Нельзя гнать зайца бесконечно
Реформа ЖКХ продвигается ни шатко, ни валко. Сроки перехода к рыночному управлению домами переносились уже дважды. Похоже, что и третья дата окончательного решения вопроса вновь окажется лишь промежуточным этапом. Однако, может статься, что формально временные рамки будут соблюдены, а в сути механизма коммунального хозяйства ничего не изменится.
– Изменится, – утверждает представитель правительства Москвы в Совете Федерации, заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Олег Толкачев. – Перемены не сильно бросаются в глаза, но первые подвижки есть.
– Олег Михайлович, первым делом давайте еще раз кратко сформулируем цель реформы ЖКХ. Тогда будет ощутимей, на какой стадии мы сейчас находимся.
– Это действительно важно для начала разговора. Основной смысл реформы состоит в создании конкурентной среды для обслуживания жилья. В свою очередь, конкуренция необходима ради того, чтобы выбирать те управляющие компании, которые могли бы (далеко не факт, что смогут, но могли бы) приподняться над имеющимся уровнем качества услуг. И дальше сосредоточиться на работе с этими компаниями.
Очень важным стержнем реформы, может быть, одним из самых важных, является участие в ней жителей. Это участие не означает лишь то, что собственники жилья, объединившиеся в товарищества, должны за свой счет вести все ремонты. Это означает другое – те деньги, которые регион или федеральные структуры выделяют на поддержание жилого фонда, должны находиться под контролем жителей. Это вторая цель реформы.
В чем состоит контроль жителей? Он заключается в том, что если создано ТСЖ, то деньги прямиком направляются на его счет и оно оплачивает работы. Если это все-таки ДЕЗ, то пока ограничиваемся лишь правом спросить с него.
Конкуренция без авантюр и криминала
– Сколько столичных домов уже выбрали для себя способ управления?
– В Москве сейчас насчитывается около 39 тысяч домов. В моем представлении порядка 90% из них провели собрания (часто заочно), и большинство предпочло остаться в системе ДЕЗов.
– И где же здесь конкуренция?
– Подождите, не все сразу. Собрания прошли. Возможности жителям предъявлены. Выбор – за гражданами. Не надо здесь, как в один колхоз, загонять силой всех подряд. Это раз. Тем не менее, по имеющимся сведениям, более двух тысяч домов выбрали управляющую компанию. Это не так много, как хотелось бы. И все же это есть, и это уже приличная база для подведения первых результатов. Если у них итоги будут лучше, чем у ДЕЗов, то это и будет аргументом в пользу принятия нового опыта.
Во-вторых, ДЕЗы не сразу, не в один день, но в течение текущего года и в первой половине следующего превратятся в акционерные общества. Причем не будет крепостной зависимости, при которой дома прикреплены только к этому ДЕЗу, а ДЕЗ – к своим домам. Наоборот, если одна какая-то дирекция работает слабо, то жители получат возможность пригласить специалистов из другой. Пусть не обвально, но конкуренция будет возникать. Здесь есть опасность сказать: все свободны. А потом не с кого спросить за развал хозяйства. Надо двигаться по этой дороге, но идти шаг за шагом. Не надо никаких авантюр.
– Вы напомнили об авантюристах. Этого многие опасаются. Каким требованиям должна удовлетворять компания, которой доверяют управление домом?
– Если я хочу выбрать компанию, а рынок еще не развит, то необходимы хотя бы рекомендации. Даже если вы няньку к ребенку приглашаете, то смотрите, кто это. Нормальный это человек или он в ваше отсутствие бьет ребенка головой об стенку. Так и компанию должен кто-то рекомендовать. Для этого у нее должна быть история. Пусть небольшая, но история. Причем положительная, а не криминальная.
К этому рынку нужно приглашать те компании, которые потенциально могут пройти квалификационный отбор. Чтобы не получилось, как с дольщиками. Но там люди сами добровольно отдавали деньги. Тут другое дело – если граждане не проявляют инициативы, то им управляющую компанию по определенным правилам преподносят, вручают.
Для минимизации рисков жителей компания должна иметь определенный запас прочности. Она должна иметь счет в банке, доступный для того, чтобы в случае невыполнения контракта суммы за нереализованные услуги могли быть с него безакцептно списаны. Должно быть проведено страхование тех услуг, которые намерена оказывать компания. Страховая компания обязана возместить товариществу убытки, которые возникли от действий управленцев.
Полагаю, что первые договоры, контракты должны быть заключены на ограниченный срок, в пределах одного года. Если за этот период компания вызывает не аллергию, а уважение, то договоры могут быть пролонгированы на более длительный срок.
В контракте обязательно должна быть указана тарифная вилка. Нельзя повышать верхнюю планку контракта только потому, что подорожали материалы или еще что-то. В оговоренный период времени компания не имеет права выходить за границы ценового коридора. Плюс ответственность – вплоть до уголовной.
Кого из игроков выбрать?
