23:30:44
11 апреля 2021 г.

«Очень плохо» или «немного лучше»?

Рынок недвижимостиС такой дилеммой сталкиваются все, кто пытается приобрести гараж. Однако и тем, кто просто паркуется на улицах и во дворах, не легче.

Ближе к Центру – больше проблем

Не так давно Москву облетела новость: место в подземном гараже ушло с аукциона за $114 000! Причем речь шла не о «навороченных» элитных хоромах, а о доме бизнес-класса в скромном Новогирееве.

Заоблачная цена – не просто интересный курьез, а вполне отчетливый показатель развития рынка парковок в столице. О переизбытке автомобилей в городе красноречивее всего говорят многокилометровые пробки, ставшие давно привычными для водителей и пешеходов. Прибавим к этому разговоры о том, что в городе катастрофически не хватает земли даже под жилищное строительство. Результат налицо – спрос на гаражи значительно превышает предложение.

– Если раньше считалось, что средняя цена гаража равняется цене российского авто, теперь в качестве такого эквивалента выступает уже иномарка среднего класса: машино-место стоит порядка $20 000, – рассказывает начальник отдела экономического развития компании «Паллада» Виталий Долгий. – Правда, и эта цена условна, поскольку есть гораздо более дорогие предложения. Чтобы продемонстрировать рост спроса, могу привести конкретный пример. В Южном Бутове многоуровневый паркинг расположен крайне неудобно – путь к нему идет через темный заброшенный пустырь. И что же? Несмотря на высокие расценки, гараж забит до отказа. Хотя понятно, что будь у людей возможность выбора, услугами стоянки пользовались бы только отдельные любители острых ощущений.

Как утверждают эксперты, пока нельзя назвать округ, который начисто лишен проблем с парковкой. Похоже, лучше всего ситуация будет в новых, только строящихся районах, спроектированных с учетом возросших потребностей москвичей. Пока же эксперты, говоря о гаражном рынке, предпочитают оперировать такими терминами, как «очень плохо» и «немного лучше». Нетрудно догадаться, что наибольшие проблемы с парковкой возникают в Центральном, Восточном, Юго-Восточном и Южном округах. На их фоне Запад, Северо-Запад и Юго-Запад смотрятся более благополучно. Хотя, конечно, говорить можно лишь об относительном благополучии.

В целом оценки рынка стоянок в Златоглавой различаются мало. Просто одни считают, будто этот рынок находится в стадии становления, а другие склонны думать, что он как таковой вообще еще не появился.

– Рынок этот (если сравнивать с любой европейской столицей) находится в самом зачаточном состоянии, – подчеркивает руководитель аналитической службы компании «Новый город» Наталья Ветлугина. – Никакого порядка, никаких стандартных цен. В рамках одного района парковка может стоить и 2000 рублей в месяц, и 400 долларов – при совершенно неразличимых отличиях. Проблема присутствует практически по всей Москве, что называется, ровным слоем. Можно также утверждать, что чем ближе к центру, тем тяжелее. Потому что офисы, жилые дома, развлекательные объекты – все это «притягивает» массу машин. И уже в порядке вещей стало тратить на то, чтобы найти свободное место для парковки, полчаса и даже час.

Как угнаться за потребностями?

Сегодня в городе представлены практически все виды парковок. Есть открытые уличные стоянки на огороженной охраняемой территории. Они могут находиться либо при жилом доме и предназначаться для парковки автомобилей жильцов и их гостей. Либо при офисно-административном здании – для автомобилей сотрудников, арендаторов и посетителей. Это наиболее демократичная парковка, поскольку автомобилистам предлагается минимум удобств. Однако не стоит обольщаться по поводу того, что припарковать машину на свежем воздухе можно за копейки. Как правило, такие места сдаются в аренду, и ставки могут быть значительными. Если же покупать, то цена будет в среднем $10 000–15 000.

Есть подземные парковки, которые могут быть как под административными зданиями (тогда места в них сдаются в аренду), так и под жилыми домами элитного и бизнес-класса (как правило, продаются). Традиционно в новых домах бизнес-класса гараж планируется из расчета одно машино-место на одну квартиру. Но потребности жильцов нынче куда выше.

– Все места разбираются еще на начальном этапе строительства, – сообщает Виталий Долгий. – При этом нередки случаи, когда одна семья хочет приобрести сразу несколько машино-мест. Люди готовы платить большие деньги за комфорт и возможность подняться к себе в квартиру прямо из гаража.

– Цены на различные категории парковок сильно разнятся. Подземные гаражи в домах элитного и бизнес-класса в центре Москвы (в пределах Третьего транспортного) могут стоить до $130 000–150 000. Дальше от центра – $60 000–70 000. Также играет роль площадь гаражного места – парковка для большого автомобиля будет, конечно, дороже, – отмечает руководитель отдела аналитики и оценки управления коммерческой недвижимости и девелопмента холдинга «Миэль-Недвижимость» Айдар Галлеев.

Как уверяют риэлторы, будущее принадлежит самому прогрессивному виду парковок – многоэтажным комплексам с гаражными боксами. Во-первых, они позволяют разместить большое число авто на сравнительно небольшом участке земли. Во-вторых, автолюбители получают в них дополнительный набор услуг. В минимальный пакет входят техцентр и автомойка. В таких гаражах места разделены стенами, что исключает попадание внутрь бокса посторонних лиц. Парковки могут быть как отапливаемые, так и холодные. Холодные стоят от $15 000 за место, отапливаемые – минимум $20 000. Это цены в самых отдаленных районах.

Отдельно стоящие гаражи представляются нынче чем-то вроде осколков минувшей эпохи, и, казалось бы, должны быть вытеснены акулами рынка. Однако «раритеты» по-прежнему представлены в достаточном объеме.

– Такие гаражи – вполне ликвидный товар, – уверен В. Долгий. – Цены на хороший (и чистый в юридическом отношении) гараж начинаются примерно от $40 000 – в зависимости от расположения. Но даже гараж с «юридическими проблемами» найдет своего покупателя, готового пойти на риск. Правда, стоить он будет процентов на 40 дешевле.

Капля в море

По мнению Аллы Ефремовой, PR-директора ООО «Агентство недвижимости DOKI», к продаже предлагается одновременно лишь тысяча гаражных мест. И это на всю Москву – на три млн. автомобилей! Безгаражными остаются примерно 50 процентов «железных коней» в различных округах столицы и 75 – в Центральном.

Стоит сказать и о том, что отдельную категорию владельцев авто составляют граждане, которые любому комфортабельному гаражу, расположенному в двух шагах, предпочитают открытое небо. Именно оно дает возможность каждую ночь «радовать» соседей трелями сигнализации припаркованной под окнами машины. Особенно этим отличаются автомобили эконом-класса.

– Гаражных мест создается много, но далеко не все из них востребованы, – считает Айдар Галлеев. – Ведь на первое место всегда выходит вопрос цены, и дороговизна останавливает желающих приобрести площадь для парковки автомобиля. Иногда, действительно, проще и дешевле оставить недорогой застрахованный автомобиль прямо на улице, а в случае угона покрыть убытки из страховых выплат…

Иномарки пошли в рост

Между тем есть эксперты, которые полагают, что цены оправданы.

– Суммы на первый взгляд огромные, – говорит Н. Ветлугина, – но не стоит делать скоропалительных выводов. Автомобили ведь тоже… растут. Иномарка бизнес-класса достигает в длину почти пяти метров, в ширину с закрытыми дверями – почти двух. Чтобы относительно спокойно въехать в гаражное место и открыть там двери, нужны размеры этого самого места три на шесть. Получается 18 кв. метров. Допустим, в многоэтажном жилом доме можно сделать крохотную лестницу и лифтовой холл. Но в паркинге такие фокусы не проходят – машина должна въезжать на свое место и не биться при этом об углы и стены. Вот и получается, что на каждую машину должно приходиться (включая общие площади) примерно 20 кв. метров. Вспомним теперь, по каким ценам продаются квартиры…

Правда, отмечает Н. Ветлугина, паркинги востребованы в первую очередь владельцами иномарок представительского класса. Эти граждане не на шутку беспокоятся о сохранности любимой игрушки.

Теперь о тех, кому повезло. В числе счастливчиков оказались автовладельцы, попавшие под действие программ по облагораживанию лица города. Взамен снесенных «ракушек» они за символическую сумму получили места в муниципальных гаражах. О покупке речь не шла, так что машино-места предоставляются в аренду, но в условиях дикого рынка граждане радуются и этому временному облегчению, предпочитая не заглядывать далеко в будущее.

Сейчас гаражным строительством увлечены не только городские чиновники (в прошлом году появилось муниципальных стоянок на 110 900 машино-мест), но и инвестиционные компании, по достоинству оценившие ажиотаж вокруг этого вида недвижимости. А значит, появляется надежда, что спрос и предложение в обозримом будущем выровняются. Но будут ли новые парковки всем по карману – это уже другой вопрос.

Павел Чернышов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация