23:30:44
11 апреля 2021 г.

Эльдар Рязанов: «Открою страшный секрет: я – человек нормальный»

В гостях у звездыВстретиться и побеседовать с режиссером Эльдаром Рязановым в Москве не получалось: последние полтора года режиссер был безумно занят, в производстве – сразу два фильма. И чтобы задать назревшие вопросы, пришлось отправляться в Санкт-Петербург – там проходил фестиваль «Виват, кино России!», где картина Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» получила сразу два весьма противоречивых приза: Гран-при «Приз зрительских симпатий» и приз кинопрессы.

Всегда под прессом прессы

– Эльдар Александрович, не припомню случая, чтобы мнение зрителя и мнение критиков так совпали. А сами вы как отнеслись к этому факту?

– С меня хватило бы и одного приза – того, что дали критики! Это первый приз кинопрессы в моей жизни. Всю жизнь пресса распинала, укатывала в асфальт. Особенно досталось за картину «Служебный роман». Ругали и «Гусарскую балладу», которой исполняется 45!

Я был потрясен выбором прессы потому, что «Андерсен…» – не «Старые клячи», лента требует серьезных размышлений. Но, к сожалению, фильм сошел с экранов как-то слишком быстро, а мне хотелось, чтобы эту картину увидели как можно больше зрителей. А фестиваль «Виват, кино России!» реализовал это мое желание.

– По Питеру прокатился слух, что вы с супругой ездите по букинистическим магазинам и ищете старые плакаты. Если не секрет, зачем это вам? Хобби?

– Вы бывали в киноклубе «Эльдар»? Наверняка тогда видели старый плакат «Кадры решают все!». Обнаружив его в книжном магазине, решил купить и повесить на стене в клубе, а под ним разместить кадры из «Карнавальной ночи» и других фильмов. И правда – ведь в кино кадры действительно решают все.

Ах, мой милый Андерсен…

– Как так получилось, что взялись за работу сразу над двумя фильмами: «Карнавальная ночь-2» и «Андерсен. Жизнь без любви»?

– Я снял эти два фильма совершенно неожиданно для себя. Хотя «Андерсена…» вынашивал более двух десятилетий. Приступая к съемкам, очень боялся, что не выдержу такого темпа, болезнь заставит остановиться. Но пока работал над фильмами, не болел ни дня. Зато, как закончил, болячки просто обступили! И вдруг понял: чтобы быть здоровым, все время должен снимать кино.

Что же касается «Андерсена…», то двадцать лет ожидания – это результат «политической погоды», царившей в стране. Понимал: сценарий о жизни великого сказочника в том виде, в котором я его вижу, начальство не пропустит.

– Что именно не пропустило бы?

– Помните, в фильме есть эпизод, без которого картина не имела бы для меня смысла? Центральный эпизод, где Андерсен, надев волшебные «калоши счастья» из собственной сказки, переносится на сто лет вперед – в Данию во времена фашистской оккупации.

И дальше рассказывается история – то ли подлинная, то ли легенда. На примере Дании фашисты хотели показать, как замечателен их новый порядок. Жизнь в стране идет по-прежнему, а немецкая армия – якобы всего лишь гости народа и короля. Лишь один нюанс: по замыслу фашистов евреи должны были надеть желтую звезду и зарегистрироваться. А что дальше с ними будет, датчан касаться не должно. Но вся страна по примеру короля надевает желтые звезды, а моряки и рыбаки вывозят евреев в нейтральную Швецию.

Вот без этого эпизода я не хотел снимать свой фильм. В советское время такой эпизод был бы невозможен.

Теперь о «Карнавальной ночи-2». Узнав, что картине исполняется 50 лет, Константин Эрнст предложил отметить эту дату и построить декорацию. Меня такая идея не очень заинтересовала, но потом подумал, что если есть декорация, то можно сделать и ремейк. Это первый в истории кино случай, когда режиссер делает ремейк собственной картины спустя 50 лет! Причем после сногсшибательного успеха «Карнавальной ночи» ведь предлагали снимать продолжение – отказался. Дважды, – считал я, – в одну реку не входят. Но сегодня течет совсем другая река. У нее берега капиталистические. И русло другое, и течение иное, и вода значительно грязнее, чем была 50 лет назад. И можно попытаться в нее войти заново.

Самое сложное было решить образ «наследника» Огурцова.

О венике, гриме и белье

– Ну и каков он – «герой нашего времени»?

– Современный Огурцов? Найти человека, который был бы неприятен многим людям нынешнего времени, – задача не из простых. Мы выбрали человека глуповатого, хитрого, взяточника, бывшего комсомольского работника с тягой к блатному жанру. Его блестяще сыграл Маковецкий.

– На сценарий «Карнавальной ночи» у вас ушло (страшно сказать!) девять дней. А как писались другие?

– «Ирония судьбы» родилась просто – из комической истории, которую мы с Брагинским где-то услышали: один мужик зашел к друзьям, наклюкался, а в компании был шутник, который предложил отвезти пьяного в стельку человека на Киевский вокзал, снабдив портфелем, где были веник и белье. Бедолагу погрузили в общий вагон на третью полку, дали десятку проводнице, и так он и проспал до самого Киева. Написали сценарий за двенадцать дней.

А вот на сценарий «Сослуживцы», по которому снимался «Служебный роман», потратили двадцать два дня. «Берегись автомобиля» – вообще родился из бродячей легенды. Одни говорили, что нечто подобное было в Одессе, другие утверждали, что в Питере. Известно только то, что кто-то крал машины у людей, живущих на нетрудовые доходы, продавал их, а деньги перечислял в детские дома. На роль Смоктуновского сначала пробовался Ефремов, который очень старался быть мягким, добрым. Но у него из всех щелей проглядывал железный руководитель «Современника» и будущий режиссер МХАТа. Тогда наш художник сказал: «Ребята, это же – волк в овечьей шкуре!». Пробовался и Леонид Быков, но на экране он выглядел, как мститель с Крещатика, ненавидящий москалей. А Куравлев напоминал мстителя с Красной Пресни. Короче, уговорили сниматься уже больного к тому времени Смоктуновского. Только начали снимать, как зовет меня к себе министр Романов и спрашивает: «Это правда, что на главную роль взяли Смоктуновского?! Он же только что сыграл Ленина! А у вас что, будет играть жулика?..». Все, что я смог возразить, так это то, что у нас он «будет в другом гриме». Но потом собрался с духом и добавил: «Раз Смоктуновский сыграл Ленина, то теперь, значит, не сможет ни рюмку водки выпить, ни к девушке сходить?!» – «Не сможет!!!» – вполне серьезно ответил мне министр. Помню, выходя из кабинета, я сильно засомневался в его умственных способностях.

– А когда все-таки легче работалось – тогда или сейчас?

– Как это ни парадоксально, но тогда было легче. Мы понимали эту систему и то, как можно ее обмануть. Да, конечно, фильмы калечили, что-то вырезали, убирали, заставляли переозвучивать. Приведу пример. В фильме «Гараж» переозвучили шесть реплик. Герой Стриженова говорит героине Остроумовой: «Я мечтаю всегда идти законным путем». А Остроумова отвечала: «Законным путем идти можно. Дойти нельзя». Нам сказали: «Ну как это?!». Пришлось поменять на «дойти трудно». А Валентин Гафт кричал: «Надеюсь, родное правление вы пожалеете?». Нас попросили убрать слово «родное». «Родным» могло быть только правительство. Ну и так далее…

Но если раньше была идеологическая цензура, то теперь появилась цензура толстого кошелька.

А теперь открою вам свой самый страшный секрет: я – нормальный человек. Всегда чешу левое ухо левой рукой, а не тянусь к нему правой. Нормален настолько, что меня передергивает, когда на экране льется кровь и фаланги пальцев отрубаются по частям. А ведь режиссер никогда не должен признаваться в том, что он абсолютно нормален. Напротив, должен делать вид, что у него в голове – свои «тараканы», что он – не от мира сего и его гениальность недоступна мозгам современников, ибо он опережает свое время!

Вечный двигатель

– Однажды вы сказали, что после съемок душа режиссера напоминает выжженное солнцем поле… Как отдыхаете?

– Есть небольшая весьма скромная рыбацкая хижина в одной из деревенек на Валдае. Бываем там каждое лето. Вот и сейчас после фестиваля поедем и до осени пробудем там. Обязательно 2–3 раза в год выбираемся в Великий Новгород, бродим по улицам, заходим в книжные магазины, в старые кафешки… Организм после съемок должен «залечить раны». Пройдет время, в голове начнут роиться новые идеи, сюжеты, образы. А потом вдруг поймаешь себя на мысли, что завидуешь тем, кто сейчас в производстве, и захочется в павильон – снимать, суетиться, кричать, нервничать. И это будет означать, что процесс восстановления душевных и физических сил подошел к концу и можно снова их тратить без оглядки.

Не по родительским стопам…

– Эльдар Александрович, почему родители назвали вас столь редким именем? И имели ли они отношение к искусству?

– Абсолютно никакого. Мама из мещанской семьи. Отец учился в Арзамасе, в «реальном училище». В восемнадцатом году в городе были сильны революционные настроения, и отец ходил к Ленину в Москву. В семнадцать он уже стал комиссаром полка, а в девятнадцать – комиссаром дивизии. Потом служил разведчиком в Китае, в Персии. Между прочим, Эльдар – это персидское имя. Отец делал головокружительную карьеру, пока его не назначили директором главка. И тогда он запил и начал потихоньку поколачивать маму. Мама долго терпела, а потом подхватила меня, трехлетнего, и ушла жить к подруге. Вскоре и у отца, и у мамы появились другие семьи. Отец и в лагере был, как враг народа. Вот такая печальная история – очень типичная для сталинского времени.

Отчим, в отличие от отца – «врага народа», – был беспартийный, но зато еврей. И потому мама, будучи очень умной женщиной, оценивая ситуацию, говорила мне, в какой период кого лучше в анкетах писать отцом. Поскольку отца не помнил – мы расстались с ним в три года, – не было ощущения, что совершаю предательство. А потом я понял, что мое личное дело не читал ни один гэбист, иначе бы меня обязательно куда-нибудь «засадили». Благодаря этим маленьким хитростям я и поступил в институт.

– Почему выбрали режиссуру?

– Ну надо же было куда-то поступать! Встретил приятеля, который собирался во ВГИК. В отличие от него кино в ту пору я не любил и ничего толком не видел. Но сообразил, что для поступления на актерский надо было играть в самодеятельности, для операторского – иметь авторские фотографии. А ведь мы жили бедно, фотоаппарата не было. От поступающих на сценарный требовали новеллы. Единственный факультет, куда не надо было ничего подавать, – это режиссерский. Когда подал документы, узнал, что там – 25 человек на место.

В ту пору мне не было и семнадцати. Долго меня терпели, на дух не принимая все, что я сочинял. В конце второго курса наш мастер Козинцев сказал: «Знаете, нам придется с вами расстаться». – «Почему, Григорий Михайлович?» – «Вы слишком молоды». И тут я сказал фразу, которая определила дальнейшую судьбу: «Григорий Михайлович, вы могли это заметить два года назад, когда меня принимали». Последовала пауза. Почесав в затылке, он ответил: «Ну, черт с вами, учитесь!». Так я доковылял до конца.

Замечательным учителем был Сергей Михайлович Эйзенштейн. Козинцев держал нас на дистанции, а Эйзенштейна мы обожали. Это был очень живой человек, очень открытый. Когда он был безработным, без копейки денег – ведь находился в опале, – Козинцев и Герасимов уломали начальство, чтобы Эйзенштейн читал «теорию режиссуры».

– А как он относился лично к вам?

– В отличие от Козинцева, великолепно. Даже есть уникальный подарок от него – книжка сценария «Иван Грозный», 44-го года издания, с кадрами из фильма. Мне было 19 лет, ему – 49, поэтому он мог позволить себе сделать надпись: «Эльдару Александровичу – проходимцу, тунеядцу и бездельнику. Профессор Эйзенштейн».

– Эльдар Александрович, в какой стране хотели бы жить, если не в России?

– Не могу жить в другой языковой среде, без своих друзей, не могу жить в другом климате, без этой природы. И если ко мне подходит человек и спрашивает: «башашкин будешь», я его тут же пойму. Знаете что это такое? Молодежь уже не знает. Объясняю. «Башашкин» – это был защитник ЦСКА, третий номер. А поскольку в России пьют «на троих», «башашкин будешь» мы все понимали с полуслова.

– Что самое трудное в профессии режиссера?

– Умение отказываться от снятых кадров и эпизодов. Каждый кадр буквально выношен, вынянчен, а съемка стоит неимоверных усилий, огромных нервных затрат, да и деньги большие израсходованы. А тут вдруг выясняется, что сцена, которой так гордился, тормозит всю картину. Или обнаруживается, что восхитительно снятый оператором пейзаж разрушает строгий и суровый рисунок эпизода. Или же понимаешь, что в панораме, какой еще не видывал мировой экран и на которую потрачено пять съемочных дней и вся твоя фантазия, – в ней не угадан ритм, она тягуча и разжевывает то, что уже давно ясно зрителю…

Вот тут надо найти в себе мужество и принести в жертву даже хорошие куски картины, чтобы она выиграла в целом.

Елена Булова, фото автора

НАША СПРАВКА

Эльдар Александрович Рязанов родился в Самаре 18 ноября 1927 года. В 1950-м окончил режиссерский факультет ВГИКа. В 1950–1955 годах работал в документальном кино. С 1955-го – режиссер киностудии «Мосфильм». В 1956-м на экраны вышел фильм Э. Рязанова «Карнавальная ночь». В последующие несколько лет Э. Рязанов снимал много комедий. 1979–1985 годы – ведущий телепередачи «Кинопанорама». 2002–2007 годы – президент Российской академии кинематографических искусств «НИКА». 23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова.

Народный артист СССР. Дважды лауреат государственных премий СССР и РСФСР имени братьев Васильевых, награжден орденами. Призер международных кинофестивалей. Э. Рязанов состоялся также как писатель и драматург. Создатель более двухсот авторских телевизионных программ.

Женат, имеет дочь.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация