Тундра и менталитет
Представьте: приближается время платить за квартиру. Сколько там натикало и нащелкало? Включаете компьютер, выходите на сайт управляющей компании, набираете логины-пароли, и высвечивается страничка со счетами и показаниями счетчиков.
Страна победившего хай-тека
Ну а дальше можно воспользоваться одной из платежных сетевых систем и отправить деньги, не вставая из-за компьютерного стола. Если возникли сомнения в цифрах, – задать вопрос и оперативно получить разъяснение.
Справедливости ради, отметим: сюжет не бог весть какой фантастический, особенно для клиентов банков, интернет-провайдеров и сотовых компаний – им такое общение давно привычно. Однако мы говорим не о «пижонских» сферах, а о системе с кряжистой полуаббревиатурой «жилкомхоз», которая ассоциируется не с ноутбуком, а с бессмертным похмельным дядей Васей. И говорим не только о столицах, изрезанных вдоль и поперек всевозможными сетями, а обо всей стране. Включая степь, тайгу и тундру. А что? Ведь компьютеризированная тундра (вернее, лесотундра) существует на самом деле и называется она Финляндия.
В Финляндии отношение к прогрессу трепетное. Это страна победившего хай-тека. Задумайтесь: ежегодно 3,8 процента бюджета здесь тратится на исследования и разработки.
Несколько слов стоит сказать и о финском менталитете, способствующем развитию высоких технологий. Финны не любят торопиться, зато обожают все планировать. Все делают вовремя – в том числе, и квартплату вносят. Здесь не принимают спонтанных решений и уважают законы.
Цепочка компаний
Финляндия – большая, но относительно малозаселенная страна. На 338 тыс.кв. км в 1,4 млн. жилых домов проживают 5,3 млн. человек. В среднем на человека приходится 75 кв. метров.
Все дома объединены в 70 тыс. акционерных обществ, которые и являются владельцами жилой недвижимости. Это весьма распространенная в Европе правовая форма объединения жильцов – некий аналог ТСЖ. Полноценными собственниками считаются и ипотечные заемщики, у кого еще до конца не выплачены кредиты.
20 тыс. АО управляют своим хозяйством самостоятельно, а 50 тыс. пользуются услугами компаний по управлению недвижимостью. Как правило, управляющая компания вместе с жителями выбирают эксплуатирующую организацию. А эксплуатирующая, в свою очередь, может нанять специализированные фирмы, которые занимаются ремонтом и строительством, уборкой территории, охраной и вывозом мусора.
Виртуально – значит, быстро
Что представляет собой среднестатистическая финская управляющая компания?
Обычно она работает на рынке жилищно-коммунальных услуг несколько десятилетий – и 20, и 40 лет – ничего в этом нет удивительного. Трудится в ней около 30 человек. Такой штат способен управлять аж 150 объектами в разных районах города. Компании ежегодно отчитываются перед жильцами о том, куда пошли их деньги, о доходах, расходах, балансе.
Впрочем, финансовая информация доступна и без специальных отчетов – любой житель может в любое время ее посмотреть на сайтах, потому что, как вы поняли, информационные технологии в системе финского ЖКХ – обычное дело, а Интернет прописался в 70 проц. жилых домов. Сайт имеется у каждого «управдома», и он не только предоставляет информацию, но и работает с каждым жителем.
Начнем с любимого – с платежей. Компания собирает и обрабатывает показания приборов учета – водо-, тепло-, электросчетчиков и, соответственно, выставляет счета. Данные счетов уточняются в режиме on-line – со счетчиков они стекаются на единый диспетчерский пункт как автоматически, так и с помощью web-интерфейса, то есть житель сам может их передать через сеть. У виртуального диспетчера можно что-то спросить, уточнить – ответ придет незамедлительно.
Без ругани и очередей
Существует и такая услуга, которую по-русски можно назвать «Электронный ЖЭК». Сюда можно обратиться за справочной, юридической информацией, здесь предоставляются и необходимые для жильцов документы, работает паспортный стол. Понятно, что такая контора должна находиться в постоянном электронном контакте с городскими организациями. Слесаря, плотника, электрика можно вызвать, отправив запрос на сайт компании.
Отдельный раздел на сайте управляющих компаний предназначен для агентств недвижимости. Финны часто меняют место жительства, несмотря на долги по ипотеке. Для того чтобы перекредитоваться, нет никаких препятствий, расчеты делаются быстро (главное – собрать документы). Все необходимые справки, экспликации, поэтажные планы можно заказывать и получать у управляющей компании через сеть.
Новые технологии позволяют расширить спектр услуг по охране домов. Данные с видеокамер сбрасываются на жесткий диск, если включается сигнализация, то монитор показывает, какой дом взывает о помощи, информация поступает в полицию без проволочек.
Есть сервисы и «покруче». Например, если надо, управляющая компания последит за поведением домашней бытовой техники.
Остается добавить, что подобная система работает уже десять лет, и без нее обойтись теперь совершенно невозможно. И никаких вам часов приема, очередей и ругани. Было бы электричество, да не подводили бы серверы.
Благодарим за содействие консультанта центра торговли при посольстве Финляндии в России Владимира Скорлыгина
В подборке использованы материалы круглого стола «Информационные технологии в национальном проекте «Доступное жилье», организованного CNews (Группа компаний «РосБизнесКонсалтинг»)