23:30:44
11 апреля 2021 г.

Голоса из хора

ЖКХДискуссии вокруг ЖК РФ, обсуждение реформы ЖКХ, как правило, проходят на «высшем уровне», среди чиновников. Жильцов к этим спорам не приглашают. Тем больший интерес вызвал «круглый стол» в префектуре Северо-Восточного округа, где встретились руководители жилищных объединений и представители административных структур не только самого округа, но и города, а также Мосгордумы.

Все в ТСЖ?

Особо острая дискуссия разгорелась вокруг недавно опубликованного постановления правительства Москвы «О программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов на 2007–2009 годы». Курс на их расширение и укрепление – один из важнейших аспектов городской социальной политики. Вот характерные цифры: сейчас в Северо-Восточном округе – 71 ТСЖ. Но уже до конца года подготовительные работы к организации товариществ (а это в первую очередь описание общего имущества) должны быть проведены еще примерно в 600 домах. Станут ли они ТСЖ – другой вопрос, это решат сами жильцы, но город (округ) предпринимает важные шаги, чтобы облегчить людям создание своей организации, стимулирует этот процесс. В частности, предлагает в первую очередь осуществлять капремонт в домах, где уже есть товарищества.

Но не станет ли это очередной «коллективизацией»? ТСЖ – нелегкий хлеб. Только чтобы зарегистрировать его, надо пройти сложнейшую бюрократическую процедуру. А обещанные преимущества – земля, помещения, бюджетные дотации, равные с городскими домами тарифы на обслуживание – то ли дадут, то ли нет. Повод для сомнения: обо всем этом говорилось и раньше, но так и не реализовалось. Особенно беспокоятся ЖК и ЖСК. Там объединения уже есть. Что стоит поменять аббревиатуру? Не захотят жильцы, заставят. Как – непонятно. Конечное слово все же за гражданами, но у чиновников есть разные методы уламывать несогласных…

Как избежать насильственного обращения жильцов в «товарищей»? Высказывались разные мнения. Люди еще не готовы – чисто психологически – почувствовать себя хозяевами своих домов, боятся ответственности, которая отныне будет возлагаться на них. Ломать же стереотип мышления надо не декларациями-постановлениями, а конкретными делами. Это куда труднее. Разрешите, в частности, ряду ТСЖ реально зарабатывать и тем самым снизить квартплаты (хотя бы повесить рекламу на домах – формально и сейчас никто не запрещает, но пойди поборись с городским агентством!), дайте им землю в собственность – и жильцы сами потянутся в товарищества.

Не думайте о бойлерной

Актуальнейший вопрос: выбор управляющей компании. Тоже ведь дело новое. Всегда это делал за нас город. Теперь решать должны сами жильцы. А ну как ошибутся? Окажется фирма однодневкой, исчезнет вдруг с их деньгами – где ее искать? Или резко снизит уровень обслуживания в доме. Какую ответственность она несет, если за душой у нее – как однажды выразился мэр – «две метлы, три совка»?

В префектуре около тысячи заявок от компаний, но ни с одной из них договор еще не подписан: префектура так же боится рисковать, как и жильцы. Долго такое, конечно, продолжаться не может – заручатся окружные власти какими-то гарантиями, и в конце концов соглашение появится. Тогда предстоит следующий этап: компания должна заключить договор с каждым из собственников. Примерный вариант такого документа разработан в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и предложен жильцам.

Вот его-то и подвергли жесткой критике на «круглом столе». Причем сразу с двух сторон – он не удовлетворил ни окружные власти, ни жителей. Документ сложный, насыщенный специальными понятиями и чуть ли не такого же объема, как Жилищный кодекс.

– Мы долго думали и остановились на родном ДЕЗе, – сказала председатель домкома Анна Велехова. – Выбирать все равно не из кого – нам не предложили кандидатов. Тем не менее, мы прочитали примерный договор, который бросили во все почтовые ящики. Одолели его немногие. Главные вопросы, которые интересуют жильцов, он обходит.

– Да, он непонятен во многом и нам, – сказал начальник управления жилищного хозяйства префектуры Алексей Жидков. – Что же говорить о жильцах? – И конкретизировал свои замечания: – Чуть ли не половину договора занимает описание общего имущества дома. Ну, скажите, для чего жильцу разбираться в регулировке и утеплении бойлерных? Зачем ему знать, какое давление воды в трубах? Ведь обслуживанием всего этого имущества будут заниматься окружные и районные государственные учреждения инженерных служб, которые сейчас создаются.

Затем он демонстративно поднял книжечку над головой и разорвал ее на две части:

– Вторая часть людям не нужна, не читайте и не подписывайте ее.

Не вешать носа!

Пока самая массовая форма объединений – домкомы. Число их приближается к 10 тыс. Сам факт их бурного роста за последнее время – свидетельство перемен: жильцы начинают понимать, что объединяться необходимо. Но внимания им уделяется куда меньше, чем товариществам. А ведь кадры активистов и, возможно, будущих руководителей ТСЖ рождаются именно там, в домовых комитетах. И там же жильцы проходят первый опыт самоуправления. О том, насколько он может быть успешен, говорил председатель одного из них Борис Каспин (Б. Марьинская, 11, корп. 2):

– В июне этого года нашей «хрущевочке» исполнилось 45 лет, собираются сносить, но проблемы с домом начались уже давно. И мы поняли, чтобы он преждевременно не развалился, надо действовать сообща. Сначала это было просто общественное объединение, а с 2004 года – с выходом московского постановления – стали домкомом. Главная забота – контроль над текущим обслуживанием строения. Подготовка к сезонной эксплуатации, благоустройство, наладка сантехники, отдельные элементы капремонта (в частности, замена кровли) – без подписи домкома не принимается ни одна работа. По нашему предложению построили гостевую автостоянку, кронировали деревья, тщательнее стали обслуживать запирающие устройства. Следим вообще, кто появляется в доме, и теперь – если гость остановился на длительное время – он оплачивает коммунальные услуги.

Конечно, у каждого жильца могут быть свои проблемы. Куда обратиться, кто поможет? Идут к нам, в домком, и мы направляем их по нужному адресу. Ведь у нас связи со многими территориальными службами.

Дальше – больше. Решили помогать людям не только в жилищных, но и вообще в житейских заботах. Так, добились того, что Мещанское отделение Сбербанка изменило свое программное обеспечение. Теперь в нем появились сведения, из каких составляющих состоит пенсия. Старому человеку теперь не надо ездить в органы социального обеспечения, всю информацию он получит в банке в виде распечатки. Торговля, связь, медицинское обслуживание – до всего нам есть дело.

Понятно – воля граждан, пусть даже создавших объединение, еще не стала императивом для всех служб. Не можем получить в ДЕЗе «Останкинский» необходимую информацию о доме. А ведь тратят наши деньги (ибо дотации правительства, по сути, – тоже из наших налогов), а как, на что – от нас скрывают. Но, согласно постановлению правительства Москвы, – должны предоставить информацию! Однако для дирекции нет закона. Такая непрозрачность наводит на всякие мысли… Доходит до смешного. Хотели узнать, кто в соседних домах – старшие по подъезду, дому, а в ответ: «Это служебная информация». Не иначе, как боятся: вдруг люди объединятся не только в своем доме, а, скажем, в микрорайоне? И заставят больше считаться с собой? Не дадим! Не находим мы понимания и в управе района «Останкинский».

Сейчас идет выбор способа управления. На собрании собственников должен быть подписать договор с компанией. А в нем – ее обязательства перед жильцами, набор услуг, расценки и т.д. Рвется в управленцы и наш ДЕЗ. Но договора не дает: «Раньше выберите нас, потом посмотрите свои права». Такой вот абсурд, но в какой-то мере он – примета времени.

Да, непросто жилищному объединению утверждать себя. Долго ли так будет продолжаться? Трудно сказать. Но ясно одно: одними нормативами – пусть это даже Жилищный кодекс – гражданское общество не построишь. Домкомы – пусть маленькая, не всегда авторитетная, но все же ячейка такого общества. Стратегия ясна и лучше всего выражена девизом одного телесериала: «Не вешать носа!». Не сдавая уже достигнутого, понемногу двигаться дальше, отвоевывая у чиновничьей власти все новые и новые зоны влияния.

Такой вот обмен мнениями состоялся в префектуре Северо-Восточного округа. И, несмотря на многие трудности, о которых говорили жильцы, оставил хорошее впечатление: лед тронулся! В непробиваемой броне равнодушия людей к судьбе своего дома появились трещины. Граждане все больше и глубже вникают в жилищно-коммунальные проблемы и даже пытаются сами их решать. А в этом залог того, что реформа ЖКХ не такая уж безнадежная. Что, в конце концов, она состоится – на благо города, но в первую очередь – самих граждан.

Илья Гордон

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация