Игорь Антонов: «Укрепление энергетики – ключ к развитию города»
Бюджет города – это программа действий на год, выраженная в цифрах. Чем бюджет-2007 отличается от бюджета-2006? С таким вопросом мы обратились к депутату Мосгордумы Игорю Антонову.
Дефицит по-московски
– На два направления работы в нынешнем году обращается особое внимание: на поддержку семей, где растут дети (2007-й объявлен в Москве Годом ребенка), и на решение энергетических проблем, которые тормозят развитие города. Статьи расходов на эти цели запланированы значительные. Последние десять лет не менее 40% расходной части столичного бюджета идет на социальные нужды. И по сравнению с 2006-м расходы на социальную сферу увеличены на 20,3%. Эти средства будут израсходованы на соцобеспечение и комплексную программу соцзащиты москвичей. Если большинство регионов ввело доплаты только своим льготникам (после того, как льготников разделили на федеральных и местных), то Москва доплачивает всем без исключения льготным категориям граждан.
Неработающие пенсионеры получают доплаты от города, даже если пенсия выше прожиточного минимума. На это в бюджете предусмотрено 32,6 млрд. руб.
Кроме этого, восполняем из бюджета затраты всем организациям, которые предоставляют льготы по проезду, оплате услуг ЖКХ и связи.
Привилегированная категория москвичей – дети. В нынешнем году помимо средств, выделенных на образование (здесь самый высокий рост финансирования – 38,5%), соцобеспечение, здравоохранение, культуру и спорт, 10 млрд. руб. пойдет дополнительно на помощь семьям с детьми. Теперь за рождение второго и последующего ребенка семья будет получать 10 тыс. руб. Разумеется, если мы вводим в 2007-м дополнительные социальные льготы, то и в дальнейшем отказываться от них не будем. Тем более, что поддержка семей с детьми способствует решению демографической проблемы.
В нынешнем году в городе будет построено 20 школ, детские сады, новые поликлиники, корпуса больниц, физкультурно-оздоровительные комплексы, велодромы, горнолыжные склоны, бассейны… Все это имеет самое непосредственное отношение к социальной сфере. Поэтому можно смело утверждать, что сюда пойдет почти 80% средств.
– Игорь Евгеньевич, почему бюджет сверстан так, что расходы городской казны превысят доходы?
– В целом он вырос на 17,8%. Действительно, по нашим расчетам, доходы составят 740,6 млрд. руб., расходы – 829,3 млрд. Дефицит – 88,77 млрд. руб., или 12% от доходной базы. Нам действительно не хватает денег на строительство, капитальные вложения, развитие города. Одна из причин – столичный бюджет сформирован без учета трансфертов из федерального бюджета. Мы приняли бюджет раньше федерального.
Как правило, планируя дефицитный бюджет, город в итоге исполняет его с профицитом. Так было последние два–три года. В 2005-м профицит составил более 19 млрд. руб. Какой профицит будет в 2006-м, точно сказать пока не могу, но одно ясно: год окончен с превышением доходов бюджета над его расходами. Так что причин для беспокойства нет. Мы даже сократили программу государственного заимствования, поскольку налоговые поступления позволяют столице не занимать денег на покрытие дефицита.
Повышать доходы москвичей
– Куда пойдут основные финансовые потоки?
– Стратегическая задача – повышение доходов населения, рост зарплаты работников бюджетной сферы. В общей сложности в нынешнем году планируется поднять тарифную ставку первого разряда на 40%. Соответственно, будет идти повышение по всем разрядам.
С 1 мая зарплата бюджетников должна повыситься на 15%, а с 1 сентября – на 25%. Уровень городского минимума оплаты труда поднимется до 6100 руб. По прогнозам, прожиточный минимум для работающих москвичей в четвертом квартале 2007-го составит 6600 руб. Стремимся, чтобы в 2008 году оплата по первому разряду единой тарифной сетки, минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум были одинаковы.
