23:30:44
11 апреля 2021 г.

Евгений Пашкин: «Cколько дыр в бронзовых минине и пожарском?»

В гостях у звездыКогда на встречах выпускников Российского государственного геологоразведочного университета заходит речь о «старой московской профессуре», то всегда с особым придыханием произносится имя Евгения Меркурьевича Пашкина. Он водил нас по старой Москве, показывая, как можно читать подземную карту столицы по трещинам в стенах старых домов. Вместе со студентами сидел внутри памятника Минину и Пожарскому во время его реставрации и считал, сколько дыр наша агрессивная московская атмосфера проела в бронзе.

Сегодня мы в гостях у члена научно-методического совета Министерства культуры, заместителя председателя Всероссийского общества охраны памятников, директора ЗАО «Инженерная геология исторических территорий», профессора РГГУ Евгения Меркурьевича Пашкина.

Геолог с архитектурным уклоном

– Евгений Меркурьевич, как вас занесло в геологию?

– Наверное, не в ту дверь вошел. Я – коренной москвич и больше чем на три месяца из Москвы никогда не уезжал. Даже во время войны. Родители никакого отношения к геологии не имели. Отец – строитель, мама работала в лаборатории. А я грезил архитектурой. Но когда ученики нашего класса получили аттестаты, ребята нашего двора стали разбиваться на группки по 4–5 человек – по интересам, в зависимости от вуза, куда собирались поступать. Оказалось, что в архитектурный я собрался один, и испугался. Примкнул к группе поступающих в геолого-разведочный, МГРИ. А в итоге никто кроме меня по конкурсу не прошел.

Тоска замучила уже на первом курсе. Геологию никогда не любил. Ходил в институт, как на каторгу.

– И что же удерживало бросить?

– Завораживали преподаватели: среди наших педагогов были люди высочайшей культуры, многие еще заканчивали старые гимназии. И я, выросший в «Орловке» – бандитском дворе на Маяковке, тянулся к ним, чувствуя в них что-то отцовское… Ведь мой отец погиб во время войны.

Со второго курса все-таки решил уходить. Но наш профорг убедила: «Вот съездишь на практику в Крым, а потом иди в архитектурный». Таскать анероид по горам понравилось, с уходом решил повременить. После третьего курса опять потянуло в МАРХИ. Доходило до того, что во время лекций по геологии читал под партой книги по архитектуре. Неожиданно меня пригласили поехать на строительство Сталинградской ГЭС. А я Волги ни разу не видел и так проникся этой великой стройкой! Поразили ее размах, масштаб, огромный котлован, канатная дорога. Что-то в этом строительстве показалось близким к архитектуре.

Ну а преддипломную практику проходил на строительстве Метромоста на Ленинских горах. Его спешили сдать к Спартакиаде: день и ночь мы бурили скважины на Воробьевых горах, чтобы укрепить склоны. Потом защитил диплом, который и сейчас листаю с огромным интересом. Такое впечатление, что ничего лучшего за всю жизнь не написал, хотя у меня две сотни печатных работ и восемь монографий.

Но, получив диплом в руки, в тот же день помчался в приемную Министерства высшего образования – по поводу перехода в МАРХИ. Помню, со мной беседовал помощник министра: «Молодой человек, – сказал он, – на вас государство затратило очень много денег! Вот отработайте три года, а потом идите в архитектурный институт».

И тут – снова удача: для Метрогипротранса набирали ребят, которые должны были работать с подземными сооружениями. На меня пришел персональный запрос. Я просто ликовал, ведь в Метрогипротрансе тогда работал знаменитый архитектор Алексей Николаевич Душкин – автор станции метро «Маяковская». А в 1961-м предложили поработать на Нурекской ГЭС главным геологом. Я и там продолжал читать книги по архитектуре. В итоге в 1968 году предложил свои услуги в научно-методическом совете Министерства культуры СССР. Дали несколько заданий – объездил и осмотрел множество памятников Подмосковья: нужно было выяснить, насколько они деформированы и почему. Когда возникла проблема с фундаментами в усадьбе Останкино, меня снова привлекли в качестве эксперта. Затем рекомендовали в научно-методический совет Министерства культуры. Попал в президиум этого совета. А чуть позже стал членом Всероссийского общества охраны памятников, заместителем председателя которого являюсь по сей день.

– А говорите, «не в ту дверь» вошли.

– Знаете, есть такая музыкальная форма – «рондо», мелодия делает оборот и приходит к истокам. Вот и я в своей жизни сделал кульбит и пришел туда, куда хотел.

