02:49:34
8 сентября 2024 г.

Вечный двигатель ЖКХ

Переход столицы на стопроцентную оплату коммунальных услуг откладывается на неопределенно долгий срок. Процесс напоминает движение к горизонту: чем дольше к нему идешь, тем дальше он уходит.

Все логично…

Жилищно-коммунальные услуги резво дорожают. Несмотря на это, действующие тарифы едва наполовину покрывают расходы коммунальных служб. Недостаток средств им компенсирует в виде дотаций городская казна. Москвичи относительно слабо об этом осведомлены, поскольку деньги из бюджета, минуя жителей, напрямую «капают» на счета коммунальщиков. Гражданам доходчивее то, что им приходится вынимать непосредственно из своего кошелька.

Переход к стопроцентной оплате населением коммунальных услуг с давних пор является желанной целью властей. Но не самоцелью. Движение к ней осуществляется постепенно, без резких рывков. Как сообщила на прошлой неделе руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина, рост квартплаты в ближайшие пять лет прогнозируется на уровне 18–20% в год. В результате, если сейчас доля населения в оплате услуг ЖКХ составляет 62%, то к 2011-му году она увеличится только до 69,3%. Окончательная победа над перекрестным финансированием переносится в туманное будущее.

Вообще-то москвичи не особо горят желанием переходить к самостоятельной жизни. Несколько лет назад городские власти обратились к сознанию обеспеченных граждан и предложили им в добровольном порядке взять на себя всю тяжесть расходов. Однако призывы утекли, словно вода в песок, практически без всякой отдачи.

И все же объективно от дотаций действительно надо отказываться. Их механизм несправедлив и расточителен, как любой нерыночный инструмент. Несправедлив он потому, что помощь (а дотации – это бюджетная помощь) в наибольшей степени оказывается тем, кто в ней менее всех нуждается. Ведь чем обеспеченнее человек, тем больше у него жилплощадь и тем больший кусок от общественного пирога ему достается в виде доплат коммунальщикам. А расточителен он потому, что расходование общественных (бюджетных) денег всегда менее рачительно, чем личных.

Что касается тех, кому помощь действительно необходима, то в городе давным-давно налажен эффективный механизм адресных жилищных субсидий. Каждая семья имеет право ограничить расходы на квартплату десятью процентами своего совокупного дохода. Недостающее на оплату социальной нормы ей выделяет город.

…но что-то смущает

Смущают в переходе к стопроцентной оплате две вещи, одна – чисто формально, вторая – по существу. Что касается буквоедства, то разговоры о переходе активно развернулись ровно десять лет назад – в мае можно было справлять юбилей. В результате этих разговоров 13 мая 1998 г. появилось постановление Мосгордумы № 48 об утверждении программы развития реформы ЖКХ. В нем – табличка, в которой по годам расписаны темпы движения к самоокупаемости коммунального хозяйства. Последней строчкой в ней обозначен 2007 год, когда население должно полностью и самостоятельно рассчитываться с поставщиками услуг. На деле пройдено чуть меньше половины пути, хотя постановление это никто не отменял. Правда, справедливости ради надо сказать, что таблица снабжена ярлычком «прогноз».

Но нас больше волнует существо проблемы. На практике городские власти делали все от них зависящее, чтобы прогноз стал реальностью. Все эти годы коммунальные услуги дорожали существенно быстрее инфляции. Надо полагать, для того, чтобы ликвидировать разрыв между действующими тарифами и реальными затратами коммунальщиков. К примеру, в текущем году упомянутым постановлением Думы доля населения в покрытии затрат на обслуживание должна была повыситься на 5%. Прибавим к ним 8% ожидаемой инфляции. Общий рост равен 13%. В реальности же увеличение тарифов в начале года составило около 15%, а по прогнозу Марины Оглоблиной, к концу года может превысить 18%. Как видим, запас более чем приличный. В минувшем 2006 году доля населения в оплате должна была повыситься по старому «плану» на 12%. Плюс 9–10% инфляции. Итого 22%. А реально услуги подорожали на 25%. Опять с запасом! То есть каждый год в отдельности москвичи опережали график перехода к стопроцентной оплате, а в совокупности отстали от него наполовину. Как так получается, на что уходят деньги – толком неизвестно. Коммунальные службы с аппетитом их проедают.

Может быть, лучше отмучиться один раз?

С самого начала реформы у автора не возникало никаких сомнений в отношении правильности курса на постепенное движение к поставленной цели. Лихие призывы в федеральном правительстве к немедленному переходу на стопроцентную оплату вызывали стойкое неприятие. Однако развитие процесса поколебало былую уверенность. А может быть, действительно взять и одним махом повысить тарифы сразу на 70%, но при условии, что в дальнейшем их рост ни на копейку не превысит официальной инфляции? И навеки закрыть тему. Это будет больно, но не очень. Те, кто побогаче, – выдержат. Малообеспеченные воспользуются субсидией.

При этом я пекусь вовсе не о городском бюджете. Его экономия будет не слишком велика, поскольку скачком вырастут расходы на компенсационную помощь малоимущим. Настоящая цель – выбить из-под коммунальщиков точку опоры, которая позволяет им без оглядки наращивать свои расходы.

Что касается граждан, то в среднесрочной перспективе им такой рывок может оказаться финансово выгодным. Несложно подсчитать, если сегодня тариф поднять сразу на 70% (чтобы довести оплату населения до полной), а затем повышать в темпе инфляции, то через четыре года цены на коммунальные услуги сравняются с вариантом равномерного ежегодного повышения на 20% (как это заложено в прогнозе до 2011 года). А на пятый и все последующие годы будут много ниже.

Может быть, и впрямь отмучиться один раз и больше к этому вопросу не возвращаться?

Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация