Зеленоградское «окно»: ходить должны не люди, а документы
«Квартирный ряд» завершает цикл публикаций о проходящем в трех округах Москвы эксперименте по созданию центров обслуживания жителей и организаций в режиме «одного окна».
Мы уже побывали на Юго-Востоке и Юго-Западе столицы, где такие «окошки» открылись в управе Рязанского района и префектуре ЮЗАО («КР» № 19, 20 за 2007 г.). Сегодня третий адрес – Зеленоград.
Здесь эксперимент проводится на базе единого информационно-расчетного центра – филиала ГУ «Городской центр жилищных субсидий». Эта идея принадлежит префекту Зеленоградского округа Анатолию Смирнову, который считает, что ЕИРЦ должен развиваться по принципу: единый центр – единая база – единая квитанция.
Почему ЕИРЦ?
По словам начальника ЕИРЦ Зеленоградского округа Виталия Фарбировича, все шло к созданию экспериментального центра. Если в других районах Москвы единые информационно-расчетные центры существуют всего два–три года, то в Зеленограде история ЕИРЦ исчисляется десятком лет. Еще в самом начале его работы была поставлена задача, чтобы человек меньше ходил по чиновникам. Например, прежде при оформлении субсидии москвичу нужно было пообщаться с тринадцатью специалистами, сейчас он имеет дело с одним. Все остальное берут на себя сотрудники ЕИРЦ.
Получение субсидий носит заявительный характер, то есть человек не должен представлять никаких документов, кроме справки о доходах. А для семей пенсионеров проводится автоматизированный перерасчет субсидий, вообще исключающий необходимость обращаться куда-либо, – так называемая «пожизненная субсидия».
Отделы приема населения ЕИРЦ объединили специалистов по паспортному (регистрационному) учету, расчетам за жилищно-коммунальные услуги и субсидиям для оказания семье комплекса услуг. Поэтому, когда в столице заговорили об «одном окне», зеленоградцы поняли, что давно живут и работают по этой системе. И в ее основе – ЕИРЦ с единой базой на весь округ, новейшие информационные технологии, адресная помощь и индивидуальный подход.
Управляемый прием
Для того, чтобы решить многие вопросы, горожанам необязательно приходить в Центр. Можно позвонить в справочно-информационную службу, отправить факс или воспользоваться электронной почтой (жители, к примеру, передают показания квартирных приборов учета или получают единый платежный документ). По единому многоканальному телефону можно получить консультации, заказать документы, записаться на прием в удобное время. Если же человеку нужен документ срочно или он может подъехать только после восьми вечера, его обязательно подождут.
В основном востребованы документы ЕИРЦ, в том числе по субсидиям, БТИ, Департамента жилищной политики и жилищного фонда – договоры социального найма. Москвичи обращаются также по поводу установки и обслуживания квартирных приборов учета. Прием ведется в режиме «одного окна».
Центр ноу-хау
У каждой экспериментальной площадки свои отличия. В Рязанском районе, например, в одном помещении находятся разные специалисты – из ЕИРЦ, БТИ, Департамента имущества и т.д. У каждого представительства свое «окно». За одной справкой человек идет в первое окошко, за другой – во второе… В Зеленограде иначе. Представителей организаций здесь нет. Идея такова – ходить должны не люди, а документы. И даже не ходить, а передаваться по электронным каналам связи с использованием электронно-цифровой подписи. Она применяется в округе уже с 2004 года.
И еще одно ноу-хау – call-центр. Прежде чем сюда прийти, житель звонит и говорит, например, следующее: «Мне надо заключить договор социального найма». Его консультируют, согласуют с ним время, и он приносит заявление.
Специалисты готовят документы, исходя из единой базы данных. Направляют заявки в другие организации, получают от них требуемые документы, контролируя сроки и качество исполнения. Гражданину остается забрать нужную бумагу, когда и где ему удобно.
Зеленоградский центр становится электронным предприятием с единым информационным пространством. Вскоре многие вопросы можно будет решить здесь по мобильной телефонной связи и по Интернету.
Что скажет Лев Толстой…
– Наша работа заключается не только в применении данных о каждом человеке для точных расчетов за жилищно-коммунальные услуги и выдачи документов, – говорит начальник отдела сводно-аналитической информации ЕИРЦ Зеленограда Юрий Хотимский. – Вместе с единым платежным документом жители получают поздравления с юбилеями. Думаю, людям приятен такой знак внимания.
В Центре есть многофункциональный компьютеризированный зал, где проводятся различные мероприятия. Здесь торжественно, с участием Моссоцгарантии, вручают ключи от новых квартир детям-сиротам. Проводят встречи ветеранов с молодежью по программе «Связь поколений», обучающие семинары, заседания технического совета. А пенсионеры в этом же зале осваивают азы компьютерной грамотности.
– Если наши специалисты не умеют улыбаться, то они профнепригодны, – заметил Виталий Фарбирович. И это «серьезный» элемент той особой атмосферы, которую сумели создать зеленоградцы. В помещениях ЕИРЦ льется приятная, специально подобранная музыка. На стенах – цитаты из «Круга чтения» Льва Толстого. Это мысли великого писателя о том, что есть «любовь и честность», «добро и благо»… Темы меняются каждый день, цитаты дополняются стихами. Так что уже при входе человек настраивается на нормальное вдумчивое общение. Способствует деловому настрою и другой информационный «интерьер» – стенды, видеоролики, радиопередачи.
Ждем новоселья
Планы в Зеленограде большие. Здесь думают о расширении «одного окна», включении в его орбиту налоговых органов, прокуратуры, пенсионного фонда, жилищной инспекции, центра занятости, страховых и управляющих жилищным фондом компаний. Будут совершенствоваться регламенты взаимодействия с теми организациями-участниками эксперимента, с которыми Центр уже работает (например, федеральные регистрационная и миграционная службы). На них распространят новейшие технологии – прием заявок, маршрутизация, контроль выполнения, выдача документов как можно ближе к месту жительства. Прорабатывается такой же режим работы при льготном добровольном страховании жилья.
А самые приятные ожидания связаны с новосельем, которое должно состояться в корпусе 828. Это событие даст возможность развивать службу обработки обращений жителей и организаций, увеличивать количество основных и дополнительных услуг. Планам суждено сбыться уже в этом году благодаря поддержке эксперимента префектурой Зеленограда и Управлением по координации и развитию административной реформы правительства Москвы.
НА ЗАМЕТКУ
Центр обслуживания населения и организаций в режиме «одного окна» на базе ЕИРЦ Зеленоградского округа:
Зеленоград, корп. 606А,
тел. (495) 530-5101,
факс (499) 740-9131,
http://www.z-eirc.ru
E-mail: okno@z-eirc.ru