12:03:46
19 июля 2024 г.

Стой, выделять буду!

ЖКХГосдума приняла закон о создании Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Достоверно о нем известно лишь одно – это его размер (250 млрд. рублей). А вот вокруг того, что мы получим в результате, – сплошные вопросы.

И на том спасибо…

О Фонде говорят много, и он того, очевидно, заслуживает. Еще бы, 250 млрд. рублей! Такие деньги на дороге уж точно не валяются. Однако, несмотря на обилие слов, вопросы не убывают. И главный из них: для чего создается Фонд?

Как для чего?! – удивятся отцы-учредители. Для капремонта жилья, для переселения граждан из аварийных домов… Это-то понятно, вопрос в другом. В какой мере будет решена проблема? Какова задача Фонда – отремонтировать все жилье? Или только его часть? А если часть, то какую? Это нормальная постановка любого вопроса: сначала формулируется задача, потом под нее выделяются ресурсы. Если ресурсов не хватает, то задача корректируется. И так до тех пор, пока одно не будет соответствовать другому.

Те же вопросы встают относительно расселения из ветхого жилья. Сказано только, что снесены должны быть дома, признанные аварийными до 1 января 2007 года. Но просто понятие аварийности тут мало подходит, поскольку весьма и весьма растяжимо. В конце концов, стояли же они долгие десятилетия, постоят еще… Известно много случаев, когда один год дом числился в аварийных, а на следующий – чудесным и непонятным образом исцелялся. Или наоборот – сколько домов не попадает в список аварийных только потому, что давно… вообще уже нигде не числятся. А бывает, они числятся снесенными, но на самом деле стоят на том же месте.

Если кому-то суть вопроса не ясна, можно спросить и так: кто из россиян знает сегодня, что его дом переселят или отремонтируют? Сколько граждан уверены, что попадают под действие Фонда? Ответ: ни единого человека…

А может быть, задача Фонда, как следует из названия, – продвинуть вперед реформу ЖКХ? Но согласимся, что реформирование ЖКХ – это одно (к примеру, вывоз мусора, уборка территории, замена лампочек в подъезде), а расселение из ветхого жилья – совсем другое (прежде всего оно подразумевает новое строительство!). Причем ремонт находится где-то посередине между ними.

Получается, Фонд – нечто вроде морковки, которую на палке привязывают к голове осла, чтобы он веселее бежал вперед. В данном случае – двигался по пути коммунальных реформ.

Впечатление такое, будто просто-напросто выделена крупная сумма и поставлена задача – потратить ее. Потратить, конечно, целевым образом. Расходы Фонда жестко регламентированы: 100 млрд. рублей – на переселение, 150 млрд. – на ремонт. Но о том, сколько семей переселить, сколько метров отремонтировать, – не сказано ни слова. Видимо, пожелание подразумевается: «Вот деньги, сделайте, сколько сможете». Представляете, как просто будет воровать и растаскивать, если управляющему деньгами сказано, какого товара купить, но не сказано, сколько!

«А оно вам влияет?»

Любопытно было бы узнать: почему переселение обитателей ветхого жилья ставится в зависимость от многочисленных неочевидных факторов, которые от самих переселяемых ни в малейшей степени не зависят? Ведь в соответствии с принятым законом, деньги из Фонда перепадут регионам или муниципалитетам, только если они сами раскошелятся примерно на такую же сумму. И еще процентов пять должны подкинуть непосредственно граждане. А если у региона нет этих денег? Как быть, когда часть граждан согласна поучаствовать в деле своими деньгами, а другая часть – не хочет или не может?

Но если бы условие было только одно! А то их больше десятка. Причем ни на одно из них сами граждане (потенциальные «подопечные» Фонда) повлиять не могут. Надо, к примеру, чтобы повсеместно были созданы ТСЖ, чтобы по всему региону была введена стопроцентная оплата населением коммунальных услуг. Чтобы оказывали эти услуги по преимуществу частные, а не государственные структуры. А если этих частных – физически нет?

Можно перечислять условия и дальше, но простому смертному вникать в них нет смысла: он все равно ничего не может с этим поделать. Сие от него не зависит.

А теперь мысленно поставьте себя на место жильца разваливающегося дома. Человек знает, что на его переселение государством выделены деньги, но до него они не дойдут (из-за нерадивости чиновника, упрямства соседа). Каково?!

И вообще, тем ли достанутся деньги, кому предназначены? Ведь может статься, что там, где они необходимы в первую очередь, местная власть при всем старании не сможет выполнить поставленные условия. Тогда она денег не получит, а сэкономленные средства будут перераспределены между другими, более успешными регионами.

Наконец, представим, что деньги поступили в муниципалитет. Нет никакой гарантии, что они пойдут на расселение самого бедственного здания, а не того, при сносе которого будет очищена коммерчески выгодная площадка.

Впрочем, довольно загадок, перейдем к отгадкам.

Инфляция – отдыхает

Раз уж этого не сделали отцы-основатели, попробуем самостоятельно ответить на главный вопрос – на что рассчитан Фонд?

Начнем с переселения. На него выделено 100 млрд. рублей. По данным Минрегионразвития (именно в его компетенции находится строительство), себестоимость возведения одного кв. метра в среднем по России составляет 20 тыс. рублей. Делим первое на второе и получаем пять млн. кв. метров. Но уже сегодня в категорию аварийных зачислено более 11 млн. кв. метров.

В расчете никак не учтен так называемый коэффициент переселения. К примеру, из московской практики известно, что при сносе одного кв. метра для расселения требуется 1,7 метра. Значит, строить надо примерно 19 млн. кв. метров. Или будем переселять, как сельдей, – из старой бочки в новую?

Об инфляции можно не говорить, поскольку главное в другом: в стране есть еще почти 100 млн. кв. метров ветхого жилья, которое вообще выпадает из поля зрения. Имеется в виду категория просто нуждающегося в ремонте жилья. Такого около 1,6 млрд. кв. метров. Теперь попробуйте представить 16 нуждающихся в ремонте домов, выберите из них наихудший, это и будет ветхий. Так вот, он в сферу интересов Фонда… не попадает.

Оптимизм со слезой во взоре

С ремонтом намного хуже. Чтобы отремонтировать кв. метр, надо, по сведениям Минрегиона, никак не меньше десяти тыс. рублей. Умножаем эту сумму на 1,6 млрд. кв. метров и получаем затраты в 16 трлн. рублей!

Правда, существуют более скромные оценки «недоремонта» – от восьми до десяти трлн. А на сколько можно рассчитывать в реальности? 150 млрд. в Фонде, плюс регионы, плюс жители… Итого: максимум 400 млрд. рублей. В двадцать раз меньше минимальной потребности. То есть создание Фонда – это пять процентов дела и 95 – пиара.

…И все же, несмотря на всю критику, скажу: хорошо! Хорошо, что Фонд создается – с чего-то ведь надо начинать. Хорошо, что хотя бы часть людей переселят, а часть жилья отремонтируют. Кроме того, расцениваю рождение Фонда как официальное признание государством существования проблемы, с которой населению в одиночку не справиться.

Через пять лет Фонд израсходует деньги и закроется. И тогда этот прискорбный факт заставит задуматься о следующем шаге. Ведь проблема-то останется – она, как сказал бы старина Хемингуэй, всегда с нами!

Ну а что до воровства и бестолковщины, так у нас без них – никуда.

Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация