23:30:44
11 апреля 2021 г.

Марат Ка: «В моих проектах нет розеток и выключателей»

В гостях у звездыОн не называет себя творческим человеком, но создает совершенно уникальные интерьеры. Умело сочетает, казалось бы, несовместимые вещи. Не придерживается моды – предугадывает ее. Он настоящий мастер своего дела, убежденный, что главное в его профессии – это наблюдательность. Он – это непревзойденный декоратор Марат Ка.

«Поверхностный» человек

– Вы профессиональный архитектор. Но архитектурой в России не занимаетесь. Почему?

– Архитектура – сложная наука, требующая профессиональной подготовки. Причем не только архитектора, но и заказчика. В России работа архитектора немножко напоминает партизанскую войну… И к тому же я принадлежу к иной архитектурной школе, обучен совсем другому. Не могу, например, чертить в сантиметрах, черчу в дюймах. Не могу это делать в нелицензионных программах, потому что программа должна полностью раскрываться. Я занимаюсь куда более интересной вещью, чем архитектура. И я счастлив…

– Вас еще называют специалистом по поверхностям. А с какими поверхностями работаете?

– С последним слоем. С тем, что видят наши глаза.

– Почему занялись именно этим?

– Современной архитектуры не существует. Она ушла, умерла…

– А что же тогда есть?

– Инженерия с отделочными материалами. Архитектура уже сказала все, что могла. Поэтому я выбрал ту часть, что называется «отделочные материалы».

– Наверное, есть любимые материалы, цвета…

– Нет. Как и у любого музыканта, у ремесленника не может быть любимых мелодий. Скрипач не может сказать, что ему нравится Шопен или Чайковский. Нужно просто играть… Плохо или хорошо.

Как у них и как у нас

– Знаю, что вы весьма востребованы на Западе. Не думали остаться там?

– Жил в Америке, но вернулся. Жена отказалась там жить, и мы уехали. Случилась странная миграция. Уже во взрослом возрасте приехал в Россию.

– И где комфортнее живется и работается?

– Хорошо там, где я есть. Это серьезно, это моя позиция, мое отношение к жизни.

– Есть какая-то специфика проектов для России и Запада?

– Наверное, есть. Домом обычно занимаются люди пяти профессий: архитектор, инженер, строитель, интерьер-дизайнер и декоратор. В России многие до сих пор путают эти понятия. А для меня существует четкое разграничение. Архитектор – это тот, кто придумывает. Инженер занимается начинкой проекта. Интерьер-дизайнер тратит деньги, то есть покупает кресла, стулья, столы, картинки – все то, что наполнит интерьер. Декоратор из всего этого создает индивидуальный интерьер. Это разные специальности.

В поисках жанра

– Давно ли открыли в себе стремление к красоте?

– Не стремлюсь к красоте, просто делаю то, что хотят люди…

– Но вам же это нравится…

– Мне нравится все, чем бы ни занимался. Даже если буду мести улицы, буду делать это точно так же хорошо и аккуратно.

– Значит ли это, что любите себя в профессии?

– Я себя вообще не люблю. Просто очень большая моральная ответственность перед заказчиками. Любая вещь достойна того, чтобы быть сделанной хорошо. А вопрос «красиво – некрасиво» – очень субъективен.

– А в чем, собственно, красота?

– В идеально сделанных вещах. Например, в деревянных часах. В старой машине, в механизме. В изяществе инженерии, совмещенной с эмоциональностью использования. А сколько золота при этом пошло – не важно. Может быть красивым крошечное здание в 20 кв. м, которым удобно пользоваться, идеально вписанное в ландшафт.

– Что для вас творчество?

– Творчество – это то, чем занимаются балалаечники. Я не занимаюсь творчеством, я работаю. И для меня это тяжелая работа.

– Как приходят идеи?

– Не знаю. Люди, которые бывают в мастерской, смотрят на люстры и не понимают – что это, откуда… Недавно позвонил один очень хороший архитектор и спросил, где я купил эти фонари. Его клиентка хотела такие. Оказывается, никто не догадался, что это простой уличный фонарь… Очень мы невнимательны, живем, не поднимая глаз на небо, не смотрим под ноги.

– То есть, другими словами, чтобы делать уникальные вещи, достаточно быть наблюдательным?

– Конечно. Я ремесленник, а не художник. Маляр.

– В таком случае, очень профессиональный… А за модными тенденциями в интерьер-дизайне следите?

– Нет. Я их создаю. Некоторые вещи, которые придумал два-три года назад, вдруг неожиданно возникают как мода. Например, меня называют родоначальником модного сегодня увлечения орнаментами. Это неверно. Я не родоначальник, я просто предугадал заранее. Это направление активно развивается не только в России, но и во всем мире.

О корове, сгущенке и других отвлеченных вещах

– Что, на ваш взгляд, нужно для комфорта?

– Книги, мастерская, тишина… Банальные вещи.

– И что окружает – неважно?

– Нет. Корове, чтобы давать молоко, совсем необязательно есть сгущенку… (Улыбается.)

– Но что-то уникальное в вашем доме все-таки есть?

– Да, мои коллекции. Очень большая – восточной живописи. В основном грузинской, армянской, много старых миниатюр. Современную живопись не люблю. Еще собираю вручную сделанные книги – так называемые песенники. Есть солидная коллекция старых инструментов и старых рам. Это в России. А в Америке у меня известная коллекция чайников и старых игрушек.

– Где все это храните?

– Не храню, я этим пользуюсь.

Секреты идеального комфорта

– Согласитесь ли с мнением, что молодое искусство – для молодых?

– Нет, не соглашусь. Оно может быть только одно, как рыба, – свежее или несвежее. Из всех искусств единственное совершенное – это музыка, она прекрасна. Что касается живописи – она достаточно субъективна. Подвержена PR, рекламе.

Архитектура же может быть подвергнута более серьезному анализу. Скажем, Москва – прекрасный город… Хотя многие считают его ужасным с точки зрения архитектуры. А мне нравится… Да, это такой большой несуразный ужастик, но он – живой, чудесный. А вот Питер абсолютно не воспринимаю. Наверное, в нем есть своя прелесть, но для меня это искусственный город.

– В чем задача декоратора?

– Все мы не можем жить по законам природы – живем вопреки ей. Отличаемся от других созданий тем, что физически не приспособлены к жизни, поэтому стараемся создать для себя идеальный комфорт. И моя задача – сделать его для других идеальным.

– А разве он бывает таким?

– Идеальный – это когда спокойно, как в отношениях. Ничто и никто не раздражает. Так же и в интерьере.

– В своих проектах вы стараетесь спрятать чудеса техники, у вас не увидишь телевизора…

– А еще не увидите розеток, выключателей и так далее…

– Они что, не эстетичны?

– Дело не в этом. Новые вещи быстро стареют. Потом старение замедляется. Как написал гениальный Цхартишвили (Борис Акунин. – Ред.): «Человек начинает свой путь к смерти, как только он родился». Он начинает стареть. Техника – самая знаменитая в прогрессе вещь. И, как правило, сразу устаревает, как только появляется на прилавках. А тем более, когда попадает к нам домой. Компьютерщики говорят: устаревает морально, а я бы добавил: и эстетически тоже, даже в хай-тековском интерьере. Но мы же не можем отказаться от ее использования или внести в дом, к примеру, старый телевизор… Хотя не представляете, насколько хорошо он будет смотреться даже в самом современном интерьере! Правда, показывать будет плохо… Поэтому предпочитаю прятать вещи, которые легко сможете поменять на более совершенные, и это никак не отразится на интерьере. Вы же его создаете не на день и даже не на год…

– Наверное, есть секреты в создании интерьера?

– Маленькую комнату нельзя сделать большой, а низкий потолок – высоким. Это бессмысленно. Но маленькую комнату можно сделать уютной, а низкий потолок – незаметным…

– И какими средствами можно этого добиться?

– Потолок должен отвечать полу. То есть если у вас темный пол, то и потолок должен быть темным. Если совсем низкий, он должен быть орнаментальным. И дело не в том, что я люблю орнамент. Для меня в интерьере важна причинно-следственная связь, все должно быть логично.

Не из тех я мальчиков, что…

– Расскажите о работе на телевидении. Чем вызван такой интерес?

– Возможностью делать то, что не делаю в обычной жизни…

– Еще одна возможность реализовать себя?

– Да я уже давно себя реализовал! Мне скучно… Не из тех я мальчиков, которые пьют пиво, ходят на футбол, охотятся, рыбачат, просиживают над марками. Поэтому телевидение для меня – скорее хобби. Хотя к телевидению отношусь так же профессионально, как и к работе.

Татьяна Щербатых

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация