Тут надо бежать весь год, изо дня в день, иногда почти круглые сутки
Победить ныне в любой из номинаций столичного конкурса программы «Мой двор, мой подъезд», как утверждают знатоки, ничуть не легче, чем выиграть престижные международные соревнования, скажем, по классическому пятиборью.Только вот какая штука: конкурсные комиссии на уровне сначала районов, округов, а потом и всей столицы «судят» конкурсантов по гораздо более обширной программе – видов этак 15-20 надо отыгрывать у конкурентов.
Своего ликования руководство и жители района Южное Тушино в Северо-Западном административном округе Москвы не скрывают. Район долго и трудно шел к серьезному для него успеху – 3-е место в номинации «Самый благоустроенный район столицы». Мало того, такое же место на столичном «коммунальном пьедестале» занял в номинации «Самый благоустроенный микрорайон столицы» массив в границах: проезд Досфлота – улица Свободы. И это еще не все, потому что в число лучших дворовых рабочих Москвы попали южнотушинцы Иван Дунин, Нурия Сулейманова и Галина Фелик.
– Собственно, специально за победу я лично не боролся, – рассказывает Иван Дунин. – И потом, у нас ведь не краткосрочный спринтерский забег. Нет, тут надо бежать (иногда не только в переносном, но и в прямом смысле) весь год, изо дня в день и в течение всего дня, иногда и почти круглые сутки. Так и с микрорайонами, со всем Южным Тушином.
Вот посмотрите, что требовалось микрорайону, чтобы попасть на столичный пьедестал почета коммунальных и дорожных служб:
– отремонтировать около 48 гектаров газонов и высадить многие сотни единиц новых зеленых насаждений;
– заменить свыше 4,5 километра бортового камня на улицах и во дворах;
– обустроить парковочные «карманы» более чем на тысячу машино-мест;
– открыть 5 новых многопрофильных спортивных площадок;
– привести в порядок до полусотни дворов…
Не утомил цифрами? А ведь за каждой – напряженный труд дорожников, коммунальщиков и работников зеленого хозяйства, прокладчиков горячих и холодных трубопроводов, слесарей-ремонтников…
– Что хорошо в Южном Тушине вообще? – размышляет мастер-«аварийщик» с двадцатилетним стажем Алексей Пригаров. – Они никогда не запускают хозяйство, так сказать, до точки, знают, где и какая слабина на теплолиниях. Значит, и устраняют неполадки не методом аврала, а чаще всего в теплое время года. Наша семья живет в этом районе, серьезных отключений тепла не помню ни по работе, ни как житель.
Свои соображения и у инженера Ольги Кривиной:
– Взять вот эти самые «карманы» для автомобилей – самые удобные, на мой взгляд, парковки. У нас недорогая «Ока», ставить ее в многоэтажный гараж? Так зарплаты всей семьи не хватит. Или надо ехать за покупками, ставить машину через каждые пятьсот метров. Знаете, какая это в столице проблема? Куда ни ткнешься, сплошные запретительные знаки, приходится прислонять автомобиль куда-нибудь (мешать другим водителям) или вползать на тротуар, вызывая ненависть у пешеходов. Считаю, что в нашем районе проблему решают в правильном направлении: кто в состоянии купить дорогую иномарку – будь добр, оплачивать и стоянку соответствующей стоимости. У кого транспорт гораздо скромнее – парковочные льготы. И пора, кстати, правительству Москвы и Мосгордуме разобраться с вопросами кратковременных автостоянок: платить за них, в принципе,– не платить, потому что в каждом округе и районе это фактически отдано на откуп местной власти.
…Призовыми местами 2002 года в округе довольны, учитывая, что другие районы, микрорайоны и отдельные дворы с домами в СЗАО тоже добились некоторых успехов. Однако префект Виктор Козлов справедливо считает:
– Пора думать о лидерстве. Наш округ отнюдь не относится к столичному захолустью. Целый ряд экспериментальных программ и инициатив прорабатываются у нас, чтобы потом можно было их внедрить по всей Москве. Некоторые здания и дорожно-транспортные объекты, управляющие компьютерные системы в коммунальном хозяйстве не уступают европейскому и в целом мировому уровню. Нет, действительно мы вправе думать о большем.
Наверное, именно поэтому в таком остром критическом ключе проходили недавнее заседание коллегии префектуры, обсудившее ход выполнения в округе программы «Мой двор, мой подъезд», и предшествовавшие ему заседания штаба с аналогичным названием.
– По ряду показателей, – говорил на коллегии докладчик, начальник управления развития окружной инфраструктуры Виктор Кривоклякин, – у нас далеко не все в порядке. Плохо обустроены объекты здравоохранения, образования, включая вузы и техникумы. Вынужден вернуться к тому, о чем мы говорили летом. Могу с огорчением отметить, что во многом из-за нашего округа занижены некоторые городские показатели. Причем именно там, где нет оснований ссылаться на недофинансирование или другие объективные трудности. Говорю прежде всего о работе с населением. Возьмите, например, нашу статистику избрания старших по дому, старших по подъезду.
В полную силу поработала дирекция единого заказчика района Митино. Казалось бы, и руководство здесь новое, и опыта у него маловато. Думали, их придется учить, а вышло, что некоторых наших коллег следовало бы направить учиться у них. В результате – второе место в городе в номинации «Лучшая инициатива жителей». Это единственная дирекция, которая смогла выполнить программу по всем показателям при полном отсутствии кредиторской задолженности. А ведь все работали в одинаковых условиях.
Практика показывает: работа с населением – основа выполнения всей программы. Так дело поставлено в ДЕЗах Южного Тушина, Митина, Куркина, Покровского-Стрешнева. Прекрасно сработали в Строгине. У них отличные показатели по закрытию подъездов, благоустройству дворов, установке охранной аппаратуры. У остальных дела хуже не только по сравнению с городскими, но и с окружными данными.
…Обсуждение на коллегии вышло достаточно длительным и бурным. В результате программу будущего года расширили и дополнили, в частности за счет предложений лучших районных управ и дирекций.
А что? Может, действительно «северо-западникам» пора становиться чемпионами? Отчего бы и нет?