23:30:44
11 апреля 2021 г.

Александра Захарова: «Покупать старую мебель боюсь»

В гостях у звездыНародная артистка РФ Александра Захарова родилась в актерской семье. В пору, на которую приходится ее детство, Марк Анатольевич Захаров – папа – еще не был народным артистом СССР и режиссером самого успешного на сегодня театра страны.

Шоколадное детство

– Саша, каким вспоминается детство?

– Мое детство – это волшебный запах шоколада… Родилась в районе Ордынки между Пятницкой и Монетчиковским переулком. Район старой Москвы с маленькими домами, с кривыми улочками, невысокий, двухэтажный. Жили в доме, где теперь обитает младшая мамина сестра. Жили большой семьей в маленькой квартирке – я, мама, папа, мамина сестра и бабушка.

Напротив дома стояла фабрика «Рот-Фронт», тогда это было еще двухэтажное красного кирпича здание, небольшое и совершенно очаровательное. В самой ауре места было что-то «вневременное» – будто из старых пьес Островского. На фабрику регулярно привозили какао-бобы для производства шоколада. И весь район пропах этим шоколадом.

Женщины с фабрики бросали нам, ребятне, собиравшейся во дворе, из окон конфеты – «Мишки», «Трюфели»… Это был совсем другой по вкусу шоколад. Хотя, наверное, все тогда было другим – и деревья большими, и кинотеатр «Пушкинский» казался волшебным хрустальным замком. Сегодня, когда иду в Ленком, смотрю на кинотеатр и удивляюсь – ну что в нем было такого хрустального?

Много времени проводила с бабушкой – родители часто уезжали на гастроли. А, возвращаясь, спешили исполнить родительский долг – вели развлекаться. Как-то поехали на ВДНХ. Родителям, видимо, так хотелось компенсировать мне все недоданное внимание, так взболтать на каруселях, чтобы я наконец почувствовала себя абсолютно счастливой и удовлетворенной. Я так накаталась, что стало плохо. Голова кружилась, даже идти не могла – казалось, меня пропустили через миксер. Зато родители были довольны.

И сад Эрмитаж

– Как складывались отношения во дворе?

– Играли в салочки, в прятки. Самое главное, что у нас был двор. Понимаете: в моем детстве существовали дворы!!! Сейчас их нет, детям негде играть.

– Вы из тихонь или хулиганка?

– Думаю, этот вопрос лучше задать родителям. Помню, когда было шесть–семь лет, мы переехали в первый актерский кооператив на пересечении улицы Чехова (где стоит Ленком) и Садового кольца. Там построили три башни, одна из которых называлась «кооператив «Тишина». Смешное название, особенно если учесть, что шум от ревущего Садового кольца доставал нас и днем, и ночью.

В кооперативе поселились многие известные актеры из разных театров – и Каневский, и Вертинская, и Демидова… Легче перечислить тех, которые там не жили. У нас на этаже была девочка, ее тоже звали Саша. Маленькая Александра Лебедева была внучкой знаменитого онколога Минца. В ту пору у нас с ней была некая игра: «кто грязней придет домой». Представляете состояние наших родителей?!

– У вас было любимое место для прогулок?

– Часто ходили гулять в сад Эрмитаж. Там стоял замечательный деревянный театр со знаменитыми петухами. Когда театр ломали, многие актеры плакали. Приехал бульдозер… и уникальное сооружение, построенное без единого шурупа, без единого гвоздя, – раз! – было снесено.

Родители часто играли и в этом театре. В нем в то время работали многие известные эстрадные актеры. Например, Аркадий Райкин.

Мама тогда работала в Театре миниатюр, где некоторое время работал и папа. Утром мы шли на репетицию, потом мама говорила, что у нас начинается «светская жизнь», и мы отправлялись обедать в ресторан «Русалочка» – он находился в саду Эрмитаж.

По этому саду любил гулять Утесов. Родители с ним общались. А мы, естественно, не понимали, что видим живую легенду. Утесов ходил один, никакой охраны, никто не кидался к нему брать автограф.

– Саш, из каких слагаемых складывалась персональная формула комфорта тогда, в детстве, и сейчас?

– Я раньше играла в «Чайке» Нину Заречную. В пьесе есть такая фраза: «Как здесь хорошо, тепло и уютно». Вот это и есть, пожалуй, формула комфорта. Уют – это, наверное, то самое «шоколадное» детство. Это то тепло, с которым принимали меня актеры Театра миниатюр, когда там работала мама, а я была совсем маленькая. В Театре миниатюр было много талантливых людей – и Владимир Высоцкий, и великий Енгибаров, и много-много других замечательных артистов.

Люблю модерн, но…

– Марк Анатольевич как-то рассказывал мне, что предпочитает мебель стиля модерн. А вы? Вы ведь живете отдельно от родителей?

– Да, с отцом живем в разных квартирах. Когда родители построили эту квартиру, а затем получили на Тверской, стиль модерн действительно был их любимым. Но тогда, например, сервант в стиле модерн стоил 35 рублей. Покупали мебель за гроши. Сейчас цены немыслимые, не могу, например, себе позволить многое из того, что нравится.

Откровенно говоря, немного боюсь старых вещей и их энергетики. Старых кроватей, кресел. Родители мебель покупали давно, и она уже впитала их настроение, их мысли. А вот сейчас покупать старую мебель не решусь. Вхожу иногда в антикварный магазин и понимаю, что вещь можно отреставрировать и она будет замечательно выглядеть. Но представляете, она могла принадлежать семье, где люди тоже строили что-то, покупали, создавали, созидали. А потом эта семья разрушилась – ведь история нашей страны страшная. Соприкасаться с негативной энергией пока не хочется. Не знаю, может, я не права… Хотя очень хорошо отношусь к таким вещам, как старые стол или шкаф. Но вот кровать, диван, кресла должны быть, по-моему, новыми.

Хотя сам стиль модерн – изумительный, стройный.

– Вы сами придумывали интерьер дома или приглашали дизайнера?

– Нет-нет, дизайнер – это чужой человек. Со своими мыслями, взглядами на жизнь. Мой главный дизайнер в жизни – это Марк Анатольевич. И мама, конечно. Они меня родили, прививали вкус.

Есть люди – подарок

– Как вспоминается первая влюбленность? Это было в детском саду?

– Нет-нет, в детский сад я никогда не ходила, была ребенком закулисным. С отцом работало много талантливых людей, которые приходили в дом. Андрей Миронов приходил, Тарковский, Астафьев… Андрей Александрович Миронов появлялся всегда, как лучик света, как мечта… Он был подарком! Думаю, что он знал про себя, что он – ПОДАРОК. И держался соответственно, старался отдать какое-то тепло, обласкать, сказать что-то доброе, хорошее… Это был удивительный человек. Конечно, и я была в него немножко влюблена. Но это, скорее, влюбленность в актера как в личность. Можно полюбить лучик света или солнечный зайчик? Можно, наверное.

– Какие праздники отмечались в семье?

– Например, Новый год мы всегда встречали в ЦДЛ или Доме актера. Там были сумасшедшие, потрясающие капустники. Приезжали «капустные» бригады из Ленинграда. Помню, как на каком-то празднике в ЦДРИ на спор танцевали танго две пары: Сичкин – Гурченко и еще кто-то… Это было потрясающе!

– Какие блюда ставились на семейный праздничный стол 1 января?

– Мама роскошно готовит. Ели какие-то бесподобные жульены, она запекала кабачки с каким-то экзотическим соусом, грецкими орехами, травами. Это было очень вкусно. Но редко! Зато мы были завсегдатаями кулинарии ресторана «Прага». Там пекли очень вкусный пражский торт. Потом то же самое было в «Пекине». А сейчас некогда заехать туда. Да и продукты, кажется, тогда были другие…

– Ну да, ну да. И деревья выше…

– И кинотеатр хрустальный! Были какие-то корзиночки с салатом, которые могла съесть с десяток. Никто не сидел на раздельном питании…

– А вы придерживаетесь раздельного питания?

– Да Боже упаси! Существует одна-единственная диета: есть надо меньше. Стараюсь не есть свинину и прочих жирных продуктов.

Ну, папенькина дочка, и что?

– Родители не сопротивлялись, когда вы решили поступать в театральный?

– Конечно, они мечтали, чтобы я выбрала другую профессию.

– Знаю, что более десяти лет вы проиграли в массовке. Носили табуретки в «Тиле», пока однажды за кулисами в темноте вас случайно не двинули одной из них по голове. После чего написали заявление об уходе. Но и на роль «Офелии» – первую главную роль – позвал не отец, а Глеб Панфилов, который ставил в Ленкоме «Гамлета».

– Да, так оно и было. Но и Евгений Павлович Леонов первые десять лет жизни провел в массовке. Жалко? Жалко… Это была определенная школа, так сложилась жизнь. Никого не обвиняю, не ропщу, но жалко, что многое не сыграно. Потому что жизнь очень коротка, быстротечна, в жизни ты за все платишь – и за хорошее, и за дурное.

– Ведь после окончания Щукинского вас приглашали пять театров, но пошли вы в Ленком, хотя и отговаривали… Не жалеете?

– Раньше об этом не говорила, но действительно приглашали к себе пять режиссеров, среди которых был Гончаров. Но я посмотрела спектакли Марка Анатольевича и заболела ими. Я всегда хотела работать только с ним!

– А какие еще пережили театральные потрясения?

– В детстве смотрела спектакль Эфроса «Брат Алеша». Помню, стояла в углу и плакала, никак не могла прийти в себя. Потряс монолог Льва Константиновича Дурова.

– Довольны тем, как складывается творческая биография?

– Грех жаловаться. Только что играли «Чайку», где я – Нина Заречная. Играю в «Женитьбе Фигаро» графиню. В «Шуте Балакиреве» – Екатерину. В «Варваре и Еретике» – Полину. В спектакле «Ва-банк» («Последняя жертва» А. Островского) – Юлию Павловну. Сейчас мы начали репетировать «Женитьбу» Гоголя. Это прекрасные роли.

– Такие разные образы, характеры. Как работаете над ролью, чтобы не повторяться?

– Знаете, у нас – хороший режиссер. Можно быть великолепным актером, но если не попадешь на своего режиссера, то ничего не будет. Когда уходит такой режиссер, как Товстоногов, не остается театра, какие бы звезды в нем ни работали, какими бы прекрасными актерами они ни были!

– Наверняка вас упрекали: мол, дочка Захарова, все ей на блюдечке с голубой каемочкой… Трудно ли быть дочерью знаменитого отца?

– Согласитесь: ведь не всегда природа отдыхает на детях талантливых людей. Подтверждение тому – Алиса Фрейндлих, Константин Райкин, Андрей Миронов. Да, меня до сих пор попрекают тем, что я дочь Марка Захарова. Раньше болезненно реагировала на это, но сейчас стало все равно. У меня собственная интересная жизнь, впереди, надеюсь, – какие-то роли. И у меня сейчас тот возраст, когда приобрела пусть и небольшие, но навыки в профессии.

– Уж больно вы скромны для человека, получившего знание народной, когда еще не было и сорока…

– Каждый раз бьет колотун перед выходом на сцену. А что касается разговоров… Кто-то сказал: «Все заметки хороши, кроме некрологов. Лишь бы говорили, лишь бы не молчали…»

– А вот интересно, хвалят ли родители?

– Родители – очень строгие критики. Самые строгие. Но у них есть замечательное качество – одно на двоих: когда меня ругает Марк Анатольевич, то тут же начинает хвалить мама. Когда мною недовольна мама, поддерживает Марк Анатольевич.

О яблочке – но не том, что падает рядом…

– Ваши отношения с землей: есть ли дача?

– Есть, но появилась недавно. Посадила вокруг дома двадцать пять берез. Сама! И очень этим горжусь.

– Как к вам попал фокстерьер Луша?

– С детства мечтала о собаке и однажды, придя из школы, заявила, что если мне ее не купят, выброшусь в окно. Мама в панике побежала в школу, где ее успокоили опытные педагоги: «Нина Тихоновна, у нас же на каждом окне решетки!». Но фокстерьера в итоге купили, и я заболела этой породой. Эти собаки любят ходить у норы, и там принимают решения самостоятельно. Порода, не слишком-то зависящая от человека, могут даже уйти от хозяина, если что-то в нем не понравится.

Та моя первая собака трагически погибла. Долгое время не хотела брать другую. Но жизнь без собаки – не жизнь. Так у нас появилась Луша, и это был снова фокстерьер. Когда забирала ее, пообещала хозяевам, что буду ездить с Лушей «на норы». Но грешна, ни на каких норах в лесу до сих пор еще не была. А знакомство наше произошло так. Мне ее принесли, сказали: «Саша, если собака как-то не приглянется, лучше не бери, еще поищем». Но едва я вошла в комнату, как Лушка прыгнула ко мне на колени и всю облизала.

– Теперь, наверное, принимаете участие в разных собачьих выставках и конкурсах?

– Однажды позвонили и сказали, что Луша так породиста, что непременно должна принять участие в выставке юниоров. Юниоров в тот раз оказалось двое – Луша и ее сестра. Мы заняли второе почетное место! Я так расстроилась, что позвонила и с горя начала плакать в жилетку родителям, которые сразу сказали, что именно они обо мне и всей этой истории думают. Луша тоже расстроилась, и больше в выставках мы не участвовали, решив для себя, что мы и так единственные и неповторимые! Это правда: Луша – собака феноменального ума… Как-то сидели на даче на втором этаже, и Луша приставала к Марку Анатольевичу, пока он не выдержал. «Луша, – сказал он, – ну сходила бы, яблочко принесла, что ли…» Луша ушла на первый этаж и вскоре вернулась с яблоком – огромным, но напоминающим сморщенную курагу. Не знаю, где уж она его раздобыла.

Хочется пожить, как Обломов

– Саша, а где мы можем увидеть вас в ближайшее время?

– Всеволод Шиловский сделал несколько двухсерийных детективных историй, которые называются «Полиция Хакайдо». Снимали в Японии. В одной из картин играю главную злодейку. Фильм сейчас в монтаже.

– Любите бродить по Москве?

– Москва для меня – это Замоскворечье. Москва – очень красивый город, лишь бы только он весь не провалился под землю из-за последних градостроительных проектов.

– Где отдыхать собираетесь?

– Мечтаю поехать на море, поплавать. На съемки в Японию летели через Южно-Сахалинск. Купалась в Охотском море. Оно ледяное. Но как было не войти? Подумала, может, никогда уже больше не доведется побывать в этом краю… Еще мечтаю, что буду вставать с рассветом (то есть на два часа раньше), ездить в спортивный клуб и плавать в бассейне. Вот только Обломов – мой самый любимый литературный герой. Книгу прочитала еще в детстве, произвела неизгладимое впечатление – утро у них там в деревне начиналось с чаепития, и они рассказывали друг другу, что кому приснилось… И это – замечательно. А его образ жизни – моя несбыточная мечта (смеется).

Елена Курбанова

НАША СПРАВКА

Александра Марковна Захарова – выпускница Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина при театре им. Евг. Вахтангова (курс Ю. В. Катина-Ярцева). В 1983 г. была принята в труппу театра Ленком, где сыграла ряд эпизодических ролей. Известность к актрисе пришла после роли Александры Рукояткиной в телевизионном фильме «Криминальный талант». Первая серьезная роль в театре – Офелия в «Гамлете» в 1986 г. Далее последовали роли в спектаклях «Поминальная молитва», «Чайка», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Шут Балакирев». А. Захарова успешно снималась во многих фильмах: «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона», «Заложница», «Серые волки», «Невеста из Парижа», «Падение», «Приговор», «Призрак дома моего» и др.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация