Голоса из хора
Дискуссии вокруг ЖК РФ, обсуждение реформы ЖКХ, как правило, проходят на «высшем уровне», среди чиновников. Жильцов к этим спорам не приглашают. Тем больший интерес вызвал «круглый стол» в префектуре Северо-Восточного округа, где встретились руководители жилищных объединений и представители административных структур не только самого округа, но и города, а также Мосгордумы.
Все в ТСЖ?
Особо острая дискуссия разгорелась вокруг недавно опубликованного постановления правительства Москвы «О программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов на 2007–2009 годы». Курс на их расширение и укрепление – один из важнейших аспектов городской социальной политики. Вот характерные цифры: сейчас в Северо-Восточном округе – 71 ТСЖ. Но уже до конца года подготовительные работы к организации товариществ (а это в первую очередь описание общего имущества) должны быть проведены еще примерно в 600 домах. Станут ли они ТСЖ – другой вопрос, это решат сами жильцы, но город (округ) предпринимает важные шаги, чтобы облегчить людям создание своей организации, стимулирует этот процесс. В частности, предлагает в первую очередь осуществлять капремонт в домах, где уже есть товарищества.
Но не станет ли это очередной «коллективизацией»? ТСЖ – нелегкий хлеб. Только чтобы зарегистрировать его, надо пройти сложнейшую бюрократическую процедуру. А обещанные преимущества – земля, помещения, бюджетные дотации, равные с городскими домами тарифы на обслуживание – то ли дадут, то ли нет. Повод для сомнения: обо всем этом говорилось и раньше, но так и не реализовалось. Особенно беспокоятся ЖК и ЖСК. Там объединения уже есть. Что стоит поменять аббревиатуру? Не захотят жильцы, заставят. Как – непонятно. Конечное слово все же за гражданами, но у чиновников есть разные методы уламывать несогласных…
Как избежать насильственного обращения жильцов в «товарищей»? Высказывались разные мнения. Люди еще не готовы – чисто психологически – почувствовать себя хозяевами своих домов, боятся ответственности, которая отныне будет возлагаться на них. Ломать же стереотип мышления надо не декларациями-постановлениями, а конкретными делами. Это куда труднее. Разрешите, в частности, ряду ТСЖ реально зарабатывать и тем самым снизить квартплаты (хотя бы повесить рекламу на домах – формально и сейчас никто не запрещает, но пойди поборись с городским агентством!), дайте им землю в собственность – и жильцы сами потянутся в товарищества.
Не думайте о бойлерной
Актуальнейший вопрос: выбор управляющей компании. Тоже ведь дело новое. Всегда это делал за нас город. Теперь решать должны сами жильцы. А ну как ошибутся? Окажется фирма однодневкой, исчезнет вдруг с их деньгами – где ее искать? Или резко снизит уровень обслуживания в доме. Какую ответственность она несет, если за душой у нее – как однажды выразился мэр – «две метлы, три совка»?
В префектуре около тысячи заявок от компаний, но ни с одной из них договор еще не подписан: префектура так же боится рисковать, как и жильцы. Долго такое, конечно, продолжаться не может – заручатся окружные власти какими-то гарантиями, и в конце концов соглашение появится. Тогда предстоит следующий этап: компания должна заключить договор с каждым из собственников. Примерный вариант такого документа разработан в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и предложен жильцам.
Вот его-то и подвергли жесткой критике на «круглом столе». Причем сразу с двух сторон – он не удовлетворил ни окружные власти, ни жителей. Документ сложный, насыщенный специальными понятиями и чуть ли не такого же объема, как Жилищный кодекс.
– Мы долго думали и остановились на родном ДЕЗе, – сказала председатель домкома Анна Велехова. – Выбирать все равно не из кого – нам не предложили кандидатов. Тем не менее, мы прочитали примерный договор, который бросили во все почтовые ящики. Одолели его немногие. Главные вопросы, которые интересуют жильцов, он обходит.
– Да, он непонятен во многом и нам, – сказал начальник управления жилищного хозяйства префектуры Алексей Жидков. – Что же говорить о жильцах? – И конкретизировал свои замечания: – Чуть ли не половину договора занимает описание общего имущества дома. Ну, скажите, для чего жильцу разбираться в регулировке и утеплении бойлерных? Зачем ему знать, какое давление воды в трубах? Ведь обслуживанием всего этого имущества будут заниматься окружные и районные государственные учреждения инженерных служб, которые сейчас создаются.
Затем он демонстративно поднял книжечку над головой и разорвал ее на две части:
– Вторая часть людям не нужна, не читайте и не подписывайте ее.
Не вешать носа!
Пока самая массовая форма объединений – домкомы. Число их приближается к 10 тыс. Сам факт их бурного роста за последнее время – свидетельство перемен: жильцы начинают понимать, что объединяться необходимо. Но внимания им уделяется куда меньше, чем товариществам. А ведь кадры активистов и, возможно, будущих руководителей ТСЖ рождаются именно там, в домовых комитетах. И там же жильцы проходят первый опыт самоуправления. О том, насколько он может быть успешен, говорил председатель одного из них Борис Каспин (Б. Марьинская, 11, корп. 2):
– В июне этого года нашей «хрущевочке» исполнилось 45 лет, собираются сносить, но проблемы с домом начались уже давно. И мы поняли, чтобы он преждевременно не развалился, надо действовать сообща. Сначала это было просто общественное объединение, а с 2004 года – с выходом московского постановления – стали домкомом. Главная забота – контроль над текущим обслуживанием строения. Подготовка к сезонной эксплуатации, благоустройство, наладка сантехники, отдельные элементы капремонта (в частности, замена кровли) – без подписи домкома не принимается ни одна работа. По нашему предложению построили гостевую автостоянку, кронировали деревья, тщательнее стали обслуживать запирающие устройства. Следим вообще, кто появляется в доме, и теперь – если гость остановился на длительное время – он оплачивает коммунальные услуги.
Конечно, у каждого жильца могут быть свои проблемы. Куда обратиться, кто поможет? Идут к нам, в домком, и мы направляем их по нужному адресу. Ведь у нас связи со многими территориальными службами.
Дальше – больше. Решили помогать людям не только в жилищных, но и вообще в житейских заботах. Так, добились того, что Мещанское отделение Сбербанка изменило свое программное обеспечение. Теперь в нем появились сведения, из каких составляющих состоит пенсия. Старому человеку теперь не надо ездить в органы социального обеспечения, всю информацию он получит в банке в виде распечатки. Торговля, связь, медицинское обслуживание – до всего нам есть дело.
Понятно – воля граждан, пусть даже создавших объединение, еще не стала императивом для всех служб. Не можем получить в ДЕЗе «Останкинский» необходимую информацию о доме. А ведь тратят наши деньги (ибо дотации правительства, по сути, – тоже из наших налогов), а как, на что – от нас скрывают. Но, согласно постановлению правительства Москвы, – должны предоставить информацию! Однако для дирекции нет закона. Такая непрозрачность наводит на всякие мысли… Доходит до смешного. Хотели узнать, кто в соседних домах – старшие по подъезду, дому, а в ответ: «Это служебная информация». Не иначе, как боятся: вдруг люди объединятся не только в своем доме, а, скажем, в микрорайоне? И заставят больше считаться с собой? Не дадим! Не находим мы понимания и в управе района «Останкинский».
Сейчас идет выбор способа управления. На собрании собственников должен быть подписать договор с компанией. А в нем – ее обязательства перед жильцами, набор услуг, расценки и т.д. Рвется в управленцы и наш ДЕЗ. Но договора не дает: «Раньше выберите нас, потом посмотрите свои права». Такой вот абсурд, но в какой-то мере он – примета времени.
Да, непросто жилищному объединению утверждать себя. Долго ли так будет продолжаться? Трудно сказать. Но ясно одно: одними нормативами – пусть это даже Жилищный кодекс – гражданское общество не построишь. Домкомы – пусть маленькая, не всегда авторитетная, но все же ячейка такого общества. Стратегия ясна и лучше всего выражена девизом одного телесериала: «Не вешать носа!». Не сдавая уже достигнутого, понемногу двигаться дальше, отвоевывая у чиновничьей власти все новые и новые зоны влияния.
Такой вот обмен мнениями состоялся в префектуре Северо-Восточного округа. И, несмотря на многие трудности, о которых говорили жильцы, оставил хорошее впечатление: лед тронулся! В непробиваемой броне равнодушия людей к судьбе своего дома появились трещины. Граждане все больше и глубже вникают в жилищно-коммунальные проблемы и даже пытаются сами их решать. А в этом залог того, что реформа ЖКХ не такая уж безнадежная. Что, в конце концов, она состоится – на благо города, но в первую очередь – самих граждан.