Валентина Логунова: «Жилищные субсидии смогут еще долго решать свою задачу»
Субсидии на приобретение жилья – наиболее динамично меняющийся механизм приобретения жилья очередниками на частично возмездной основе. Его условия пересматриваются не реже раза в квартал. О том, чего москвичам ожидать в ближайшие три–четыре года в плане финансовой поддержки при решении квартирного вопроса, корреспондент «КР» беседует с заместителем руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Валентиной Логуновой.
Весомая прибавка
– Валентина Викторовна, за время своего существования субсидии на покупку жилья переживали периоды взлета и падения. В каком состоянии мы находимся сейчас?
– В последние месяцы субсидия резко прибавила привлекательности для очередников. Как известно, ее размер определяют три параметра: процент от нормативной стоимости квартиры, нормативная площадь на семью и средняя стоимость кв. метра. Все три – в той или иной мере – претерпели положительные для граждан изменения. Причем размер материальной помощи не просто подрос, он ощутимо приблизился к рыночной стоимости жилья. В первую очередь это произошло благодаря увеличению средней стоимости метра для расчета субсидий. На второй квартал она установлена на уровне 85 196 рублей за кв. метр. Рост составил сразу 8,5%, и это при том, что реальные рыночные цены в Москве стоят на месте.
Во второй половине 2006-го для ряда семей увеличились нормативы предоставления жилья. К примеру: для семьи из трех человек, в которой нет супругов, норма увеличилась с 54 до 62 кв. метров. Есть и другие аналогичные варианты.
Наконец, подрос процент субсидии от стоимости приобретаемого жилья. Принятым Мосгордумой в январе нынешнего года законом максимальная доля городской поддержки сохранена прежней – 70%. Но по годам ожидания в очереди она смещена в сторону сокращения сроков. В результате для большинства очередников процент субсидии ощутимо возрос.
Впрочем, пока рано говорить о том, как сработал закон. Мы только-только начали оформлять документы по новой методике. Посмотрим, как система функционирует в новых условиях, и, возможно, еще раз подкорректируем правила.
– «Авторитет» любой городской программы определяется размерами финансирования. Что с этим?
– В отношении субсидий нас всегда «держали в тонусе». Денег постоянно не хватало. Правда, бюджет иногда подбрасывал дополнительные средства, но не в плановом порядке, а по мере возможности, по ходу года, когда мы выбирали все подчистую. В прошлом году ситуация кардинально изменилась. Тогда, в середине 2006-го, без всяких просьб с нашей стороны финансирование практически удвоили. При плане в 2,4 млрд. рублей нам выделили 4,7 млрд.
Сделано это было по нескольким причинам. Во-первых, в бюджете появились средства. Во-вторых, в Москве все сложнее с земельными участками под строительство, в том числе и для городских социальных программ. Возникают проблемы. Поэтому и были выделены дополнительные деньги, чтобы люди могли приобрести жилье на рынке и тем самым как бы «перетянуть» коммерческие площадки и жилье в «наши» социальные программы. А с точки зрения сокращения очереди, в конце концов, нет разницы, в какой форме москвичи решили свою жилищную проблему. Главное, что решили.
Пока в городских проектах объем выделяемых средств на субсидии увеличивается. В 2007-м нам уже в плановом порядке выделяют 5,8 млрд. рублей, на 2008-й обозначена цифра 7,5 млрд. рублей, на 2009-й – 5 млрд.
– Эффективен ли механизм субсидий после резкого прошлогоднего скачка цен? Помогая гражданам деньгами, бюджет расходует 59,5 тыс. рублей в расчете на кв. метр приобретаемой площади (0,7 х 85 тыс. руб.). Но по городскому заказу площадь обходится примерно в 35 тыс. рублей за метр. Получается, городу намного дешевле построить жилье и отдать его бесплатно, чем выделять частичную субсидию для покупки квартиры на рынке!
– Вы правы, но забываете о проблеме участков: земли не хватает. Если бы она имелась в достаточном количестве, строить действительно было бы выгоднее, чем давать деньги. В этой части правительство переходит сейчас к очень жесткой постановке вопроса: строить коммерческое жилье только там, где есть собственник земли или уже заключен инвестиционный контракт. Все остальное направлять на городские программы.
Есть и другая проблема – выбора. Активная часть населения говорит: дайте мне деньги, я куплю то, что хочется. Не там, где вы строите, а где мне больше подходит.
Мешает дефицит площадей
– А у граждан какие проблемы с субсидиями?
– Как ни странно, но для них самый сложный вопрос – не дороговизна доплаты, а где взять жилье. По условиям предоставления субсидий деньги выплачиваются только в случае, если объект находится в завершающей стадии строительства – не менее 70% готовности. Как правило, к этому моменту все уже распродано. Выбор крайне ограничен. Цена, конечно, тоже сдерживает. Но некоторые экономят, приобретая жилье в области, там оно заметно дешевле. В большей степени реализации субсидий мешает все же дефицит площади.
– Но есть еще вторичный рынок…
– Конечно, люди покупают и там. Однако в реализации субсидий имеются особенности, которые несколько отпугивают продавцов. В частности, их смущает, что сначала проводится регистрация договора, а потом они забирают деньги. Хотя на самом деле процедура предельно прозрачна, всегда можно убедиться, что деньги уже лежат на счету. И нельзя сказать, что продавцы шарахаются от таких покупателей, но некое смятение в умах присутствует.
– Иногда можно слышать упреки, скажем так, в лукавстве власти, когда она говорит, что субсидия погашает 70% стоимости квартиры. 70% – это относительно нормативной цены. Но площадь бесплатно предоставляемого жилья всегда немного выше нормы просто потому, что точно подобрать метраж невозможно. И цена сейчас вплотную приближена к среднерыночной, но только приближена. То есть реально жилье обходится дороже. Что можете сказать по этому поводу?
– Не понимаю, в чем тут лукавство. Начну с того, по что новому Жилищному кодексу подавляющее большинство граждан, давно стоящих в очереди, вообще утратили прежнее право. Правительство города, несмотря на это, никого не стало снимать с учета и оставило за собой прежние обязательства. Это раз.
Кроме того, мы никого не загоняем насильно – бери субсидию. Никому не возбраняется дожидаться бесплатного жилья. Мы лишь предоставляем дополнительную возможность тем, кто желает и способен за счет собственных средств ускорить получение жилья.
Что касается размера субсидии, то она отражает возможности бюджета. Никто не говорит, что субсидия компенсирует всю стоимость квартиры. Условия помощи очередникам такие, какие способен на сегодня оказать город. Да, есть некоторая условность в правилах подсчета субсидии. Но эти правила совершенно прозрачны, и очередники вольны принять их или отказаться.
В Москве и дальше за МКАД
– И все-таки, что больше сдерживает программу – недостаток денег или отсутствие желающих взять субсидию?
– Ни то, ни другое. Сейчас денег хватает и найти желающих воспользоваться субсидией тоже дело не хитрое. Проблема в том, чтобы субсидия была поддержана конкретным жильем. Мы не можем честно смотреть человеку в глаза, уговаривая его – берите субсидию, когда он спрашивает – а куда я с ней? Поэтому ищем новые возможности. В частности, заключили несколько соглашений с крупными строительными организациями – членами Московского строительного союза – о том, что они будут целенаправленно строить жилье для продажи очередникам. В том числе и с использованием субсидий. Это жилье возводится и в Москве, и в области, в районах, прилегающих к МКАД.
– Какие новые веяния ожидают москвичей в части предоставления субсидий?
– Главный вопрос для нас сегодня – сокращение очереди. Если быть более точным, то даже не числа очередников, а времени ожидания очереди. Этот вопрос актуален давно, но в нынешнем году мэр города Юрий Лужков поставил его ребром: к 2010 году уменьшить время ожидания до 10 лет. То есть к 2010 году на учете должны остаться только те, кто был принят в 2000-м и позже. Это значит: если сегодня на субсидию имеют право практически все очередники (только размер ее разный), то впредь город будет помогать, прежде всего, «старым» очередникам. По сути, речь идет о том, чтобы на время запретить выдачу субсидий семьям, вставшим на учет в 2000 году и позже.
Из более поздних сроков постановки будем работать только с внеочередниками, многодетными семьями.
Вообще в зависимости от ситуации стараемся своевременно реагировать на изменяющиеся условия. Субсидия могла составлять 90%, потом снизили максимальный размер до 70%. Теперь надо добиться того, чтобы субсидии были привлекательны для очередников со стажем.
– Есть ли в этой связи долгосрочные перспективы у субсидий? Если к 2010 году очередь сократится до 10 лет, то кто захочет брать субсидию в 70%? Ведь и без того подошел срок получить бесплатную квартиру.
– Согласна, что чем короче очередь, тем механизм субсидий менее привлекателен для людей. Более того, постепенно на учете у нас останутся только малоимущие граждане, как того требует новый Жилищный кодекс. Своих денег на жилье у них нет по определению. Но все же считаю, что у субсидий есть перспектива. Ведь 10 лет в очереди – это тоже немало, и очередников, которые хотят быстрее улучшить жилищные условия, – достаточно. Существующая очередь очень большая. Только тех, кто встал в нее до 2000 года, – 99 тыс. семей, или 329 тыс. человек.