23:30:44
11 апреля 2021 г.

Жаки Биллон: «Европы нигде не осталось»

В его судьбе были и дворцы, и избушки на курьих ножках. Он оставил собственный дом из тринадцати комнат в Нормандии, где его соседями были Джонни Холидей, Патрик Бруэль и вдова Джо Дассена, чтобы переехать… в московскую «хрущобу». Здесь он вытерпел три года, а теперь живет с русской женой на юге Франции, в квартире, какие социальная служба предоставляет малоимущим.

Свобода – это бесплатно

Он сын знаменитого шансонье Жоржа Брассенса, сам шансонье и композитор, побывавший, в свою очередь, «музыкальным брэндом» страны. Ему принадлежит авторство многих хитов Джо Дассена (к примеру, любимого русским слушателем «Бабьего лета»).

Другие его ипостаси – виконт из известной во Франции семьи. Католик, приобщенный к православию решением патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Сапер и доктор философии. В юности хипповал, принимал участие в парижских событиях 1968-го, которые в конечном итоге привели к смене правительства и отставке президента Шарля де Голля.

Его зовут Жаки Биллон. Франция знала его как Лаки Блондо – это сценическое имя. Попав в кабалу шоу-бизнеса, он разорвал контракты, выплатив огромные неустойки, и уехал в Москву, где обвенчался с любимой женщиной Светланой, казачкой из рода Ивана Поддубного (они познакомились по Интернету). Но оказалось, что и в России шоу-бизнес неласков. Работы не нашлось, и сегодня он чинит газонокосилки владельцам богатых вилл в Монпелье. Истории его жизни хватило бы на несколько романов.

– И как тебе сегодня живется? – спрашиваю я. – Не жалеешь, что оставил состояние и сценическую карьеру?

– Нет. Я француз, бретонец, а, значит, свобода для меня превыше всего.

– Свобода – это ведь еще и деньги…

– Свобода – это бесплатно! Это выбор. Я свой сделал. Всегда мечтал жить на юге вместе с женой и собакой. Мечта сбылась, и это прекрасно. Мы обязаны быть свободными.

– Хороша свобода! Ты – музыкант, а зарабатываешь починкой техники…

– Все абсолютно логично и закономерно: мой отец был гениальным механиком.

– Жорж Брассенс?!

– Нет, я говорю о втором муже моей матери, который признал меня и воспитал вместе с моими братьями. Его я и считаю своим настоящим отцом. Мой брат, например, занимает высокий пост в авиакомпании, но при этом любит ручной труд. Нам это было привито с детства. А музыку я и сейчас сочиняю.

– Как все это сочетается с дворянским происхождением?

– Нормально сочетается. Ношу вот на руке фамильное колечко… Отец старался воспитывать в нас благородство духа, мама – благородство поведения. А по убеждениям я – монархист.

Виконт изволил хипповать

– Интересные взгляды для бывшего хиппи и шансонье – представителя очень демократичного жанра… Расскажи, наконец, о главных вехах твоей биографии. Ведь все мы родом из детства.

– Родился в 1948-м. До восьми лет жил в огромном доме в городке Мант ла Жоли в Нормандии, в большой семье – родители, пятеро братьев и бабушка с дедушкой. Дом был двухэтажный, с гаражом на три машины и подвалом для угля. Этот подвал стал любимым местом для наших игр в ковбоев. Мы прятались там, закапываясь в угле, за что все вместе получали нагоняй.

Спальни выбирали себе сами – моя комната была в конце коридора в углу и выходила окнами на перекресток. Ночью любил смотреть, как его пересекают редкие машины, и мечтать о дорогах и путешествиях.

В доме была парадная столовая, выход из которой вел прямо в сад. Но в один прекрасный день нас, детей, из столовой попросили. Когда нас стало пятеро, и мы всей ватагой сначала выбегали в сад, а потом вваливались обратно в столовую в ожидании очередного приема пищи, в ботинках, перепачканных землей, мама быстро прекратила это безобразие и перевела нас на кухню. Кухня была достаточно большая, метров двадцать, и нам там оказалось привольнее.

У нас были просторные и длинные коридоры, так что я ездил на велосипеде мимо всех спален на втором этаже.

