23:30:44
11 апреля 2021 г.

Неприятное заблуждение, или Как разговорить риэлтора

Рынок недвижимостиКупив квартиру, новоиспеченный владелец нередко обнаруживает «сюрприз». К примеру, трещину вдоль стены. Или с прискорбием узнает, что сосед сверху – завзятый выпивоха (со всеми вытекающими и заливающими нижнюю квартиру последствиями). И тогда на риэлтора начинают сыпаться упреки: дескать, скрыл ценную информацию.

О том, почему представители этой профессии бывают «неразговорчивы», мы попросили рассказать Максима Каталова, директора Агентства недвижимости «Открытая Компания».

– Я бы сформулировал вопрос по-другому: почему возникают претензии по поводу того, что риэлтор не предупредил о тех или иных недостатках, которые имеются у данной квартиры? Часть упреков, безусловно, может быть объяснена нечистоплотностью конкретного агента (такое тоже бывает). И все-таки недоразумения возникают в основном потому, что клиенты пребывают в приятном заблуждении относительно того, будто бы риэлтор «по умолчанию» обязан предоставлять им ту или иную информацию.

На деле это не так (как ни провокационно звучит подобное утверждение). Зачастую у клиента просто нет законных оснований ожидать от агента информирования того или иного уровня. Как нет на сей счет, к великому нашему риэлторскому сожалению, никаких законодательных нормативов. Нет закона, который бы четко регламентировал обязанности риэлтора перед клиентом. А посему все то, что риэлтор должен выполнить, в конечном итоге устанавливается договором. И в любой солидной компании в этом документе подробно отражено, что именно обязан делать риэлтор (от этого, к слову сказать, напрямую зависит общая стоимость услуг). Иначе клиенты могут быть умышленно или случайно введены в заблуждение, будто бы риэлтор узнает об объекте абсолютно все и передаст им полученную информацию в полном объеме.

При выдвижении претензий со стороны клиентов руководство любой фирмы, а затем и суд будут смотреть, в первую очередь, на договор. В частности, в договоре «Открытой Компании» с продавцом описанию обязанностей риэлторов посвящено аж 14 пунктов! Кому-то такое количество подробностей, возможно, покажется избыточным. Но я уверен: только так клиент может ясно и точно понимать, на что именно он имеет право рассчитывать.

Еще одна причина недоразумений, извините, – наивность покупателей, которые подбирают жилье самостоятельно. Они берут газету, штудируют ее, находят там подходящую квартиру, затем созваниваются с тем, кто ее показывает (чаще всего это бывает представитель той или иной компании), и едут на «смотрины». Далее они начинают «брать интервью» у агента, который показывает квартиру. К примеру, интересуются, не было ли протечек в квартире, хорошие ли соседи, тепло ли в помещении зимой и т.д. Но давайте станем на минуту психологами и зададимся вопросом: а есть ли мотив, закон (моральные обязательства, наконец) у этого агента перед покупателем? На каком основании агент должен раскрывать негативную информацию о квартире? Чтобы разрушить сделку?

Понятно, что лгать нехорошо, но это уже из области морали и этики. А если у агента три месяца не было сделок, и все это время он сидел без зарплаты? И вот перед ним покупатель… Если он приобретет квартиру, то агент заработает, к примеру, $2000, а если нет, то ему еще месяц или два придется выслушивать упреки домочадцев. И что он выберет в такой ситуации? Что перевесит: совесть или деньги? Я лично не берусь ответить на этот вопрос однозначно.

К слову, одной из причин введения в «Открытой Компании» разделенного труда и является задача снизить бремя такого морального давления на сотрудника. Выполнение им только части работ по договору в совокупности со стабильными, гарантированными фирмой заработками – вот лучшее средство для того, чтобы агент не боялся быть открытым и искренним.

Вывод? Не стоит рассчитывать, что агент – представитель вашей контрстороны – будет с вами безгранично откровенен. Что можно посоветовать в таких случаях? Если не хотите нанимать кого-нибудь, кто проверял бы информацию (и, соответственно, тратить на это дополнительные средства), можете заняться проверкой квартиры сами. Поговорите с участковым, опросите бабушек во дворе, сходите в РЭУ. Как показывает практика, проверить информацию зачастую бывает проще, чем расхлебывать потом те или иные неприятности. А вот для проверки юридических аспектов приобретаемого жилья все же лучше нанять профессионалов. Только штатный юрист агентства недвижимости, где накапливается опыт решения всего комплекса вопросов, может быстро и качественно обработать самые разные документы по сделке.

Также не спешите подписывать договор «ни о чем», т.е. документ, лишенный какой бы то ни было конкретики. Попросите риэлтора расшифровать оказываемую им услугу. Если агентство четко и ясно изложит в письменной форме то, за что вы готовы отдать деньги, у договора есть право на существование. Аргументы же типа «мы обязательно все проверим…», «вы что – нам не доверяете?..», «мы не можем это внести в договор, но обязательно сделаем» – не должны вас сбить с правильного пути. В таком случае, даже если вам нравится сам агент, лучше обратитесь в другую компанию.

Итак, какой бы солидной ни была компания, которая продает квартиру, агент продавца вряд ли будет с вами, потенциальным покупателем, всегда и во всем откровенен.

И последний совет: потребуйте от фирмы, которая представляет продавца (или непосредственно от собственника), так называемую декларацию, в которой будут указаны заявления продавца по существу разных аспектов предстоящей сделки с квартирой. Это поможет впоследствии доказать, что вас ввели в заблуждение, если это на самом деле так и было.

Вениамин Вылегжанин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация