23:30:44
11 апреля 2021 г.

Дмитрий Корявов: «Отец месил глину, я клал кирпичи»

В гостях у звездыБывший первый заместитель министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, действительный государственный советник первого класса, а ныне еще и кинорежиссер Дмитрий Корявов первые годы жизни провел в коммуналке на Соколе. После чего семья переехала на Кутузовский проспект. Но своей родиной Дмитрий считает подмосковное Рассудово – красивейшее место, куда постепенно перебралась не только вся его семья, но и родственники жены. Дмитрий собственноручно участвовал в строительстве семейной «фазенды», бани и аж пяти каминов!

Черный дворник

– Говорят, будто многие дома на Кутузовке соединяются подвалами, образуя подземный город. Приходилось ли бывать в этих подземельях?

– Ну еще бы! Под нашим домом, как и под многими другими, была разветвленная и крайне запутанная система подвальных помещений. Подвалы разных домов соединялись между собой, образуя лабиринт, в центре которого располагалось большое бомбоубежище. В свое время мальчишки очень любили путешествовать по этим подземельям, бродить там с фонариком. Мы искали клады. Периодически находили какие-то антикварные предметы, посуду, остатки мебели, книги, тетради. Один раз нашли старинную шкатулку… Пустую, к сожалению. Среди дворовых пацанов жила легенда о некоем «черном дворнике», который обитает в этих катакомбах и нападает на тех, кто осмеливается проникнуть в его логово.

– И что же, в конце концов, «черный дворник»?..

– Он наслал на нас… блох! Еще в подвале меня с товарищем стали преследовать какие-то странные ощущения, все время казалось, что по телу кто-то ползает. Думали – мурашки… Но, выбравшись на свет божий, обомлели: ноги по колено были черные от блох. Пришлось отмываться керосином. Больше туда не совались. Правда, позже догадались, что причиной бед был не таинственный призрак, а огромное количество кошек, обитавших в подземелье. Большая кошачья коммуналка.

– Вы всю жизнь живете в Москве, на Кутузовском?

– Я коренной москвич. Семья отца жила в небольшом деревянном домике в Малом Девятинском переулке. На этом месте теперь стоит здание СЭВ. Отец не раз вспоминал, как во время войны они с Девятинского ездили на подводе на Смоленку за дровами. Камина, конечно, в доме не было, но печь имелась.

А семья матери после войны жила в бараках, которые стояли там, где теперь находится гостиница «Украина». Потом отцу дали квартиру – трехкомнатную на Соколе. На восьмерых. Наша семья: я с сестрой, мать, отец; семья его брата, бабушка. Такая вот «родственная» коммуналка получилась.

Потом, в конце 60-х, перебрались на Кутузовский в очень странную квартиру на первом этаже. У нас был отдельный вход прямо со двора, собственный подвал, кухня с гостиной на первом этаже и еще три комнаты на втором, куда вела настоящая винтовая лестница. Прямо собственный замок! Только потолки там были всего два метра, а в детской комнате, раскинув руки, можно было достать от стены до стены.

– Ваши родители имели отношение к кино или телевидению?

– Никакого. Отец – математик, всю жизнь проработал в Академии наук. Мама сменила несколько профессий: была и воспитательницей в детском саду, и методистом в аспирантуре, а в постперестроечную эпоху ей даже в кооперативе довелось поработать. Из мира искусства у меня только бабушка по маминой линии – она была актрисой театра им. Ермоловой.

От «ядерной зимы» к «Дорожному патрулю»

– Как пришли к кино? Пришлось ли драться за место под солнцем?

– Если честно, то драться я еще со школы не любил. В седьмом классе из-за высокого роста учителя назначили меня руководителем школьной дружины и обязали «патрулировать» туалеты, выгонять оттуда старшеклассников-курильщиков. Разница в возрасте была не в мою пользу, и десятиклассники как-то раз после занятий доходчиво объяснили, что дело мое неблагодарное, что я «ущемляю свободу личности», – две недели потом пришлось ходить с подбитым глазом.