Дом был всегда светлым, окна выходили на солнечную сторону. С тех пор ценю свет и солнце в доме. Потом мы переехали…

Меня рано пустили во взрослый мир. Уже с восьми лет пел вместе с мамой в нашем парижском кафе-шантане на Монмартре – так началась творческая жизнь. В школе учился легко: у меня обнаружилась феноменальная зрительная память, и она сильно выручала. Так что вместо уроков я больше занимался гитарой и песнями. До 13 лет тихо рос рядом с прекрасной и доброй мамой, отцом и братьями. Потом наступил переходный возраст, совпавший с эпохой хиппи. Я вырядился в широкие брюки, завел длинные красно-зеленые волосы и огромные очки.

В Сорбонну поступил, когда поумнел. В армии стал сапером, потом закончил сразу два факультета: филологический и атомной инженерии.

Пиджак оппортуниста

– Чем объяснить такой разброс интересов?

– Наверное, тем, что мне всегда хотелось идти туда, где темно, и именно там зажигать свет. К тому же был молод, уверен в себе, стремился достичь всего и сразу. К примеру, создал фирму саперного искусства. Тогда во Франции закрывались атомные станции, встала проблема очистки грунта от радиоактивного загрязнения – технико-экологическая проблема. Все отходы закапывались в землю, а это категорически запрещено. Моя фирма занималась грамотной дезактивацией…

Вообще, я всегда жил так, как хотел. Сочинял песни для Джо Дассена, для других исполнителей, пел сам. Наше поколение назвали шестидесятниками. Еще в октябре 1959 года на радио «Европа-1» появилась молодежная передача «Привет, ребята!», стала выходить газета, а потом и журнал с таким же названием – от одноименной популярной песни, написанной мною в одиннадцатилетнем возрасте. Это была целая эпоха – моя эпоха. Главным для нас было стремление к свободе – свободе самовыражения, свободе решать свою судьбу.

– Многие из лидеров контркультуры затем вполне благополучно вписались в буржуазный истеблишмент, против которого так бунтовали…

– Да, кто-то обуржуазился и погнался за деньгами, кто-то просто стал работать. Когда я был только сыном, меня не слишком интересовала проблема заработка. Когда сам стал отцом, стала интересовать. Это очень трудно – зарабатывать на жизнь чистым искусством, изначально не предназначенным для продажи. У меня есть песня «Оппортунист», там как раз об этом: или выворачивайся наизнанку, или оставайся голым.

Я все время переодеваю пиджак,
Выворачивая его наружу той стороной,
Которая принесет выгоду сейчас.
Я голосую за все партии,
Голосую за все движения.
Я – король оборотней,
И у меня нет врагов!

Про старую мебель и грустные мысли

– Каким остался в твоей памяти Джо Дассен?

– Мы жили рядом, но не были очень уж близкими друзьями. Джо был добрым человеком, приветливым, всегда готовым к улыбке, светлым, тонким, мягким – в его присутствии невозможно было хмуриться. Его убил шоу-бизнес. Человек, занятый в нем, вынужден подписывать кабальные контракты, которые совсем не оставляют времени на отдых, на общение с семьей. А у Джо во втором браке были два маленьких сына, он не успевал уделять им внимание и от этого постоянно испытывал чувство вины… Безмерная усталость, невозможность принадлежать самому себе, хронический стресс – и сердце не выдерживает.

– Сегодня ты продолжаешь сочинять музыку, несмотря ни на что…

– Да, вот, например, мне пишет Селин Дион, с которой мы давно дружны. Она услышала мои новые песни – в Интернете – и просит прислать их ей в Канаду, где живет. Пишу и пьесы.

– В вашем районе все дома, кроме номеров, имеют еще и названия. Ваш дом называется «Андалусский дворик». Он и впрямь исполнен в этом стиле. Но квартира, хотя она и выглядит как игрушечка, по площади даже меньше Светланиной московской малометражки. Одна комната, и та сразу переходит в кухоньку…

– Дело же не в размерах или стенах… Хотя порой и в стенах тоже. Вот у вас на Шаболовке, например, меня поразили облезлые дома, около которых паркуются дорогущие автомобили. Значит, кто-то может жить в убогом доме и хорошо себя чувствовать, имея престижную иномарку.

При всем том люди у вас очень хорошие. Внешне, может быть, суровые или неулыбчивые, а как начнешь разговаривать, понимаешь, что добрые и умные. Когда мы жили в московской квартирке Светланы, я обрел настоящее счастье. И в этих нынешних «хоромах» счастлив. Дом вообще обрести трудно. Особенно сегодня, особенно в Европе. На мой взгляд, европейцы потеряли Европу. Лишились ощущения своего теплого, привычного культурного пространства. Я объездил весь континент – Европы нигде не осталось!

– Жаки, у вас со Светланой тут все новенькое, с иголочки. А мне представлялось, что виконтам положено любить старые вещи.

– Терпеть не могу старой мебели и прочего старья. Они постоянно напоминают о том, что мы тоже стареем.

Меньше квартира – меньше пыли!

В нашу беседу вступает Светлана:

– Старые вещи выбрасываем или отдаем. Новые покупаем по средствам, причем так, чтобы каждая выполняла сразу несколько функций. Но думаю, что если у нас появится много денег, мы не станем долго выбирать мебель: она должна нам служить, а не мы ей. И беречь, холить и любоваться ею вряд ли будем. Мы оба не очень домашние существа, нам всегда куда-нибудь хочется отправиться за новыми впечатлениями. А еще я не переношу пыли в доме и при этом не люблю убираться, поэтому мне нравится, когда мебели мало и квадратных метров – тоже. Нас обоих радует маленькое гнездышко – уютное и светлое.

Когда, впервые войдя в нашу теперешнюю квартиру, мы увидели, что в коридоре и спальне уже есть встроенные шкафы, обрадовались: покупать не надо, и пространство свободно. В гостиной (она у нас одновременно и столовая, и кухня) установили то, что здесь называется «ливинг». Это угловой шкаф до потолка – по сути, маленькая гардеробная комната с освещением внутри, где, кроме одежды и обуви, можно поставить, например, пылесос в полной боевой готовности, лыжи или даже велосипед. И рядом с этим шкафом, спрятанная в таком же шкафу, – откидная кровать. Днем это выглядит как два закрытых шкафа и занимает совсем немного места, поэтому комната служит столовой и гостиной.

Здесь же в углу – кухня, которую мы отделили от столовой десертным столом, он служит еще баром, кухонным шкафчиком и разделочным столом, если Жаки берется колдовать над каким-нибудь парадным кушаньем.

– Но вот буфет у вас тут все-таки старинный…

– Для столовой посуды Жаки долго искал отдельный шкаф, который в результате оказался настоящим буфетом (точно такой, помню, был у моей бабушки). Оказалось, что Жаки тоже отлично помнит буфет своего детства, он стоял в столовой и был привезен его бабушкой из Бретани как семейная реликвия и просто полезная вещь. Да здравствуют бабушкины буфеты! Ну а этот потомок тех буфетов создает атмосферу покоя и достатка, что при нашей полубродячей жизни очень умиротворяет. В данном случае важна не цена вещи, а образ, который греет, и поэтому нам дорог.

– А где спите, простите за нескромный вопрос?

Жаки:

– Вместо кровати поставили диван. А вообще мечтаем о большой настоящей кровати – это святое! Домой ведь приходишь отдыхать, поэтому спать нужно хорошо и с комфортом.

Светлана:

– А еще я мечтаю о большом книжном шкафу. В Москве у меня остался мой любимец, и я его не буду тревожить – это сокровище, которое хочу оставить сыну. Лучше соберу себе здесь новую библиотеку – уже даже знаю, что в ней будет.

Общий взгляд на люстру

– У вас в квартире очень светло…

– Мы оба не любим штор, особенно тяжелых и темных, – Светлана отдергивает занавески-паутинки. – В Москве их вообще не было, а между рамами – жалюзи из прозрачной фольги, сделанные московскими умельцами, которые можно было, не раскрывая окон, поднимать, собирая в гармошку, опускать до половины стекла или совсем его прикрывать. Это спасало от слишком яркого солнца и вместе с тем давало возможность видеть улицу.

Мы с Жаки одинаково не любим больших люстр в центре комнаты, а предпочитаем бра, боковые регулируемые светильники, ночники, торшеры. В Москве я долго билась с электриком, объясняя, что в ванной комнате мне необходимы два светильника в разных местах. На кухне тоже люблю освещение с разных сторон. Сюда приехали, и к своему восторгу я сразу обнаружила и в ванной, и на кухне именно то освещение, которое так люблю, – лампа на потолке и настенный яркий галогеновый светильник над обеими раковинами.

– Квартирка очень маленькая, но почему-то нет ощущения тесноты.

– А тут важны еще зеркала, особенно в узких коридорах и маленьких комнатах. Они дают зрительное ощущение пространства.

– У вас собака. Пес чудесный, но ведь требует ухода…

– Животные в доме – это как дети. Причем они так и остаются детьми… до конца.

– Ты любишь цветы? Вон их сколько на подоконнике.

– Да, иногда ради них возвращаюсь домой быстрее, чем хотелось бы. Вот с этой фиалочкой мы постоянно перемигиваемся…

Анна Яковлева

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация