Александра Захарова: «Покупать старую мебель боюсь»
Народная артистка РФ Александра Захарова родилась в актерской семье. В пору, на которую приходится ее детство, Марк Анатольевич Захаров – папа – еще не был народным артистом СССР и режиссером самого успешного на сегодня театра страны.
Шоколадное детство
– Саша, каким вспоминается детство?
– Мое детство – это волшебный запах шоколада… Родилась в районе Ордынки между Пятницкой и Монетчиковским переулком. Район старой Москвы с маленькими домами, с кривыми улочками, невысокий, двухэтажный. Жили в доме, где теперь обитает младшая мамина сестра. Жили большой семьей в маленькой квартирке – я, мама, папа, мамина сестра и бабушка.
Напротив дома стояла фабрика «Рот-Фронт», тогда это было еще двухэтажное красного кирпича здание, небольшое и совершенно очаровательное. В самой ауре места было что-то «вневременное» – будто из старых пьес Островского. На фабрику регулярно привозили какао-бобы для производства шоколада. И весь район пропах этим шоколадом.
Женщины с фабрики бросали нам, ребятне, собиравшейся во дворе, из окон конфеты – «Мишки», «Трюфели»… Это был совсем другой по вкусу шоколад. Хотя, наверное, все тогда было другим – и деревья большими, и кинотеатр «Пушкинский» казался волшебным хрустальным замком. Сегодня, когда иду в Ленком, смотрю на кинотеатр и удивляюсь – ну что в нем было такого хрустального?
Много времени проводила с бабушкой – родители часто уезжали на гастроли. А, возвращаясь, спешили исполнить родительский долг – вели развлекаться. Как-то поехали на ВДНХ. Родителям, видимо, так хотелось компенсировать мне все недоданное внимание, так взболтать на каруселях, чтобы я наконец почувствовала себя абсолютно счастливой и удовлетворенной. Я так накаталась, что стало плохо. Голова кружилась, даже идти не могла – казалось, меня пропустили через миксер. Зато родители были довольны.
И сад Эрмитаж
– Как складывались отношения во дворе?
– Играли в салочки, в прятки. Самое главное, что у нас был двор. Понимаете: в моем детстве существовали дворы!!! Сейчас их нет, детям негде играть.
– Вы из тихонь или хулиганка?
– Думаю, этот вопрос лучше задать родителям. Помню, когда было шесть–семь лет, мы переехали в первый актерский кооператив на пересечении улицы Чехова (где стоит Ленком) и Садового кольца. Там построили три башни, одна из которых называлась «кооператив «Тишина». Смешное название, особенно если учесть, что шум от ревущего Садового кольца доставал нас и днем, и ночью.
В кооперативе поселились многие известные актеры из разных театров – и Каневский, и Вертинская, и Демидова… Легче перечислить тех, которые там не жили. У нас на этаже была девочка, ее тоже звали Саша. Маленькая Александра Лебедева была внучкой знаменитого онколога Минца. В ту пору у нас с ней была некая игра: «кто грязней придет домой». Представляете состояние наших родителей?!
– У вас было любимое место для прогулок?
– Часто ходили гулять в сад Эрмитаж. Там стоял замечательный деревянный театр со знаменитыми петухами. Когда театр ломали, многие актеры плакали. Приехал бульдозер… и уникальное сооружение, построенное без единого шурупа, без единого гвоздя, – раз! – было снесено.
Родители часто играли и в этом театре. В нем в то время работали многие известные эстрадные актеры. Например, Аркадий Райкин.
Мама тогда работала в Театре миниатюр, где некоторое время работал и папа. Утром мы шли на репетицию, потом мама говорила, что у нас начинается «светская жизнь», и мы отправлялись обедать в ресторан «Русалочка» – он находился в саду Эрмитаж.
По этому саду любил гулять Утесов. Родители с ним общались. А мы, естественно, не понимали, что видим живую легенду. Утесов ходил один, никакой охраны, никто не кидался к нему брать автограф.
