Праправнуки «Аннушки»
Московские власти решили в ближайшие годы восстановить и модернизировать столичное трамвайное хозяйство. Речь идет о рельсовом транспорте нового поколения и даже «скоростном трамвае», способном быстро и без остановок курсировать по спецмаршрутам.
Московский трамвай – транспорт с историей. Тут можно вспомнить и старинную конку, и знаменитую «Аннушку». Более 100 лет с приятным перезвоном скользят по рельсам знакомые вагончики.
Правда, в последнее время на магистралях столицы автомобильный транспорт все больше вытесняет милые сердцу москвича вагончики, трамвайные пути как-то незаметно исчезают. Протяженность их сегодня – всего 416 км. Для такого мегаполиса, как Москва, – маловато…
Специалисты пришли к выводу: нужен комплекс мер, чтобы справиться с пробками на дорогах и решить проблему перевозки пассажиров. Вот и вспомнили о трамвае… Основа будущей программы – развитие дорожно-транспортной сети, модернизированное трамвайное движение, дополняющее развивающуюся сеть метрополитена.
Предполагается, что трамвай нового поколения будет двигаться бесшумно, почти без вибрации, с приличной скоростью, а выглядеть – суперсовременно. Пассажирам в салонах будет удобно и комфортно, а, кроме того, такой трамвай – экологически чистый транспорт. Нужно ли говорить, какое значение это имеет для сегодняшней Москвы?
Но «трамвайное возрождение» нужно осуществлять сразу по нескольким направлениям. Это ремонт и реконструкция уже имеющихся путей, их постепенная модернизация, оснащение вибро- и шумозащитными компонентами, а также обновление трамвайного парка, прокладка современного рельсового полотна. Кроме того, решено проложить 190 км новых линий для скоростного трамвая, способного развивать скорость до 70–80 км в час…
Соревнуясь с метро
Конечно, идея создания скоростного трамвая вызвала немалый интерес. Но в перегруженной транспортом столице осуществить эту задумку весьма непросто. Хотя разработчики концепции развития трамвайной сети уже предлагают создать скоростные трамвайные ветки в сторону Бутова, Щербинки, Чертанова, Новокосина, Гольянова и других отдаленных районов.
Предполагается, что появится и целая система пересадочных узлов в районах станций метрополитена, находящихся вдали от центра города.
Детально будет разрабатываться и схема движения по отдельным участкам радиальных направлений. Причем в черте города трамвай нового поколения будет двигаться в обычном режиме, а на отдаленных «просторах» уже помчится на высокой скорости. Почти без остановок…
Есть предложение пустить скоростной трамвай по Четвертому транспортному кольцу. Он сможет двигаться по тоннелям и эстакадам. Но пока это идея, общая концепция, фантазия – результат «мозгового штурма» специалистов.
И хотя в целом концепция возрождения традиционного московского транспорта вызывает всеобщее одобрение, что касается скоростного трамвая – тут вопросов много. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин считает, что трамвай, способный двигаться в скоростном режиме, все равно не сможет конкурировать с метрополитеном. Да и обойдется эта новинка не дешево. А для отдаленных районов выгоднее строить ветки легкого метро. Опять же – дефицит столичной земли, в том числе и для прокладки скоростных трамвайных линий… Все это надо хорошо продумать и просчитать.
Но уже очевидно, что в отдаленных районах города со слабо развитой дорожно-транспортной инфраструктурой такая рельсовая магистраль может использоваться очень эффективно. Например, решить проблему транспортного сообщения активно застраивающегося поселка Северного.
Промчимся с ветерком!
Общая концепция целевой среднесрочной программы восстановления и модернизации трамвайного хозяйства столицы одобрена на недавнем заседании правительства Москвы. Теперь уже речь идет о том, чтобы разработать четкую схему трамвайного движения, продумать все детали будущей городской программы. Возможно, от каких-то идей придется отказаться…
Но в любом случае ремонт, реконструкция, развитие и модернизация трамвайных путей будет осуществляться уже в ближайшие годы. В 2008 году планируется завершить работы по модернизации и ремонту трамвайных линий в Строгине. Специалисты утверждают, что новые пути будут готовы к приему составов, работающих в скоростном режиме.
А в поселке Северный решено использовать имеющееся железнодорожное полотно для скоростного трамвая, который будет доставлять жителей отдаленной территории к ближайшей станции метро.
Не обойтись и без обновления трамвайного парка.
В городском Департаменте транспорта и связи сейчас изучают и выбирают наиболее интересные варианты комфортных современных трамваев, которые в ближайшем будущем должны появиться на улицах города. Безусловно, это будет транспорт нового поколения. Более красивый. Удобный и комфортный.