16:48:35
21 ноября 2024 г.

Сергей Рудницкий: «Мозги надо иногда проветривать!»

В гостях у звездыМарк Захаров в книге «Суперпрофессия» ставит композитора Сергея Рудницкого, с которым давно работает на сцене «Ленкома», в один ряд с Геннадием Гладковым и Алексеем Рыбниковым: «И хотел бы назвать другие имена, да рука не поднимается – лучших уже не найду». Руководимый Рудницким «Аракс» стал первым рок-ансамблем на театральной сцене. Большую часть времени Сергей проводит в крошечной музыкальной студии, расположенной в подвале «Ленкома», которую любовно называет «каморкой».

– Сергей, что для вас означает понятие Дом?

– Англичане говорят: «Мой дом – моя крепость». И для меня дом – это, прежде всего, семья, моя жена Елена, трое детей – Анастасия, Александра и Григорий. Дом – это мой тыл, если хотите.

– Вы родились в Москве?

– В Подмосковье, но первые годы жизни провел в Красноярске. Родители после института уехали туда по распределению. Там жил до трех лет. А потом мы вернулись, и до семилетнего возраста я прожил у бабушки – в настоящем деревянном доме! Рыбалка, сенокос, походы за грибами и ягодами, двор с собаками и чердак с котами. Все эти атрибуты загородного существования дороги мне до сих пор. Потому, когда появилась возможность купить участок на Селигере, – мы построили дачу. И не нарадуемся. Проводим там все лето. У нас интересные соседи, хорошее общение.

– Дом на Селигере строили сами?

– Приглашали строителей. Вначале это был небольшой «летний» домик, первые строители «забыли» его утеплить. Потом начались бесконечные пристройки с перестройками, дальнейшие улучшения, которые длятся уже добрый десяток лет.

Спасибо дяде и «Beatles»

– Двор вашего детства… Каким он вспоминается?

– Я больше помню школьный двор, где собирались вечерами. Слушали магнитофон и местных бардов. А потом родственники подарили гитару, и я заболел музыкой, влился в школьную рок-группу, «зафанател» битлами. Затем поступил в музыкальную школу по классу фортепиано. Мой дядя – профессор консерватории – внушил мне, что классическое образование – это основа для любого музыканта, в том числе и рокера. «Твои любимые «Beatles», между прочим, записывают новый альбом с симфоническим оркестром», – как-то сказал он.

«Beatles» долгое время были моими кумирами, знал наизусть все их песни. Потом пришел период «Pink Floyd», «Dеер Рurple»…

– Появление «Beatles» в музыкальном пространстве бывшего СССР совпало с периодом, когда молодежь выражала свой протест против общественного устройства, облачившись в потертые джинсы, нося длинные волосы и исполняя в подворотнях песни под гитару. Как выражался ваш протест?

– В подворотнях, конечно же, сиживали, а вот общественным устройством я в то время особо не интересовался. Зато на школьной форме носил значок – там была изображена гитара, что-то еще и надпись «Pop Music». Однажды учительница подошла ко мне и предупредила: если значок не сниму, четверки по обществоведению в четверти мне не видать. Значок не снял, но четверку все-таки получил.

Учителя с мировым именем

– А кто из учителей музыки оказал наибольшее влияние?

– Первым учителем и наставником был Леонид Бергер. Он читал в школе курс музыкальной литературы. Блестящий оратор и эрудит, обладающий энциклопедическими знаниями во всех музыкальных жанрах. Он всегда «держал» нашу юную аудиторию, и мои одноклассники, разинув рты, слушали его лекции. После урока, когда была возможность, он факультативно занимался с нами современной музыкой. Мы страшно расстроились, когда за год до нашего выпуска он ушел работать в ансамбль «Веселые ребята». Сейчас Leon Berger – один из самых известных и уважаемых артистов Австралии.

Вторым незабываемым педагогом был Леонид Чижик – выдающийся пианист мирового уровня. У него я в юности учился джазовой гармонии и импровизации.

И был ему голос свыше…

– А как познакомились с супругой Еленой? Она ведь тоже музыкант?

– Лена была участницей ансамбля в нашем дворце культуры, которым руководил мой товарищ и бывший коллега по самодеятельности. Я иногда заходил на их репетиции, давал какие-то советы – в качестве «мэтра», так как в то время уже работал в «Ленкоме». Как-то раз случайно, а может и не случайно, мы встретились на улице. И я почувствовал нечто необъяснимое, будто голос свыше сказал: «Старик, это твоя судьба». Через три года мы поженились.