– Саш, из каких слагаемых складывалась персональная формула комфорта тогда, в детстве, и сейчас?
– Я раньше играла в «Чайке» Нину Заречную. В пьесе есть такая фраза: «Как здесь хорошо, тепло и уютно». Вот это и есть, пожалуй, формула комфорта. Уют – это, наверное, то самое «шоколадное» детство. Это то тепло, с которым принимали меня актеры Театра миниатюр, когда там работала мама, а я была совсем маленькая. В Театре миниатюр было много талантливых людей – и Владимир Высоцкий, и великий Енгибаров, и много-много других замечательных артистов.
Люблю модерн, но…
– Марк Анатольевич как-то рассказывал мне, что предпочитает мебель стиля модерн. А вы? Вы ведь живете отдельно от родителей?
– Да, с отцом живем в разных квартирах. Когда родители построили эту квартиру, а затем получили на Тверской, стиль модерн действительно был их любимым. Но тогда, например, сервант в стиле модерн стоил 35 рублей. Покупали мебель за гроши. Сейчас цены немыслимые, не могу, например, себе позволить многое из того, что нравится.
Откровенно говоря, немного боюсь старых вещей и их энергетики. Старых кроватей, кресел. Родители мебель покупали давно, и она уже впитала их настроение, их мысли. А вот сейчас покупать старую мебель не решусь. Вхожу иногда в антикварный магазин и понимаю, что вещь можно отреставрировать и она будет замечательно выглядеть. Но представляете, она могла принадлежать семье, где люди тоже строили что-то, покупали, создавали, созидали. А потом эта семья разрушилась – ведь история нашей страны страшная. Соприкасаться с негативной энергией пока не хочется. Не знаю, может, я не права… Хотя очень хорошо отношусь к таким вещам, как старые стол или шкаф. Но вот кровать, диван, кресла должны быть, по-моему, новыми.
Хотя сам стиль модерн – изумительный, стройный.
– Вы сами придумывали интерьер дома или приглашали дизайнера?
– Нет-нет, дизайнер – это чужой человек. Со своими мыслями, взглядами на жизнь. Мой главный дизайнер в жизни – это Марк Анатольевич. И мама, конечно. Они меня родили, прививали вкус.
Есть люди – подарок
– Как вспоминается первая влюбленность? Это было в детском саду?
– Нет-нет, в детский сад я никогда не ходила, была ребенком закулисным. С отцом работало много талантливых людей, которые приходили в дом. Андрей Миронов приходил, Тарковский, Астафьев… Андрей Александрович Миронов появлялся всегда, как лучик света, как мечта… Он был подарком! Думаю, что он знал про себя, что он – ПОДАРОК. И держался соответственно, старался отдать какое-то тепло, обласкать, сказать что-то доброе, хорошее… Это был удивительный человек. Конечно, и я была в него немножко влюблена. Но это, скорее, влюбленность в актера как в личность. Можно полюбить лучик света или солнечный зайчик? Можно, наверное.
– Какие праздники отмечались в семье?
– Например, Новый год мы всегда встречали в ЦДЛ или Доме актера. Там были сумасшедшие, потрясающие капустники. Приезжали «капустные» бригады из Ленинграда. Помню, как на каком-то празднике в ЦДРИ на спор танцевали танго две пары: Сичкин – Гурченко и еще кто-то… Это было потрясающе!
– Какие блюда ставились на семейный праздничный стол 1 января?
– Мама роскошно готовит. Ели какие-то бесподобные жульены, она запекала кабачки с каким-то экзотическим соусом, грецкими орехами, травами. Это было очень вкусно. Но редко! Зато мы были завсегдатаями кулинарии ресторана «Прага». Там пекли очень вкусный пражский торт. Потом то же самое было в «Пекине». А сейчас некогда заехать туда. Да и продукты, кажется, тогда были другие…
– Ну да, ну да. И деревья выше…
– И кинотеатр хрустальный! Были какие-то корзиночки с салатом, которые могла съесть с десяток. Никто не сидел на раздельном питании…
– А вы придерживаетесь раздельного питания?
– Да Боже упаси! Существует одна-единственная диета: есть надо меньше. Стараюсь не есть свинину и прочих жирных продуктов.
Ну, папенькина дочка, и что?
– Родители не сопротивлялись, когда вы решили поступать в театральный?
– Конечно, они мечтали, чтобы я выбрала другую профессию.
– Знаю, что более десяти лет вы проиграли в массовке. Носили табуретки в «Тиле», пока однажды за кулисами в темноте вас случайно не двинули одной из них по голове. После чего написали заявление об уходе. Но и на роль «Офелии» – первую главную роль – позвал не отец, а Глеб Панфилов, который ставил в Ленкоме «Гамлета».
– Да, так оно и было. Но и Евгений Павлович Леонов первые десять лет жизни провел в массовке. Жалко? Жалко… Это была определенная школа, так сложилась жизнь. Никого не обвиняю, не ропщу, но жалко, что многое не сыграно. Потому что жизнь очень коротка, быстротечна, в жизни ты за все платишь – и за хорошее, и за дурное.
– Ведь после окончания Щукинского вас приглашали пять театров, но пошли вы в Ленком, хотя и отговаривали… Не жалеете?
– Раньше об этом не говорила, но действительно приглашали к себе пять режиссеров, среди которых был Гончаров. Но я посмотрела спектакли Марка Анатольевича и заболела ими. Я всегда хотела работать только с ним!
– А какие еще пережили театральные потрясения?
– В детстве смотрела спектакль Эфроса «Брат Алеша». Помню, стояла в углу и плакала, никак не могла прийти в себя. Потряс монолог Льва Константиновича Дурова.
– Довольны тем, как складывается творческая биография?
– Грех жаловаться. Только что играли «Чайку», где я – Нина Заречная. Играю в «Женитьбе Фигаро» графиню. В «Шуте Балакиреве» – Екатерину. В «Варваре и Еретике» – Полину. В спектакле «Ва-банк» («Последняя жертва» А. Островского) – Юлию Павловну. Сейчас мы начали репетировать «Женитьбу» Гоголя. Это прекрасные роли.
– Такие разные образы, характеры. Как работаете над ролью, чтобы не повторяться?
– Знаете, у нас – хороший режиссер. Можно быть великолепным актером, но если не попадешь на своего режиссера, то ничего не будет. Когда уходит такой режиссер, как Товстоногов, не остается театра, какие бы звезды в нем ни работали, какими бы прекрасными актерами они ни были!
– Наверняка вас упрекали: мол, дочка Захарова, все ей на блюдечке с голубой каемочкой… Трудно ли быть дочерью знаменитого отца?
– Согласитесь: ведь не всегда природа отдыхает на детях талантливых людей. Подтверждение тому – Алиса Фрейндлих, Константин Райкин, Андрей Миронов. Да, меня до сих пор попрекают тем, что я дочь Марка Захарова. Раньше болезненно реагировала на это, но сейчас стало все равно. У меня собственная интересная жизнь, впереди, надеюсь, – какие-то роли. И у меня сейчас тот возраст, когда приобрела пусть и небольшие, но навыки в профессии.
– Уж больно вы скромны для человека, получившего знание народной, когда еще не было и сорока…
– Каждый раз бьет колотун перед выходом на сцену. А что касается разговоров… Кто-то сказал: «Все заметки хороши, кроме некрологов. Лишь бы говорили, лишь бы не молчали…»
– А вот интересно, хвалят ли родители?
– Родители – очень строгие критики. Самые строгие. Но у них есть замечательное качество – одно на двоих: когда меня ругает Марк Анатольевич, то тут же начинает хвалить мама. Когда мною недовольна мама, поддерживает Марк Анатольевич.
О яблочке – но не том, что падает рядом…
– Ваши отношения с землей: есть ли дача?
– Есть, но появилась недавно. Посадила вокруг дома двадцать пять берез. Сама! И очень этим горжусь.
– Как к вам попал фокстерьер Луша?
– С детства мечтала о собаке и однажды, придя из школы, заявила, что если мне ее не купят, выброшусь в окно. Мама в панике побежала в школу, где ее успокоили опытные педагоги: «Нина Тихоновна, у нас же на каждом окне решетки!». Но фокстерьера в итоге купили, и я заболела этой породой. Эти собаки любят ходить у норы, и там принимают решения самостоятельно. Порода, не слишком-то зависящая от человека, могут даже уйти от хозяина, если что-то в нем не понравится.
Та моя первая собака трагически погибла. Долгое время не хотела брать другую. Но жизнь без собаки – не жизнь. Так у нас появилась Луша, и это был снова фокстерьер. Когда забирала ее, пообещала хозяевам, что буду ездить с Лушей «на норы». Но грешна, ни на каких норах в лесу до сих пор еще не была. А знакомство наше произошло так. Мне ее принесли, сказали: «Саша, если собака как-то не приглянется, лучше не бери, еще поищем». Но едва я вошла в комнату, как Лушка прыгнула ко мне на колени и всю облизала.
– Теперь, наверное, принимаете участие в разных собачьих выставках и конкурсах?
– Однажды позвонили и сказали, что Луша так породиста, что непременно должна принять участие в выставке юниоров. Юниоров в тот раз оказалось двое – Луша и ее сестра. Мы заняли второе почетное место! Я так расстроилась, что позвонила и с горя начала плакать в жилетку родителям, которые сразу сказали, что именно они обо мне и всей этой истории думают. Луша тоже расстроилась, и больше в выставках мы не участвовали, решив для себя, что мы и так единственные и неповторимые! Это правда: Луша – собака феноменального ума… Как-то сидели на даче на втором этаже, и Луша приставала к Марку Анатольевичу, пока он не выдержал. «Луша, – сказал он, – ну сходила бы, яблочко принесла, что ли…» Луша ушла на первый этаж и вскоре вернулась с яблоком – огромным, но напоминающим сморщенную курагу. Не знаю, где уж она его раздобыла.
Хочется пожить, как Обломов
– Саша, а где мы можем увидеть вас в ближайшее время?
– Всеволод Шиловский сделал несколько двухсерийных детективных историй, которые называются «Полиция Хакайдо». Снимали в Японии. В одной из картин играю главную злодейку. Фильм сейчас в монтаже.
– Любите бродить по Москве?
– Москва для меня – это Замоскворечье. Москва – очень красивый город, лишь бы только он весь не провалился под землю из-за последних градостроительных проектов.
– Где отдыхать собираетесь?
– Мечтаю поехать на море, поплавать. На съемки в Японию летели через Южно-Сахалинск. Купалась в Охотском море. Оно ледяное. Но как было не войти? Подумала, может, никогда уже больше не доведется побывать в этом краю… Еще мечтаю, что буду вставать с рассветом (то есть на два часа раньше), ездить в спортивный клуб и плавать в бассейне. Вот только Обломов – мой самый любимый литературный герой. Книгу прочитала еще в детстве, произвела неизгладимое впечатление – утро у них там в деревне начиналось с чаепития, и они рассказывали друг другу, что кому приснилось… И это – замечательно. А его образ жизни – моя несбыточная мечта (смеется).
НАША СПРАВКА
Александра Марковна Захарова – выпускница Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина при театре им. Евг. Вахтангова (курс Ю. В. Катина-Ярцева). В 1983 г. была принята в труппу театра Ленком, где сыграла ряд эпизодических ролей. Известность к актрисе пришла после роли Александры Рукояткиной в телевизионном фильме «Криминальный талант». Первая серьезная роль в театре – Офелия в «Гамлете» в 1986 г. Далее последовали роли в спектаклях «Поминальная молитва», «Чайка», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Шут Балакирев». А. Захарова успешно снималась во многих фильмах: «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона», «Заложница», «Серые волки», «Невеста из Парижа», «Падение», «Приговор», «Призрак дома моего» и др.