Щербинка: послесловие к конфликту
В последние годы освоение дальних московских территорий под жилищное строительство сопряжено с серьезными противостояниями. Еще до конца не исчерпан бутовский инцидент, как столкновение интересов в районе Щербинки спровоцировало очередной территориальный конфликт.
Эффект неожиданности
В течение прошлого года московские власти спокойно и уверенно готовились к застройке поселка Щербинка. Здесь намечено возведение новых современных микрорайонов и необходимой инфраструктуры. Кроме того, в этом отдаленном уголке столицы планируется практически заново создать целую систему инженерных коммуникаций.
Планы широко обсуждались на заседаниях правительства, в прессе и ни для кого не являлись секретом. Однако, когда дело дошло до освоения отдаленных щербинских территорий, неожиданно вспыхнул очередной градостроительный скандал.
Довольно известная агрофирма предъявила свои права на территории в районе Щербинки и с боевым задором начала их отставать. В «движении сопротивления» были задействованы и механизаторы, и мощная сельхозтехника.
По словам юристов, защищающих права столичных властей, еще в конце 80-х годов эти областные территории были переданы Москве. А жители практически всех деревень и поселков района являются москвичами и имеют московскую регистрацию.
Два приоритета
В свою очередь, агрофирма «Федюково» ссылается на свои права собственности, зарегистрированные в Подольском районе. Справедливости ради стоит отметить, что сельхозпредприятие, оказавшее активное сопротивление московским строителям, относится к числу довольно известных и преуспевающих. Сменив несколько хозяев, в последние годы оно заметно окрепло. Теперь здесь есть свой молокозавод, база для хранения зерна и кормов, комплекс очистки семян, производство по переработке сельхозпродукции и т.д.
Но строить надо…
Спорные территории – 300 с лишним гектаров в районе Щербинки. Для агрофирмы – это земли сельхозназначения. Для московских строителей – площадка для возведения жилья для военных. Здесь должен появиться целый микрорайон.
По закону, «земля раздора» – московская. Как утверждают специалисты, на сей счет существует даже специальный документ, утвержденный еще в советские годы. А конкретно – постановление ЦК КПСС и Совмина № 452 от 17.04.87 г. Правда, речь в нем шла о развитии комплекса МВТУ им. Баумана и возведении жилого района на этих территориях. В документе было дано разрешение на строительство вузовского комплекса с жилыми районами в Щербинке. На основании этого решения в границы Москвы и были включены поселковые территории.
Подмосковные же власти считают, что поскольку та конкретная программа не была реализована, а область уже в новые времена и в рамках новых законов провела ряд мероприятий по регистрации имущественных прав, то Москва не вправе претендовать на данные территории.
К тому же эти земли долгое время оставались как бы не у дел, и вполне понятно желание жителей области использовать их по своему усмотрению. Но перенасыщенная стройплощадками столица продолжает осваивать отдаленные городские территории. Вот дошла очередь и до Щербинки…
Конечно, все будет сделано в рамках закона. И жилье для военных будут строить. Жаль только, что два таких важных дела, как строительство жилья и развитие регионального сельского хозяйства, оказались в противоречии.
Вырастет новый микрорайон
И последнее. В ходе одного из недавних субботних объездов мэр Юрий Лужков заявил журналистам: «Земля в этом месте принадлежит городу». И добавил, что в настоящее время завершается процесс оформления всей необходимой документации. «Мы абсолютно уверены, – подчеркнул столичный градоначальник, – что нам удастся выполнить задачу, поставленную перед нами президентом России, по строительству в этом году четырех тысяч квартир для военнослужащих». Дома, квартиры в которых будут передаваться военнослужащим, в основном расположатся в Щербинке.
Ю. Лужков утвердил также итоги аукциона и условия реализации первой очереди инвестиционного проекта комплексной застройки Щербинки, в рамках которой до 2010-го намечено построить новый жилой микрорайон и объекты социальной инфраструктуры.