– Какие праздники принято праздновать в вашей семье? И что Елена готовит на стол?

– Мы отмечаем православные праздники, дни рождения. Татьянин день – день нашего венчания. Что касается кухни – у нас разделение труда. Елене прекрасно удаются всевозможные салаты и блюда из овощей. Я больше по рыбе и морепродуктам.

– А где пишете музыку?

– В основном, в студии «Ленкома». Там есть маленькая «каморка», напичканная музыкальной техникой, прекрасно себя в ней ощущаю. Дома работаю редко.

– А на даче?

– А вот на даче не получается. Организм протестует. Сядешь, бывало, за инструмент, а организм шепчет: «Вставай, иди колоть дрова, поливать деревья и топить баню». А я думаю: «И то верно – мозги надо иногда проветривать».

О «Ленкоме», доме…

– Вместе с «Ленкомом» вы объездили много стран. Где бы могли жить, кроме России?

– Наверное, в Канаде, хотя там ни разу не был, если не считать промежуточных ночных посадок по пути в Америку. Мой близкий друг, экс-барабанщик «Машины времени» Сергей Кавагоэ, живет там и часто звонит. Это страна – близкая нам по климату, березкам, грибам, рыбалке.

– Каким было ваше первое соприкосновение с «Ленкомом»?

– Когда пришел в театр, был совершенно ошеломлен «Тилем» с молодыми Николаем Караченцовым и Инной Чуриковой. Это было потрясающее действо – с блестящей режиссурой Марка Захарова, замечательной музыкой Геннадия Гладкова, гениальной прозой Григория Горина – что ни фраза, то реприза. Тогда я учился в МИФИ на факультете «Экспериментальная и теоретическая физика», одной ногой стоял в физике, а другой – в музыке… И серьезно задумывался, какой же путь в жизни избрать. Театр победил.

Ну а потом была «Поминальная молитва» с Евгением Леоновым. До сих пор Марк Анатольевич не может мне забыть смешную этнографическую музыку, которая была придумана на выход Александра Абдулова, когда его герой, трясясь, снимал с себя около полутора десятков всевозможных кофточек и поддевок. Мне кажется, после этого спектакля Марк Анатольевич поверил в меня. Затем последовала работа в спектаклях «Женитьба Фигаро», «Чайка», «Варвар и еретик», «Две женщины». Далее – «Мистификация», «Шут Балакирев», «Плач палача», «Ва-банк»…

– Как складывались отношения с кино?

– В кино я начинал как аранжировщик вместе с Александром Сергеевичем Зацепиным в картине «31 июня». Зацепин – действительно великий народный композитор, его произведения хорошо знают люди. Причем, часто не помня, кто автор этих произведений. Помню, как первый раз пришел домой к великому композитору, а великий лежит на полу под микшерским пультом и ловко орудует паяльником в его недрах. Сразу почувствовал родственную душу: физик и лирик в одном лице.

– Ваша персональная формула комфорта?

– Когда близкие и друзья здоровы и счастливы. А в быту я человек неприхотливый. Поскольку все комнаты «заняты» детьми, а кабинета у меня нет, приходится довольствоваться кухней. Читаю, слушаю радио – в основном, информационные передачи. А вот музыкальных передач стараюсь избегать, чтобы ненароком не «отформатироваться».

– В каком стиле решено ваше жилище?

– Могу принять любой стиль, только не казенный евроремонт. У нас хорошие обои, хороший паркет. Тепло и уютно…

– А можно вас увидеть с паяльником или отверткой?

– Можно… Но без фанатизма. Говорят: «Плохой муж и гвоздя забить не может». Я забить гвоздь могу.

…и о Захарове

– Как работается с Марком Захаровым?

– Очень хорошо, у нас выработался свой язык общения. Абсолютно доверяю его музыкальному вкусу.

– А что, Марк Анатольевич профессионально разбирается в музыке?

– Марк Анатольевич воспринимает музыку сердцем, как некий образ, он обладает феноменальным музыкальным чутьем.

– У него есть какие-то свои музыкальные пристрастия?

– Он художник очень разносторонний, никогда не повторяется и все время ищет что-то новое, неожиданное, в том числе и в музыке: то в роке, то в классике, то в джазе. В театре звучат и этнические инструменты, в том числе волынки, можно услышать хор, исполняющий православные песнопения… А главное, ни один спектакль не похож на предыдущий.

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация