в нем строку «страхование» – и считают это навязанной услугой. Ничуть не бывало! Не хотите страховаться – никто и не заставляет! В том же платежном документе – две суммы: со страхованием и без. Человек сам, без всякого принуждения, делает выбор: какую сумму ему принять. При этом он ставит в документе соответствующую отметку. Не поставил, не сделал выбора – у него этот документ просто не примут. Где же здесь принуждение?
В ЕПД есть строчка: «Изменения вносить нельзя». Некоторые сетуют: мол, это ограничивает свободу выбора («А если я не согласен с цифрой?»). Или в единый платежный документ вписана услуга, которую человек не получал. Все равно платить? Да, платить. Нужно это по технологическим причинам – данные документа уже заложены в программе. Исправления – это каменный век.
В городе, как я сказал, 25 тыс. терминалов – как они узнают о ваших изменениях? Подобные правки внесут путаницу в расчеты. Но это не значит, что вы не можете протестовать: в каждом ЕПД указан телефон, по которому можно позвонить. Недоразумение разрешится быстро.
Теперь о том, что касается непредставления данных паспортным столом. Но ведь именно такое условие (учитывая, что информация паспортного стола конфиденциальна) и должно быть записано в договоре между центром и жилищным объединением. А если нет договора – какие претензии? В любом случае необходимо грамотно оформить заявку. С соблюдением всех правовых норм. Так что необходимые сведения ЖСК получит.
ОТ РЕДАКЦИИ
Возможно, пайщики получили ответы не на все вопросы. Но ведь это не последняя встреча… Пока лишь заметим: ни жилищные кооперативы, ни ТСЖ обязать рассчитываться так, а не иначе никто не вправе. Все решают сами жильцы, сами собственники. О том, насколько убедительными окажутся доводы городской расчетно-информационной службы, какое количество ЖСК и ТСЖ склонятся в их пользу, «КР» расскажет в дальнейших публикациях.