В последний вагон…
Каждый раз я отправлялась к тетушке, скрепя сердце и чувствуя себя почти хапугой… Но у тетушки не было детей, зато была комната. А у нас с мужем не было комнаты (и уж тем более – квартиры), зато имелся малыш на руках.
Гнев на милость
– А вот не подпишу на тебя ничего! Ты же тогда моей смерти будешь ждать… Еще свечку за упокой поставишь, – щурилась на меня тетка.
Я краснела, опускала глаза, но мама снова и снова уговаривала меня повидаться со строптивой старушкой: мол, мы сами в коммуналке живем, ничем вам помочь не можем. И я шла выслушивать обиды.
Тетушка казалась непреклонной, пока я не познакомила ее с моим мужем. Не знаю, чем он ей так приглянулся. То ли подействовали его разговоры о том, что государство и так обобрало ее до нитки, а тут и после смерти комнатой поживится. То ли он напомнил ей покойного мужа (судя по старенькой карточке, сходство и впрямь было). Но в один прекрасный день тетушка стукнула об пол клюкой и сообщила о своем решении приватизировать комнату.
– Но учтите: не подарю ни за что! – предупредила она. – А вот завещание, может, и напишу…
Луч надежды, как писали в старых романах, промелькнул. Но инстанции, словно почувствовав что-то, стали тянуть резину. Между тем, как вскоре выяснилось, тетушке оставалось жить недолго…
С большим трудом, собрав все документы, мы все-таки сдали их на регистрацию, но результата не было. Тетушка между тем слабела, у нее обнаружили запущенную стадию рака. Пожилая женщина смягчилась, написала на меня завещание и даже сокрушалась, что вовремя не сделала все по уму. Когда она в больнице просила у меня прощения, я не могла сдержать слез.
Меня назвали аферисткой
После похорон я осталась с завещанием на руках, но без каких-либо документов на квадратные метры тети. Ее соседи начали суетиться, чтобы занять комнату. Я их понять могла – они жили в тесноте.
– Вы не можете занять комнату, – спокойно объясняла я. – Тетя подала документы на приватизацию.
– Она умерла! Никакой приватизации не было! – кричала соседка. – Я найду на тебя управу, аферистка!
Понятное дело, нервы у соседей были на пределе, но мне следовало думать о своей семье. Подруга-риэлтор посоветовала сделать запрос в регистрационную контору. К удивлению, ответа пришлось ждать больше месяца. В справке о правоустанавливающих документах было сказано: приватизация произведена… после тетиной смерти. Я пребывала в растерянности. Зато соседи праздновали победу и вскоре подали заявку на заселение в комнату.
– Ну что, аферистка, съела?! – радовалась соседка. – Как снег на голову свалилась старушке, бедная ты родственница. А вот получи!
– Можно подумать, вы что-то для нее сделали, – сквозь зубы процедила я.
– Не хами и проваливай! – буквально вытолкнула меня из коммуналки соседка.
Где найдешь, где потеряешь
Они уже готовились к переселению. А я на всякий случай отправилась к нотариусу. У тетушки были кое-какие сбережения на книжке – нужно было их получить (сильнодействующие и очень дорогие лекарства мы с мужем оплачивали из своего кармана).
Дождавшись очереди к нотариусу, я все же решилась спросить про комнату. Ответ меня буквально ошеломил:
– По завещанию вы должны получить все движимое и недвижимое имущество.
– Но ведь приватизация не была закончена…
– Ваша родственница пожелала приватизировать комнату и пожелала ее завещать при жизни. По закону этого достаточно.
Потрясая документом от нотариуса, я вернулась в квартиру и вступила в очередную перепалку с оппоненткой, которая решила занять комнату еще до получения документов и выставила в коридор тетины вещи.
– Забирай ее шмотье! – бросила она мне.
Однако, увидев документ, опешила:
– Что же это получается? Ты нас обскакала?
– Я пришла честно предупредить, что комнату вы не получите. Чтобы не было
zпутаницы, уведомлю об этом все инстанции.
Через полгода день в день я получила документы о праве на наследство. Однако вскоре оказалось, что наши мытарства не закончены: зарегистрировать права на наследство мне не дали. Пришлось опять в панике бежать к юристу. Тот сказал, что наше дело правое:
– Нотариус поступил абсолютно грамотно. Мы легко выиграем это дело.
Так и получилось, правда, на это ушло еще полгода.
Теперь мы с мужем решаем, что делать с комнатой. Скорее всего, постараемся обменять ее на квартиру в области, ведь с такими обозленными соседями жизни точно не будет.
КОММЕНТАРИЙ
Александра Бузина, юрист:
На первый взгляд, ситуация, в которую попали герои этой истории, кажется довольно затейливой: пожилая женщина решила приватизировать квартиру и завещать ее племяннице, но оформить приватизацию не успела.
С одной стороны, согласно положениям ст. 1112 Гражданского кодекса, в состав наследства входит все имущество, принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства (день его смерти). Квартира же была оформлена в собственность уже после смерти наследодательницы. С другой стороны, женщина успела юридически выразить свою волю стать собственницей квартиры, сдав все необходимые документы для того, чтобы зарегистрировать приватизацию.
Попавшим в подобную ситуацию наследникам необходимо знать о существовании постановления пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Абзац 3 пункта 8 этого постановления как раз посвящен случаям, когда гражданин подал заявление о приватизации и необходимые для этого документы, но умер до оформления приватизации.
Установлено, что смерть такого гражданина не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника о включении квартиры в наследственную массу. Основания для подобного решения просты: наследодатель при жизни выразил волю на приватизацию квартиры, не отозвал своего заявления и по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Несмотря на четкие разъяснения Верховного суда, на практике у наследников зачастую возникают сложности, которые не обошли стороной и героиню рассказа. Если наследникам подобных квартир не удается оформить права на наследство (или сразу добиться включения квартиры в состав наследственной массы), им нужно обращаться в суд по месту нахождения квартиры (требование ст. 30 Гражданского процессуального кодекса РФ). Право на наследство подтвердят в судебном порядке, опираясь на правила постановления № 8.