– Требования внятные, но откуда возьмутся такие коммерческие компании, когда у них у всех свой интерес есть – подгрести все под себя?
– Это естественное человеческое желание, ничего нового мы здесь не видим. Важно, что такие компании, тем не менее, уже есть. Ими управляется более двух тысяч домов. Компаний, конечно, меньше двух тысяч. Их десятки и сотни, но они есть. Не упускайте и другой момент – сами ДЕЗы будут превращаться в акционерные общества и выходить на рынок. Я не могу утверждать, что игрок рынка сменит майку «ДЕЗ» на майку «Управляющая компания» и тут же начнет бегать по полю, как Пеле. Дело определяется не майкой, а кондицией игрока. И все же появляется возможность выбрать среди игроков. Это как раз то, чего не было.
Можно сказать, что они все такие корявые… Но двигаться потихоньку все равно надо, выгребать к берегу. К тому же федеральные деньги будут направляться все-таки жителям, товариществам. Ими будут распоряжаться граждане, а не город напрямую передавать ДЕЗам. В этом тоже разница. Есть и другие нюансы, перемена не только в названии.
Тут другое дело – не навредить, не сделать хуже, чем было. А второе – постараться тому, кто работает хорошо, кто заметно лучше управляет, давать больше возможностей забирать этот рынок.
Бизнес на все времена
– Вообще-то интерес коммерческих структур к рынку жилищных услуг чувствуется…
– …очень большой. На этом можно прилично заработать. И главный интерес в том, что эта проблема вечна. Сколько ни существует страна, сколько ни живет город, он всегда будет требовать уборки, тепла, водоотведения, ремонта крыши, работы лифта и прочего. Поэтому преимущество компании, вышедшей на этот рынок, – не в ее высокой рентабельности, как в торговле, к примеру, колготками, а в том, что это бизнес на все времена, на всю жизнь. Если ты нормально работаешь, то твоя компания будет при деле сколь угодно долго. Независимо ни от чего.
– По поводу неоднократного переноса сроков перехода к управляющим компаниям вы как-то заметили, что нельзя гнать зайца вечно. Но сами только что перечисляли, что нужно страхование участников рынка, гарантии безопасности, тарифные коридоры и многое другое. Это все требует законодательного и нормативного обеспечения. То есть времени. А где оно? Впереди сезон отпусков, депутатские каникулы.
– У нас всегда не хватает времени, то лето, то осень, то зима. Тем не менее, мы в Совете Федерации договорились осенью провести крупное всероссийское совещание, скорее всего, под руководством председателя палаты или министра регионального развития. На него будут приглашены все заинтересованные структуры. Участникам предлагается поделиться накопленным опытом и обсудить возникшие проблемы.
Сейчас наша комиссия по ЖКХ готовит законодательные инициативы по квалификации компаний, страхованию и т. д. Предложения должны поступить и в нижнюю, и в верхнюю палаты к концу текущего лета, к всероссийскому совещанию. Захотим – успеем. Тогда законодательная база осенью будет готова. Начало такой работы уже положено. И важно, что комиссия работает под руководством председателя палаты. Когда действует группа депутатов или сенаторов – это один разговор. А когда работает руководство палат, то это по-другому звучит, ускоряет движение. Это может нравиться или нет, но это факт.
Реабилитируя городское хозяйство…
– Понятны требования к управляющим компаниям, понятна растущая роль населения в заботе о своем жилище, понятны задачи законодателей. А муниципальная власть что – умывает руки?
– Нет, конечно. Просто я в первую очередь сосредоточился на том, к чему мы еще никак не привыкнем. А муниципальной власти в реабилитации городского хозяйства принадлежит решающая роль. Без нее ничего не выйдет. Взять и переложить проблему на жителей, которые никогда ею не занимались, – бессмысленно. Представьте себе, что ТСЖ образовано на базе кооператива кордебалета Большого театра. Этих людей другому учили. Они не знают ни про тепловые задвижки, ни про бухгалтерию.
Да, управляющая компания должна быть проверенной, надежной. Она должна иметь опыт, лицензии на необходимые виды работ. Но она должна состоять в определенных, я бы назвал их партнерскими, отношениях с властью. То есть власть должна контролировать их работу. Естественно – отвечать за это. Головой отвечать. И должен быть положительный результат. Если его нет, если завтра стало хуже, чем вчера, то зачем такая реформа и такая власть нужны?
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ
Толкачев Олег Михайлович – коренной москвич. Закончил МИФИ, доктор физико-математических наук. Около 20 лет работал в Физическом институте АН СССР. Действительный член Российской инженерной академии, Российской академии наук, Международной академии наук и ряда других. Профессор экономики университета Адама Смита (США), лауреат Государственной премии 2000 года.
В правительстве Москвы занимал должности префекта Южного округа, первого заместителя мэра, руководителя Комплекса по имущественно-земельным отношениям. В январе 2004 года назначен представителем правительства Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.
Увлечения: футбол, теннис, конный спорт. Круг чтения: классика, исторические романы.