Московская жилищная газета

Жилищные программы

Опубликовано на сайте: 26 июля 2007 г. 12:31
Публикация в газете: №30 (653) от 26 июля 2007 г.

Политсезонное обострение

Политсезонное обострение

Выборы в России надо бы сделать перманентными – столько заманчивых предложений от кандидатов сыплется в это время! Одни обещают расселить всю страну по загородным коттеджам. Другие грозятся капитально отремонтировать жилье... Выполнят или нет – неведомо, а слушать приятно.

Сложите лозунг из трех слов

Самое щедрое предложение избирателям сделал председатель Совета Федерации Сергей Миронов. По его мысли, жилье надо раздавать вообще бесплатно – как в старые добрые времена. Если не все квартиры, то хотя бы половину. Инициатива сенатора, надо сказать, возникла не на пустом месте.

По мнению спикера СФ, наша страна очень далека от того, чтобы жилье в ней действительно стало доступным. Нельзя сводить дело только к увеличению объемов строительства, развитию ипотеки и других финансовых инструментов. Надо обратить внимание еще и на сами механизмы предоставления жилья. Основную ошибку С. Миронов видит в том, что акцент сегодня делается на рынок и продажу жилья в собственность. И впрямь, практически все без исключения госпрограммы (если хотите, вся жилищная идеология) укладываются в один незатейливый лозунг: «Граждане, приобретайте жилье!». А мы (государство) будем стремиться сделать так, чтобы оно было доступным.

– Все это замечательно, – объясняет С. Миронов, – но давайте скажем себе честно, что даже по ипотеке лишь пять-семь процентов населения страны могут приобрести себе жилье. Я склонен верить первой цифре. С учетом разрабатываемого сейчас закона о строительных сберегательных кассах еще примерно 25 процентов россиян смогут по новой схеме накопить на квартиру. Остальные 70 процентов никогда – я сделаю здесь ударение – никогда в ближайшие годы и десятилетия, исходя из уровня доходов, не смогут приобрести жилье в собственность.

Насчет пяти процентов спикер, видимо, погорячился. Все, конечно, плохо, но не до такой уж степени. К примеру, министр регионального развития Владимир Яковлев утверждает, что 19 процентов населения реально способны решить жилищный вопрос за свои или заемные деньги.

Однако С. Миронов продолжает отстаивать свою позицию на примерах. По его данным, в Волгограде 12 тысяч очередников. В 2006 году жилье получили только... 13 семей. Легко посчитать, что последнему в очереди надо ждать тысячу лет.

Или взять такую приоритетную программу, как «Молодой семье – доступное жилье». За прошедший год его получили 41,7 тысячи семей. Но в России ежегодно заключается миллион браков. Если прикинуть, сколько им ждать, то за это время и их правнуки перестанут быть молодыми.

Для новых очередников после вступления в силу Жилищного кодекса проблема получения социального жилья еще более усугубилась. Она «решается» путем отсечения большинства претендентов по формальному признаку, например, через занижение порогового уровня материальной обеспеченности семьи. Это не решение вопроса по существу, а поиск предлога, чтобы ничего не решать.

Настроившись на критику

Руководитель СФ не одинок в своем мнении. Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман считает, что национальный проект формально обращен ко всем гражданам России. На деле же основное внимание в проекте уделяется рыночному механизму повышения доступности жилья для отдельных категорий граждан.

Выход С. Миронов видит в том, чтобы строить жилье за государственные деньги и распределять его бесплатно. Сейчас примерно пять процентов всех новостроек – социальные. Сенатор категорически настаивает на том, что эта цифра должна быть примерно в десять раз больше. То есть 50 процентов жилья в России должно строиться для распределения по социальному найму.

Заявление по нынешним временам совершенно неординарное. Автор заранее настроился на критику оппонентов:

– Некоторые любители макроэкономических показателей и прочего скажут: ага, мы тут рынок строим, а вы хотите что-то раздавать бесплатно. Специально для них я подготовил примеры. В Великобритании 21 процент – это жилье по социальному найму, в Нидерландах – 35 процентов. То есть ничего необычного здесь нет.

Никаких особых проблем с организацией социального строительства С. Миронов не видит. Регионы, конечно, с финансированием половины от всего объема строительства не справятся. Значит, платить должен федеральный бюджет:

– Я думаю, когда мы говорим о создании фонда будущих поколений из стабилизационных средств, то не нужно забывать о нынешнем поколении, о ныне стоящих в очередях.

С застройщиками тоже не должно возникнуть затруднений. С. Миронов говорит, что хорошо знаком с ценами продажи и реальной себестоимостью жилья. Норма прибыли доходит до 150 процентов. Когда же строительные компании берут подряд у госзаказчика, то устанавливается требование: норма прибыли – 20 процентов. Но! Если застройщик соглашается, то получает гарантированный заказ на 10–15–20 лет. Любая компания поймет свою выгоду. Ведь все проблемы землеотводов решает государство, все проблемы сдачи дома в эксплуатацию – тоже оно. Только строй.

Это было недавно, это было давно...

Сенатор уверяет, что строительные компании согласятся. Ведь до 40 процентов себестоимости квартиры – это всевозможные накладные расходы в виде взяток чиновникам за получение тех или иных разрешений. Но если бы организацию строительства социального жилья взяла на себя государственная корпорация, все проблемы с выделением земли, взаимоотношением с государством и чиновниками она решала бы сама. Строителей это вполне устроило бы.

С. Миронов, правда, запамятовал, что при распределении госзаказа есть еще такое понятие, как «откаты». Но будем считать это сущей мелочью на фоне всеобщей гармонии. Тем более что строители в лице Н. Кошмана уже согласились:

– На наш взгляд, жилищный фонд социального использования должен формироваться за счет прямого бюджетного финансирования. Его заказчиком должны выступать государство и муниципалитеты, подрядчиками – частные коммерческие компании, выбираемые в рамках соответствующих процедур.

Теоретически в предложениях С. Миронова действительно нет ничего невозможного. Ведь было же время, когда в России строили примерно 80 млн. кв. метров жилья в год (почти вдвое больше сегодняшнего) и 90 процентов из него предоставляли бесплатно. А заодно умудрялись бесплатно и капитально ремонтировать старое. Да еще строили пусковые шахты для ракет. Было это не так давно, чтобы успеть окончательно разучиться и потерять все секреты мастерства.

Однако министр Яковлев аккуратно придерживает спикера Миронова:

– Не все так просто, проблем очень много. Хорошо бы эти красивые цифры по социальному найму приводить с участием министра финансов, министра экономики...

Посчитаем – прослезимся

Поскольку перечисленные чиновники публично не обозначили своей позиции по данному конкретному предложению, попробуем инициативу Сергея Миронова «на зуб» с помощью цифр сами.

Итак, всего через три, как минимум, года Россия должна вернуться к строительству 80 млн. метров жилья в год. Вообще-то уже обозначена более серьезная задача (в 140 млн. кв. метров), но мы пока ограничимся минимумом. Обозначенная спикером половина составляет 40 млн. кв. метров. Себестоимость строительства, по данным Минрегиона, находится в среднем на уровне 20 тыс. руб. за кв. метр. Даже если ничего не подорожает (и если забыть о скромной прибыли), то «бесплатное» жилье обойдется федеральному бюджету в 800 млрд. рублей. Для сравнения: недавно с помпой объявлено о выделении 100 млрд. рублей для переселения россиян из аварийного жилья. Причем программа рассчитана на пять лет. Надо понимать, это максимум, на что способна страна. А предложение Миронова требует сумму в восемь раз больше, и каждый год! О чем вы, Сергей Михайлович?

Впрочем, меня гораздо больше смущает иное обстоятельство. Вообще-то Россия – не бедная страна, денег в ней много. Их, возможно, хватило бы на то, чтобы все люди сами могли обеспечить себя жильем. Но проблема в том, что распределение доходов крайне неравномерно. Основная масса несметных богатств сосредоточена в руках очень узкого круга людей. Нигде в цивилизованном мире такого расслоения общества давно нет. Поэтому если у нас руководитель сената уверенно утверждает, что основная масса населения никогда не будет способна купить жилье, то тем самым он по умолчанию соглашается с консервацией дикого неравенства еще на десятки лет...

Сергей Домнин

Другие статьи на тему: Жилищные программы

  • Кунцево: перемены широкого масштаба
    С присоединением новых земель Кунцево стало самым большим районом на Западе Москвы. Сегодня это основная строительная площадка округа. Здесь продолжается снос пятиэтажек, идет комплексная реконструкция старых кварталов. О перспективах развития района и новосельях к Новому году корреспонденту «КР» рассказал первый заместитель главы управы Сергей Козлов.
  • Рождество отметят на Рождественской
    Новые микрорайоны Некрасовки продолжают заселяться московскими очередниками. «КР» познакомился еще с одними новоселами, которые здесь получили по договору социального найма просторную трехкомнатную квартиру.
  • Так хочется верить!
    Распоряжением от 30 ноября 2012 г. №2227-р председатель правительства России Дмитрий Медведев утвердил государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
  • Владимир Говердовский: Наш вектор развития – социальный
    На очередном заседании правительства Москвы рассматривалась реализация программы комплексного развития Северо-Западного округа. О том, что сделано за два года, отчитывался префект СЗАО Владимир Говердовский. На следующий день он провел пресс-конференцию, где рассказал не только об итогах работы, но и не решенных проблемах, ближайших планах.
  • Новоселья на проспекте Защитников Москвы
    С присоединением новых территорий Некрасовка на наших глазах превращается в один из самых крупных и перспективных столичных районов. Сегодня Люберецкие поля – основная строительная площадка города, где возводится жилье и для московских очередников. С новоселами, которые воспользовались социальной ипотекой, пообщался корреспондент «КР».