Еще одна важная статья расходов – жилищно-коммунальное хозяйство. Москва не снимает с себя обязательств по недовыполненному капремонту. На эти нужды (капитальный ремонт жилищного фонда, субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций при продаже услуг населению) предполагается затратить 229,8 млрд. руб. – на 15,6% больше, чем в предыдущем году.
– Значительная часть средств выделяется на адресную инвестиционную программу. Что это за программа?
– Программа направлена на социальные преобразования, наращивание темпов промышленного производства, поддержание конкурентоспособности московских производителей, развитие транспорта, энергетики и инженерии. На ее осуществление потребуется 215,4 млрд. руб.
Самый больной вопрос, с которым к нам обращаются избиратели, конечно, жилищный. Мое мнение: сейчас каждый должен рассчитывать, прежде всего, на собственные силы. Работоспособному населению необходимо прилагать максимум усилий, чтобы самостоятельно решить жилищный вопрос. А помогать, считаю, государство обязано инвалидам, пенсионерам, тем, кто по каким-то причинам сам себя обеспечить не может.
В нынешнем году на бюджетные деньги, а это 66 млрд. руб., рассчитываем построить 2 млн. кв. метров жилья. Для очередников – более 400 тыс. метров, по программе реконструкции пятиэтажного жилого фонда – более 1 млн. Сегодня от инвестиционных контрактов, когда коммерческие структуры строили сами и 25–30% площади отдавали городу для переселения из пятиэтажек, мы отказались. Невыгодно. Проблему это не решало, а количество стройплощадок резко сокращалось.
Успешно развивается социальная ипотека. По этой программе будет возведено около 200 тыс. кв. метров. Мы строим на деньги города, люди охотно покупают квартиры через систему ипотечного кредитования фактически по себестоимости.
Большой популярностью пользуется программа «Молодой семье – доступное жилье», в рамках которой предполагается построить 370 тыс. кв. метров. К слову, в этом году участниками программы смогут стать те, кому еще не исполнилось 35 лет.
Потерянные годы…
– Однако существует серьезная проблема, связанная с вводом жилых домов. В частности, дает о себе знать дефицит энергетических мощностей.
– Для столицы это острый вопрос. Дефицит электроэнергии ощущается в основном на юго-западе, северо-западе, севере и северо-востоке столицы. Было время, когда мы даже продавали электроэнергию, отрасль работала с профицитом, а сейчас – с дефицитом.
Приходится констатировать: 90-е годы в плане развития энергетических мощностей для города фактически потеряны. Новые объекты не вводились в строй, старые не модернизировались.
– Почему?
– На мой взгляд, главная причина заключалась в позиции руководителей РАО «ЕЭС» России и Мосэнерго в эти годы. Ведь по логике вещей, подключение дополнительных объектов, продажа тепловой и электрической энергии, получение за счет этого валовой выручки и соответственно прибыли – это профильный бизнес энергетиков. Любая коммерческая структура стремится расширить поле своего бизнеса. Здесь же люди посчитали, что они монополисты и им не нужно думать о рынке. Все равно к ним придут, поклонятся в ножки, да еще и денег принесут – заплатят за присоединение. А они будут только просто продавать энергию. В результате сегодня дефицит энергетических мощностей мешает городу развиваться.
На региональной энергетической комиссии неоднократно обсуждался вопрос о строительстве новых объектов. Энергетики, конечно, ссылались на то, что нет денег. Им предлагали: давайте заложим в тарифы инвестиционную составляющую. Эти деньги пойдут на строительство. Составьте программу, какие объекты вы в первую очередь будете строить.
Насколько я владею информацией, программа строительства новых объектов так и не появилась, Мосэнерго никогда не предлагало ее для обсуждения. Но всегда требовало средства. Мотивация, видимо, такая: мы сами с усами, это наши деньги, куда захотим, туда и направим.
Слабое развитие энергетики привело к тому, что выполнение задачи по удвоению валового внутреннего продукта к 2010 году, которую поставил президент страны, находится под угрозой срыва. Мы не можем присоединить дополнительные мощности, и это сковывает развитие экономики города.
Про счетчики и датчики
– И все же – как будет решаться проблема?
– Есть три пути. Первый – строительство своей генерации. Это мини-ТЭЦ и газотурбинные установки.
Второй – город совместно с Мосэнерго реализует проект развития большой энергетики. Строит дополнительную генерацию, модернизирует старые турбины и энергоустановки.
Третий – можно брать энергию извне, с «большого кольца», которое идет вокруг Москвы, за счет понижающих трансформаторных центров.
На строительство газотурбинных станций запланировано израсходовать около 6 млрд. руб., электроподстанций – 4,1 млрд., мини-ТЭЦ – 2,8 млрд., районных тепловых станций (РТС) – 4 млрд. рублей. На РТС мы ставим небольшие турбины производительностью от 5 до 20 мегаватт, и они будут выдавать электроэнергию.
У нас все районные тепловые станции действуют на газе, кроме одной, – ТЭЦ-22 в районе Люберец-Капотни. Она работала на угле, как и предусматривалось проектом. Но сейчас в связи с тем, что цены на энергоносители высокие, Газпром ставит условие – снизить потребление на внутреннем рынке газа и фактически предлагает переходить на альтернативные виды топлива, то есть мазут и уголь. Непонятно только, почему самая большая газодобывающая держава должна переходить на мазут и уголь… Конечно, мы вынуждены экспортировать энергетические ресурсы, потому что наша промышленность в плачевном состоянии. Хотя понятно, что любая высокоразвитая страна не стремится экспортировать продукцию с низкой добавленной стоимостью. Это просто невыгодно.
Каждый год город принимает программу по энергосбережению, которая тоже финансируется из бюджета. В ней предусмотрены установка приборов учета энергии, перевод насосного оборудования на ЦТП с регулируемым электроприводом, внедрение теплопроводов с пенополиуретановой изоляцией, что в несколько раз снижает тепловые потери. Кроме того, речь идет о внедрении ламп накаливания с меньшим энергопотреблением, об установке систем включения света с помощью датчиков. Сегодня актуальны и такие, казалось бы, мелочи.
Подальше от центра
– Как известно, в нынешнем году продолжится вывод предприятий из Москвы.
– Выводим прежде всего низкорентабельные предприятия из центральной части города. Они не могут сами оплачивать аренду земли, платить земельный налог, который сейчас рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости. А самая высокая кадастровая стоимость земли именно в центре. Но мы внимательно смотрим: если это предприятие социально значимое для города, то, конечно, стремимся сохранить его профиль. И готовим (в том числе на бюджетные деньги) площадки, транспортные узлы для перевода таких предприятий за пределы Москвы.
С предприятиями, которые в советские времена были «флагманами» (например, ЗИЛом и АЗЛК), ситуация особая. В связи с тем, что там есть пакеты федеральной собственности, внешние управляющие их просто распродают. Но Дворцы культуры, спортзалы, помещения детских садов город выкупает. Иногда приобретает эту собственность на аукционах. Свыше 3 млрд. руб. заложено в бюджете на то, чтобы выкупить пакеты акций предприятий.
– Планируется ли на тех землях, которые освобождаются, жилищное строительство?
– Да, и жилищное строительство, и строительство торгово-развлекательных, спортивных комплексов. В условиях контрактов обговариваем рекультивацию земель, вывоз зараженных почв. Как правило, предприятие, которое переехало, участвует в долевом освоении площадки.
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ
Игорь Евгеньевич Антонов родился в 1956 году. Окончил Московский горный институт и Российскую академию государственной службы при президенте Российской Федерации. Перед избранием в Московскую городскую Думу работал начальником 12-го района предприятия «Тепловые сети» АО».
Депутат Мосгордумы второго (1997–2001 гг.) и третьего (2001–2005 гг.) созывов. Вновь избран депутатом столичной Думы 4 декабря 2005 года. Председатель бюджетно-финансовой комиссии, член комиссии по организации работы Думы.