Следующая станция – «Маяковская»

– Раз уж заговорили о «Маяковской», расскажите: что с ней сейчас происходит?

– Ну почему надо было довести станцию до такого состояния, чтобы потом принимать правительственное решение о полной ее реконструкции? Этот вопрос я задаю чиновникам! Сорок лет назад делал заключение о том, что «Маяковская» входит в аварийный режим, и с каждым годом ее состояние будет только ухудшаться. И что в итоге?! Корродирует знаменитая сталь на колоннах, от родонита почти ничего не осталось. Мальчишки-хулиганы, когда узнали, что родонит – полудрагоценный камень, стали отбивать его на сувениры. А те работы, которые сейчас ведутся, – это «тришкин кафтан»! Там нужны кардинальные меры. Как, впрочем, и на многих других московских адресах.

– Назовете?

– Например, в районе института имени Курчатова, где из 26 артезианских скважин откачивали воду для обеспечения работы института, образовались депрессионные воронки, и последствия не заставили себя ждать. В 70-х случились первые провалы зданий в 3-м Хорошевском проезде (два дома), около «Полежаевской», на улице Тухачевского образовалась пятиметровая воронка – и это между двумя семнадцатиэтажными башнями! Еще один тревожный пример – район Арбатской площади, станция метро «Боровицкая», Гоголевский бульвар. В этом районе размыты все водоупорные грунты. И когда в известняках построили подземные сооружения станций метро «Арбатская», «Боровицкая» и откачали воду из грунта, создалась депрессионная воронка. В 80-х часть юго-западного фасада зданий книгохранилища госбиблиотеки оторвалась и ушла вниз. Просели здания научных читальных залов, флигели дома Пашкова, здание-музей, построенное когда-то для демонстрации одной лишь картины «Явление Христа народу» художника Александра Иванова.

Есть еще одна проблема: очень многие московские предприятия, в том числе бани, работают на артезианской воде, которая долгое время была стратегическим запасом. Дело в том, что запасы этих вод не беспредельны и восстанавливаются очень медленно. Водоносные горизонты формировались тысячелетиями, а откачать их можно очень быстро. А как восполнять? Есть правило: использовал подземное пространство или отобрал воду – компенсируй. Но никто не хочет вкладывать средства.

– А есть ли у вас примеры бережного отношения к старине?

– К счастью, есть. На берегу Москвы-реки сносится гостиница «Россия». А ведь вокруг нее – целое кольцо уникальных церквей, которые по исторической ценности не уступают Кремлю. И снос гостиницы создает громадную проблему для окружающих зданий. Устойчивость построек XVI–XVIII веков крайне слабая, любое изменение в геологической среде для них опасно. В основании этих памятников идет гниение деревянных свай. А отсюда – пустоты. Как поведут себя грунты в момент динамических нагрузок, когда начнется новое строительство? «Россия» когда-то строилась по старым технологиям. Инвестор, выигравший тендер и отвечающий за снос гостиницы, на мой взгляд, поступил разумно и по-хозяйски. Отдельной графой включил наблюдение за памятниками, фиксацию их сегодняшнего физического состояния. Еще до застройки территории необходимо будет укрепить грунт, укрепить фундаменты памятников…

– Какие меры еще принимает инвестор?

– Щадящие технологии. Инвестор запретил разрушать механически, ведь это – чудовищная детонация, пострадали бы все церкви Зарядья. Поэтому конструкции аккуратнейшим образом распиливаются и при помощи кранов опускаются на землю. После чего вывозятся на место строительства трехзвездочных отелей в районе кольцевой дороги. Ведь при разборке гостиницы сохранились хорошие строительные детали. Зачем же выбрасывать?

Не будем об Остоженке

– Известно, что «Россия» уникальна еще и тем, что половина здания стояла на песках, другая половина – на глиняных почвах. Как сейчас будет решаться этот вопрос?

– Инвестор, который разбирает гостиницу, отвечает только за ее разборку и сохранение окружающих памятников.

Ясно одно: такой уникальной территории у Москвы больше нет и не будет. И нужно отнестись очень серьезно к ее застройке. Чтобы район Зарядья не напоминал то, что, к сожалению, получилось на Остоженке, – когда ходишь по дивным в прошлом переулкам, видишь новые дома европейского стиля и задаешься вопросом: где ты находишься – в Москве, Монреале или в промышленной части Парижа?

Елена Курбанова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация