Обворовать могут даже Чубайса
Мы продолжаем комментировать поправки к Жилищному кодексу, принятые депутатами Госдумы накануне нового года (ФЗ № 251 от 29 декабря 2006 г.). Напоминаем, что в них говорится о продлении до 1 мая 2008 года срока проведения местными органами самоуправления конкурсов по выбору управляющих компаний, – если, конечно, жители не выбрали их сами. Как это отзовется на людях?
Заместитель председателя комитета Госдумы Федерального собрания РФ по труду и социальной политике Олег Шеин:
– Депутаты Госдумы дали местным органам власти право проводить конкурсы среди управляющих компаний с 1 января 2007 года и до 1 июля 2008 года. Для собственников право на выбор закончилось в новогоднюю ночь. Это решение принято в интересах управляющих компаний, но никак не жителей. Вопрос, прежде всего, денежный. Надо понимать, что в год население страны платит за жилищно-коммунальные услуги порядка 2,5–3 трлн. рублей – сумму, сравнимую с консолидированными бюджетами субъектов РФ. Из Жилищного кодекса следует: если жители дома не приняли решения о способе управления, то они будут обязаны эти 2,5–3 трлн. рублей отдавать управляющим компаниям, которые уже от имени людей будут сами вести расчеты с коммунальными предприятиями. При этом ЖК не предусматривает каких-либо жестких правил работы УК, их уставный капитал не ограничен и может составлять, к примеру, 10 тысяч рублей. Единственное ограничение – некая страховка в размере 1/52 от годового объема. При этом легко посчитать, что с 50 домов в год по существующим тарифам собирается порядка 100 млн. рублей. Чем закончится дело, когда они поступят в частную фирму с уставным капиталом в 10 тысяч рублей… Обворованным может оказаться даже Чубайс, потому что деньги, которые граждане платят за электроэнергию, пойдут в РАО «ЕЭС» через такие вот фирмы. Очевидно, что это может сопровождаться массовыми отключениями плательщиков и разорением той части бизнеса, которая собирается вести себя на рынке жилищных услуг честно.
Человек обречен платить и за себя, и за того парня. Если кто-то в его доме задолжал, то эти долги лягут и на него. Единственный способ, который позволит этого избежать, – непосредственное управление. Но и его пытаются «убить». Не случайно по этому пути пошли жители трети домов в Астрахани, 1500 домов в Нижнем Новгороде.
Надо, чтобы и в ТСЖ люди имели возможность напрямую рассчитываться за услуги. Ограничить «в правах» укрупненные ТСЖ. Пример: в Саратове 400 домов загнано в одно «суперТСЖ», это возможно было сделать, потому что большинство квартир в них не приватизировано. Жителям отдельных домов, желающих начать самостоятельную жизнь, говорили: хотите выйти, проведите голосование во всех 400 домах. Очевидно, собственники отдельного строения должны получить право выхода из укрупненного ТСЖ. Управляющие компании должны заниматься исключительно жилищными услугами, а не посредничеством при оплате людьми коммунальных платежей. Их следует обязать предоставлять собственникам финансовые отчеты. А в случае, если обнаружится, что деньги воруют, дать людям возможность досрочного расторжения договора, в том числе и во внесудебном порядке. Важно дать право собственникам делегировать полномочия одному из жителей дома для переговоров с УК, потому что когда каждому жителю предлагают подписать стандартный договор, это, по сути, означает отсутствие переговорного процесса.
Вопрос в том, что сейчас делать жителям, если местные власти навяжут управляющую компанию. Если даже конкурс прошел, все равно жители дома один раз в год имеют право отказаться от нее, заключить договор с иной организацией либо сформировать ТСЖ или перейти на непосредственное управление. Такое решение может быть принято в любой момент, но оно вступает в силу после истечения минимального срока договора. То есть год собственники обречены жить с той УК, которую им навяжут.
Более того, если компания, выигравшая конкурс, окажется недобросовестной, власти за это отвечать не будут. Заведут уголовное дело, но если фирму не найдут, придется платить второй раз.