Любовь Мирошникова: «А по-честному не пробовали?»
В последнее время поговаривают о скорой кончине ЕИРЦ. Мол, лишний это «посредник» между собственником и поставщиками ресурсов. Но попробуем порассуждать с позиции собственника – самого незащищенного звена пока еще не выстроенной рыночной цепочки. Чего боятся жители? Правильно, попасть в лапы компаний-однодневок. И даже если заключат договор, предусматривающий гарантии, меру ответственности управляющей компании, – что толку от него, если жулики исчезнут с деньгами…
Искать будут долго. И примеров тому немало. А потому, пожалуй, самый благонадежный пока из действующих игроков на рынке услуг ЖКХ – ЕИРЦ. И об этом мы беседуем с руководителем ГУ «ЕИРЦ Юго-Западного округа» Любовью Мирошниковой.
– Любовь Владимировна, так ли выгодно собственникам исключать ЕИРЦ из цепочки, связывающей их с поставщиками ресурсов?
– Безусловно, со временем на рынок ЖКХ выйдет много коммерческих управляющих компаний. Необходимость здоровой конкуренции в этой сфере давно назрела. Теперь основным поставщиком коммунальных услуг стала управляющая организация. Ресурсоснабжающие организации – такие, как «Мосводоканал» и МОЭК, рассчитываются не с жителями, а с такими вот УК. Но не секрет, что основа деятельности любой коммерческой организации – получение прибыли. А потому наряду с добросовестными исполнителями будут появляться и фирмы-однодневки, задача которых – максимально быстро заключить договоры с жителями, собрать деньги и… «раствориться».
В этих условиях роль системы ЕИРЦ многократно возрастает. Мы обобщаем начисления в едином платежном документе (ЕПД) и доставляем его жителю, обеспечиваем собираемость платежей и прозрачность денежных потоков, поступающих на счета ресурсоснабжающих организаций. Так как создан четко работающий механизм распределения между поставщиками денежных средств, оплаченных за коммунальные услуги через Банк Москвы, жители могут быть уверены, что эти деньги не пропадут и не будут украдены недобросовестными управляющими компаниями. Этим москвичи страхуют себя от рисков в случае неудачного выбора. Если УК окажется недобросовестной или по независящим от нее причинам разорится, платежи не пропадут и будут получены ресурсоснабжающими организациями.
Щит от ошибок
– ТСЖ и ЖСК предпочитают финансовую «самостийность». Хотя это – основная причина конфликтов между жильцами и правлением. Чтобы их избежать, достаточно перейти на обслуживание в ЕИРЦ. Неужели председатели этого не понимают?
– К сожалению, жильцы более заинтересованы в нас, чем председатели жилищных товариществ и кооперативов. Как правило, именно жители инициируют перед правлением вопрос о переходе на расчеты за ЖКУ через ЕИРЦ. Это выгодно не только собственникам, но и правлению ТСЖ или ЖСК. Во-первых, жители получают ЕПД, рассчитанный и сформированный по общегородской методике, которая страхует от возможных ошибок со стороны бухгалтерии своего ТСЖ. Во-вторых, правление ТСЖ освобождается от ежемесячных сложных математических расчетов платы за коммунальные услуги каждого своего жителя. В-третьих, переход на расчеты через ЕИРЦ избавляет правление ТСЖ от паспортной работы – этим занимаются наши сотрудники. Существенным является и тот факт, что все услуги ЕИРЦ осуществляет на безвозмездной основе. Все больше жителей, заключая договор управления с коммерческой компанией, включают в него в качестве основного условия расчеты через систему ЕИРЦ.
Власти города заинтересованы в передаче ЕИРЦ полного набора расчетных функций: начисления, контактной работы, контроля и взыскания оплат. Это позволит, с одной стороны, обеспечить защиту населения от ненамеренных и намеренных ошибок в расчетах за ЖКУ со стороны управляющих компаний, а с другой стороны – вести всю работу по единой общегородской методике.
Не надо изобретать велосипед
– Во время недавней поездки в Казань президент РФ Владимир Путин посетил местный единый расчетный центр, аналогичный московским. Он назвал ЕИРЦ «жилконторами будущего». Это московское изобретение?
– На федеральном уровне правовые основы для создания системы ЕИРЦ были созданы лишь в марте 2005 года, а в Москве она функционирует уже более пяти лет. Принцип осуществления расчетов за коммунальные услуги не напрямую, а через специализированную организацию – это развитие линии «аутсорсинга». Иначе говоря, передачи не основных функций, например, сбыта, независимой профессиональной компании. Этот принцип давно уже реализуется во всем мире крупными национальными и международными компаниями, в том числе энергосбытовыми. Он принят за основу при создании системы ЕИРЦ.
В устоявшейся мировой практике независимая система расчетов, не подчиняющаяся поставщику коммунальных услуг, а действующая по строгим и прозрачным, публично доступным правилам, – более эффективное экономическое решение, чем зависимая система расчетов, выполняющая любые указания поставщика вне зависимости от их законности.
Удобно, точно, современно
– За пять лет существования московские ЕИРЦ прочно встали на ноги. Есть еще куда расти?
– Действующее законодательство дает жителям право на перерасчет за плохое качество коммунальных услуг, их несвоевременную поставку. Но не всегда срабатывает принцип расчетов за фактически предоставленные коммунальные услуги. Дирекции «забывают» составлять при этом акты. А для нас это – основание для перерасчета. Предстоит выстраивать цепочку взаимоотношений между ЕИРЦ, диспетчерскими службами, ресурсоснабжающими организациями.
Пока только 17 процентов московских квартир оборудованы приборами учета воды. Но с каждым днем их количество увеличивается. Пока только в экспериментальном порядке отрабатывается информационный канал «прибор учета – ЕИРЦ». Показания квартирных счетчиков в режиме реального времени поступают в ЕИРЦ. Это позволит не только облегчить расчеты для москвичей, но и гарантирует точность произведенных начислений, а также дает возможность оперативно реагировать на изменение качества предоставляемых коммунальных услуг и своевременно снижать плату за них при отклонении от параметров.
Для удобства внесения платежей за коммунальные услуги уже сейчас налажена система оплаты не только в филиалах Банка Москвы и Сбербанка России, но и в почтовых отделениях связи, через банковские терминалы, банкоматы Банка Москвы. Вскоре платить можно будет и через Интернет. Для удобства плательщиков вводятся новые технологии. Так, финансовым оператором системы ЕИРЦ – ОАО «Банк Москвы» введены в эксплуатацию билинговые безбумажные технологии расчетов за коммунальные услуги. При этом наличие платежного документа при оплате не требуется, можно просто запомнить или записать 10-значный код плательщика и сообщить его сотруднику банка или почтового отделения связи. После этого оператор банка назовет точную сумму, подлежащую оплате, и выпишет платежный документ. К этой системе может быть подключен любой коммерческий банк или платежная система. Пока расчеты по ней производит Сбербанк РФ.
В ближайшее время мы завершим работу над созданием окружного Интернет-ресурса – «удаленных ЕИРЦ». Граждане через Интернет смогут получать информацию о текущих начислениях за ЖКУ, о своих платежах за прошедший год, введя 10-значный код плательщика. На домашнем принтере смогут распечатать ЕПД за текущий месяц, на специальный раздел сайта передавать показания квартирных водосчетчиков. На этом же сайте возможно будет получить сведения о режиме работы и адресах районных ЕИРЦ, все необходимые нормативные и методические материалы, задать любой вопрос.
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ
Мирошникова Любовь Владимировна родом из Челябинской области. Закончила бухгалтерский факультет Новосибирского института кооперативной торговли, защитила диплом в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова. Работала заместителем главы администрации города Троицка Челябинской области по экономике. С 2002 года – главный бухгалтер ГУП ДЕЗ «Коньково». В 2004 году назначена руководителем ГУ «ЕИРЦ ЮЗАО».