Желание отомстить привело к новому увлечению – восточными единоборствами. Несколько лет усердно посещал различные спортзалы на окраинах Москвы – якобы волейбольные и прочие секции. Ведь тогда школы каратэ существовали полулегально, требовалась конспирация. Но когда пришла сила – ушла злость. Сильный человек не должен быть злым, ему положено просто уверенно идти к цели. И ничью свободу с тех пор стараюсь не ущемлять. У каждого свой путь.

– И каким же оказался ваш путь?

– В школе мне удивительно легко давались физика и математика. Вечно за всех решал контрольные. В итоге поступил в Физтех, который и закончил в положенные сроки. Потом была аспирантура, защитил кандидатскую и занялся наукой – моделировал климат Земли на ЭВМ. Рассчитывал возможные климатические последствия ядерной войны. Был такой весьма нашумевший в свое время проект – «ядерная зима». Вот в этой группе и работал.

Но вскоре начались перемены, Союз нерушимый благополучно распался, вышел закон о кооперации… Младшим научным сотрудникам в академическом институте, где трудился, платили 105 рублей. А у меня уже появилась семья. Так что, поразмыслив, в 1989 году мы с двумя приятелями решили создать кооператив, и потихоньку из науки я перебрался в бизнес. К удивлению для нас, он пошел успешно. Компьютеры, IT-технологии, внешняя торговля.

Еще с детства увлекался автомобилями. Была даже большая коллекция – более сотни машинок. Поэтому при первой же возможности открыл автосалон – один из первых в Москве. Дело было интересное, прибыльное, и я года три вплотную занимался продажей и обслуживанием американских автомобилей. Тогда-то судьба и свела меня с представителями телеканала ТВ-6. Нас попросили помочь с автомобилями, мы попросили помочь с рекламой – возник взаимный интерес, который в итоге вылился в создание программы «Дорожный патруль», где для меня соединилась любовь к автомобилям и интерес к творчеству, телевидению.

К слову сказать, огромный как корабль автомобиль, который ездил в первых программах «Дорожного патруля» по улицам столицы, был лично привезен мною из Америки и отдан на благое дело. А я стал одним из организаторов и первым руководителем этой программы.

В мою жизнь вошло телевидение. В итоге Эдуард Сагалаев, посмотрев на все это «творчество», позвал меня работать своим замом на канал ТВ-6, а затем и на канал РТР. В большей степени я занимался техникой и технологиями. Пройдя эти «университеты», свое «восхождение» в телевизионном мире закончил в должности первого заместителя министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, прослужив на этом посту пять лет – с 1999-го по 2004-й.

Прощай, мигалка!

– А потом грянула административная реформа. Наше министерство закрыли. Как позже оказалось для меня – к счастью. Потому что всю жизнь я делал то, что у меня лучше всего получалось (так, по крайней мере, все говорили), а теперь стал делать то, что всегда хотелось. Стал снимать кино.

Может быть, сам никогда бы не решился уйти из министерства – высокая должность, блага и льготы, машины, «мигалки». Да и поначалу интересно было. Занимался реорганизацией отрасли, курировал сотни предприятий, восстанавливал телерадиовещание в Чечне, руководил рабочей группой, которая реанимировала вещание после пожара на Останкинской башне, развивал цифровое ТВ. Потом все стало как-то спокойнее, словно жизнь потекла медленнее.

И вот, благодаря реформе, я оказался предоставлен сам себе: сначала полгода думал, что делать и как жить, а потом решил заняться тем, чем давно хотелось заняться. Мысль снять кинокомедию вынашивал не один год. А это, как известно, жанр легкий, но непростой.

– Если верить классикам этого жанра, заставить людей заплакать легче, чем заставить смеяться… Как же решились на такое без специального образования?

– История была странной с самого начала. Когда понял, что хочу поучаствовать в процессе кинопроизводства, то видел себя лишь в качестве продюсера. Стал искать сценарий. Хотелось снять хорошую кинокомедию, которую можно смотреть не один раз. Перечитал-перелистал море рукописей, но никак не удавалось найти просто веселый, просто смешной сценарий. Без пошлости и ужастиков, без крови и «чернухи». Чтобы зрители, придя в кино, просто смеялись, как над лентами Чаплина, Гайдая, Рязанова, Серого… В общем, сценария не нашел. Зато отыскал единомышленника – Юрия Сычева, с которым мы засели вот за этот стол и стали писать свой сценарий.

– Прямо как Ильф и Петров… А кто такой Юрий Сычев?

– Юрий Сычев в свое время много писал для одесской команды КВН, выступал на сцене. Потом работал на американском радио и ТВ. У него были идеи и наработки. Но и у меня тоже кое-что в запасниках имелось: много лет записывал всякие смешные выражения, истории, байки, рассказы. Нам помогал еще один мой друг, достаточно известный в стране человек (хотя и не из мира кино), который в силу свойственной ему скромности скрылся под псевдонимом Леонид Мессинг. В общем, месяцев семь потратили на сценарий кинокомедии «Святое дело».

Параллельно думали о том, кто же будет снимать эту историю. Очень важно было, чтобы режиссер разделял наши ощущения, принципы, наше понимание. В результате… начал снимать сам.

Я – фанат немого комедийного кинематографа. Люблю Чарли Чаплина, Макса Линдера, Бастера Китона. А образцом современной эксцентрической комедии считаю гайдаевские фильмы. Пересматривал их многократно. Копался в архивах «Мосфильма», нашел оригинальные режиссерские сценарии Гайдая – отчасти по ним и учился. Кроме того, у меня ведь есть друг – режиссер Иван Дыховичный…

– С большим чувством юмора человек.

– Именно! Но он еще и талантливый, профессиональный режиссер. Так вот, Иван очень помог в период съемок своей картины «Вдох-выдох». Я приезжал к нему в Питер регулярно, как на работу. Видел все стадии создания фильма, учился. И после всего прочитанного это стало для меня серьезной практикой.

В кинокомедии важно не что, а как. Скажу несколько слов о «Святом деле». 1613 год, Смутное время. «Стали бояре звать на царство юного Михаила Романова, в Костроме укрытого. Да чтобы получить согласие матери его на восхождение сына на престол российский, снаряжен был обоз с дарами несметными…» Если коротко – не доехали бояре до Костромы. Напали поляки, ограбили, сокровища исчезли. И в наше время всплывают следы этих сокровищ, и ряд персонажей оказывается втянут в поиски клада. А дальше сплошные приключения, погони, шутки, трюки и гэги.

– У нас не так много известных комедийных актеров. Кого снимали?

– С самого начала принципиально не хотел приглашать на главные роли актеров, засвеченных до блеска телевизором. Проводили кастинги и в Москве, и в Питере, и в глубинке. Отбирали актеров крайне придирчиво. Например, Сергей Габриэлян – он немного снимался в кино, а у нас играет одну из главных ролей. Замечательный, потрясающе интересно работающий актер! Или Игорь Лях – фамилия мало что говорит. Но в фильме Владимира Меньшова «Любовь и голуби» он сыграл кучерявого мальчика Леньку, помните? Он, конечно, изменился за это время – стал крупным и уверенным в себе мужчиной. В нашем фильме сыграл замечательно, очень по-доброму.

Снимались и известные актеры: Михаил Ефремов, Алексей Панин, Михаил Кокшенов, Сергей Рубеко, у которого много прекрасных театральных ролей и которого вся страна знает по рекламе: «Сколько, сколько вешать граммов?». Прибавлю к ним дебютантов Сергея Кузькина и Мирославу Карпович, талантливо сыгравших главных героев.

Поймать на блесну самолет…

– На съемках комедии, особенно если есть трюки, возникают самые неординарные ситуации.

– Ну как же без этого! Были и смешные, и жуткие истории. Наш оператор – один из мэтров нынешнего кинематографа – Вадим Алисов. Он работал и с Гайдаем, и с Рязановым, снимал такие фильмы, как «Гараж», «Вокзал на двоих». Так вот, несмотря на то, что он – человек по натуре добрый, уж очень любит поворчать на съемках. По сценарию надо было снимать эпизод: по реке плывет лодочка, один из сидящих в ней встает, раскручивает спиннинг, бросает и… В этот момент над ним пролетает «кукурузник», блесна цепляется за колесо, и горе-рыбак улетает за самолетом в небо. Алисов ворчит: «Понапишут всякую хреновину, а как снимать? Ну не может человек зацепиться за самолет. Не может! Бред!».

А у нас был замечательный летчик Женя, который меня и спрашивает: «Как пролететь?». Говорю: «Пониже, чтобы в один кадр с лодочкой попасть». И вот самолет летит, рыбак встает, раскручивает спиннинг и… концом удилища бьет по колесу «кукурузника». В двух метрах над ними он прошел. В тот день Алисов больше не ворчал.

Через неделю снимаем такой эпизод: над мчащейся автомашиной заходит самолет, сбрасывает на нее ядохимикаты, и машина улетает в кювет. Диалог с летчиком повторяется. Мчится по шоссе «Волга», перед ней едет огромный операторский автобус с платформой, на которой две камеры и человек пятнадцать людей. Снимаем. Не рассчитали только одно: за нашим автобусом образовалась зона воздушного разряжения. Самолет проходит в двух метрах над «Волгой», «опыляет» ее, а потом проваливается в воздушную яму и несется прямо на нас. Я вижу глаза летчика, успеваю крикнуть сидящему рядом сыну: «Пригнись!», и… самолет проходит в полуметре над нашими головами.

Этот кадр вошел в фильм. И те мои друзья, которые уже видели картинку, говорят, что это, конечно, компьютерная графика. Не верят…

Про ауру и радугу

– Расскажите о своем доме…

– Есть одно место, которое стойко ассоциируется у меня со словом «родина» – подмосковный поселок Рассудово, где четверть века назад отец получил шесть соток. Практически своими руками построили небольшой домик. Я тогда только вернулся из стройотряда. За один день мы с друзьями сложили фундамент. А печку мастерили вместе с отцом. Осваивали все по чертежам и картинкам. Отец месил глину, я клал кирпичи.

Потом удалось прикупить рядом маленький участок, мы их соединили. Построили там баньку. Через некоторое время приобрели еще один участок рядом, куда переехали теща с тестем.

Рассудово обладает какой-то фантастической аурой и абсолютно уникально по красоте. Когда закончили строительство, родители пригласили батюшку – освятить постройки. И вот, когда он приехал, через весь наш участок неожиданно перекинулась радуга. Благословенное место. Всего в наших рассудовских «хоромах» аж пять каминов – ничто так не умиротворяет, как созерцание огня. В нашей «коммуне» живут тесть с тещей, мои родители, я с женой. Даже сын уже построил неподалеку маленький домик. Там же на даче живет наша собака – черный терьер.

– Отдыхаете всегда там?

– У нас есть традиция: на ноябрьские и майские праздники мы с друзьями всегда путешествуем по России – на машинах, на автобусах, на поездах – как угодно. Это повелось с институтских времен. В палатках уже давно не останавливаемся, все больше по гостиницам и пансионатам. Кстати, именно в результате этих поездок у меня возникло желание снимать «Святое дело» в старинных русских городках – Рыбинске, Угличе, Мышкине.

А что касается отдыха, то, где бы мы ни путешествовали, всегда возвращаемся в Рассудово.

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация