Андрей Анкудинов: «Кагэбэшники обещали доставить меня на лубянку…»
Это человек-праздник. Он легок, весел, вокруг него всегда шутки и смех. На фестивалях или актерских «тусовках» коллеги часто просят Андрея спеть что-нибудь из французского шансона. Андрей поет с удовольствием – голос у него замечательный. Ну а если дело до баек доходит, тут «зритель» просто сползает под стол…
К вам пришли, товарищ!
– Значительный кусок моей жизни связан с Питером. Я работал в театре Комедии, на Невском.
– Это в том, что над Елисеевским гастрономом?
– Именно. И у нас в театре всегда пахло молотым кофе и вкусными колбасами. Мы даже шутили, что комедия – это «комплексное обслуживание масс едой и искусством».
Помню, как-то утром играл в сказке Андерсена. Дело было в воскресенье. А дома в это время раздался звонок, и вежливый голос попросил позвать к телефону Андрея Робертовича. То есть меня. Причем ударение в отчестве было сделано на букву «е». Звонок случился очень рано, и домашние ответили, что Робе-е-ртовича, дескать, нет, «все ушли на сказки». Тогда вежливый голос попросил передать, что звонили из Комитета государственной безопасности, после чего в трубке раздались короткие гудки. Сон у домашних, естественно, как рукой сняло. Меня отыскали в театре и испуганно осведомились: «где и что ляпнул?». Вечером того же дня снова раздался звонок: «Здравствуйте, Андрей Робертович! (На этот раз ударение было сделано правильно, из чего я заключил, что работа над моим досье идет полным ходом.) Вас из Комитета государственной безопасности беспокоят. Вы у нас – лауреат». – «Лауреат? Надо же, какие у вас смешные названия придумывают», – зачем-то вякнул я, потому что не знал, что ответить. – «Не волнуйтесь, мы сами вас найдем», – сказали мне и положили трубку.
Через две недели (я играл в детском спектакле тигра), после первого акта спускаюсь в гримерку, а навстречу – бледный, как стена, директор театра: «Андрюша, к тебе пришли». Захожу, в гримерке сидят товарищи: «Мы должны доставить вас в Москву». – «А я, – говорю, – в спектакле играю, у меня только первый акт закончился». А директор успокаивает: «Ничего, ничего. Второй акт доиграет Коля Павлов».
Вышел, усадили меня в черную «Волгу», довезли до Пулково, загрузили в самолет. Привезли на Лубянку… И там торжественно вручили премию КГБ за актерское мастерство, медаль и кожаный диплом. И конверт, в котором было 40 рублей 87 копеек за вычетом подоходного налога.
Нехороший мальчик
– Вы ведь жили и работали не только в Питере? Где было уютнее?
– Уютно, как ни странно, жилось и в гостиницах, и у друзей. Но лишь недавно понял, что дом – это то место, где твоя семья и ребенок. Место, которое создал своими руками и обустроил.
– Детство прошло в Сибири?
– Частично в Омске, где родился, частично – в Кишиневе, там жили бабушка и дедушка. Никогда не был «домашним» ребенком – все главное происходило вне дома. Туда заскакивал, чтобы поесть и поспать. Ощущение дома появлялось лишь в праздники, когда приезжал отец. Практически все время я обитал во дворе. Состоял в так называемом «зеленом патруле», охранял природу. Бабушка не могла нарадоваться – сшила мне на руку повязку с зеленым листочком. И я ходил в ней везде. А вечерами… под моим руководством местные ребята совершали налеты на окрестные сады. Вот так во мне уживались эти две ипостаси.
В Кишиневе очень любил летние вечера, долгие сумерки, когда голоса стихают, слышно щелканье сверчков и фантастически пахнет только что испеченным хлебом. Женщины варят во дворе варенье, мужики до одури режутся в домино, пока совсем не стемнеет. А мы играем то в самолетики, то в футбол. Девчонки, кстати, частенько приглашали играть с ними в дочки-матери. Или в больницу.
Хорошо помню и двор в Омске, и снежные крепости, и первую дуэль из-за девочки. Мне было лет семь, моему сопернику двенадцать…
Из физиков в комики
– Как кино вошло в вашу жизнь?
– Я окончил физико-математическую школу в Омске. Ничто не предвещало, что стану артистом. Но 2 октября 1977 года, в день моего рождения, в 8 часов вечера по омскому времени показывали документальный фильм «Вороне где-то Бог…». О том, как набирался курс в театральный вуз. Вернулась с работы мама, и я ей говорю: «Хочу пойти в артисты». – «А ты знаешь, сынок, – попыталась успокоить она меня, – они очень мало получают… Ну хорошо, давай покажу тебя режиссеру омского ТЮЗа, и если он скажет, что способности есть, будем готовиться. А если нет, продолжишь учить физику». Через какое-то время мы с мамой отправились в Москву поступать в ГИТИС…
Но свои настоящие «университеты» я прошел на картине Геннадия Полоки. Этот режиссер – мой учитель.
– Когда появилась уверенность в себе?
– Когда поступил в театральный вуз. Потом уже особого мандража не было. Кроме Геннадия Полоки, своим учителем считаю и Александра Павловского, с которым работал в Ленинграде. (Это он снимал «Зеленый фургон», «Трест, который лопнул».) Я же попал к нему на картину «Светлая личность» по Ильфу и Петрову. Какая там была команда артистов, просто сногсшибательная – Дмитриев, Шиловский, Павлов, Крючкова, Польских, Брондуков, Демьяненко, Караченцов… Когда я позже попал в Ленинградский молодежный театр, и потом в театр Комедии на Невском – там тоже было у кого поучиться.
– Ваша супруга – прекрасный композитор. Интересно, какими еще качествами, кроме таланта, должна обладать женщина, чтобы привлечь ваше внимание?
– В разные годы привлекало разное. Если рассматривать меня, как одноклеточного, то есть как мужчину (смеется), когда видел женщину на большом расстоянии, меня привлекали, прежде всего, ноги. При ближайшем рассмотрении – лицо. Если еще ближе – душа. Но всякое бывает. Мне могла понравиться и женщина… по радио. И ноги тогда здесь были ни при чем.
– Как жена переносит ваше постоянное желание хохмить?
– Она – человек с большим чувством юмора. Это нас спасает. Познакомились при работе над спектаклем, в котором я сыграл всего раз. К этому спектаклю она адаптировала музыку Моцарта. Я предложил будущей супруге написать музыку к кино, которое задумывал снять. Потом мы обвенчались, потом родился сын, и вот только тогда у кино появилась реальная возможность быть снятым. Назвал фильм «Просто повезло». Пока не догадывался, что у фильма должно быть именно такое название, ничего не получалось.
– Расскажите о фильме…
– Это история о безработном, невостребованном актере, безумно талантливом. Он несет радость для многих и заслуживает большего, чем имеет. Но приходится выживать, как и многим артистам нашей развалившейся в 90-е годы страны, когда кто-то уходил в сантехники, кто-то на панель. Но были люди, которые нашли в себе силы вернуться в профессию. Фильм – о таком человеке. Каждый из нас имеет право на везение, должен быть шанс. Не стал бы называть эту работу режиссерским дебютом, но она дала бесконечную уверенность в себе. «Андрюша, не бойся ничего! – как-то подбодрил меня один очень известный актер. – Мы наши режиссерские ВГИКИ проходили у Полоки на съемочной площадке».
– Нравится, когда вас называют «человеком-оркестром»?
– Все делаю для того, чтобы было комфортно в жизни. Хочу нравиться людям, хочу, чтобы меня любили.
– Недавно вы переехали в новую квартиру. В каком стиле решено ваше жилище?
– Обменяли две маленькие квартиры на одну большую, где уже был сделан ремонт. Многое пока не нравится. Уже готовый хай-тэк пытаемся максимально разбавить французским ампиром.
НАША СПРАВКА
Андрей Анкудинов родился в 1962 году. Актер, режиссер, продюсер. Снимался в фильмах «Атлантида», «Возвращение Броненосца», «Аферы, музыка, любовь», «Ребенок к ноябрю», «Рок-н-ролл для принцесс», «Человек из черной «Волги», «Светлая личность», «Наше призвание». Как режиссер и продюсер снял картину «Просто повезло» (2006), получившую приз за дебют на актерском фестивале «Созвездие» в декабре 2006 года.