23:30:44
11 апреля 2021 г.

Я такая внезапная, противоречивая…

ЖКХНесмотря на десять лет активных разговоров о реформировании ЖКХ, государство так и не определилось, чего же оно хочет и как далеко готово зайти на своем пути. На этой неделе Министерство регионального развития должно подготовить новые предложения по дальнейшему преобразованию жилищно-коммунального хозяйства.

Напомним, что 19 октября на заседании правительства Владимир Яковлев уже предпринимал попытку озвучить задумки своего ведомства на среднесрочную перспективу. Тогда это закончилось неудачей, работу Минрегиона признали неудовлетворительной и отвели месяц на исправление ошибок.

Нашли виноватого

От руководства министерства, по большому счету, требуют решить задачу, для которой толком не сформулировано условие, а сказано лишь: «сделайте нам красиво». Как тут составить вразумительный план действий?

Обратите внимание: из всех сфер нашей обыденной жизни рыночные механизмы в наименьшей степени коснулись именно жилищного обслуживания. Вот и я задаю вопрос, что изменилось в моих личных отношениях с жилкомхозом даже не за последние десять лет реформирования, а вообще с советских времен? И как ни пытаюсь напрячь скромные аналитические способности, ничего, кроме перманентного роста цен, не вижу. Вот в магазинах – изменилось. Сегодня в самой никчемной палатке на прилавке не менее двух десятков сортов колбасы. В транспорте – изменилось. Появились частные маршрутки, подай знак – и мгновенно около тебя притормозит «бомбила». Лучше стало или хуже – можно спорить, но изменилось! А из ЖЭКа как приходил ко мне 20 лет назад сантехник дядя Вася, страдая похмельным синдромом и шлепая грязными сапожищами, так и сейчас приходит. Только не из ЖЭКа, а из МУПа.

Было бы несправедливо винить во всем министерство регионального развития. У самой власти нет ясности, что конкретно надо делать, и отсутствует решимость в действиях.

Может быть, дело в том, что власть не уверена, обладает ли она достаточным запасом политической прочности, чтобы выдержать реакцию населения на откровенно непопулярные действия. Ведь в какую обертку ни заворачивай реформу, суть ее в том, что ответственность, а значит, обслуживание жилья государство хочет переложить на граждан. А у граждан и без того проблем хватает. Неосторожные действия в ЖКХ способны повлиять на исход любых выборов.

А кусок-то жирный

Второе – передача ответственности за содержание жилья должна сопровождаться переходом в другие руки и материально-технической базы, и финансовых потоков. Надо добровольно отказаться от мощнейших рычагов хозяйственного управления. Однако государственные чины на местах совсем не горят желанием выпускать из своих рук пусть дотационную, но крупнейшую отрасль экономики, в которой крутятся громадные деньги. Это только на первый взгляд создается впечатление, что ЖКХ – хилый, дряхлый, никому не интересный механизм. На самом деле жилищно-коммунальный комплекс – один из самых больших секторов экономики РФ. На его долю приходится более 26% от общего объема основных фондов страны, в стоимостном выражении это 8 трлн. рублей. В нем работает более 3 млн. человек. Под его опекой находятся 19 млн. объектов жилищного фонда площадью почти 3 млрд. кв. м. Объем жилищно-коммунальных услуг по итогам 2005 года составил более 1 трлн. руб. Это соответствует четверти федерального бюджета. Кто же откажется подкормиться на таком тучном пастбище?

На днях у нас в доме прошло заочное собрание по выборам управляющей компании. Его организацией занялись местные коммунальщики и, естественно, агитировали за избрание родного ДЕЗа. Вечерами ходили по подъездам с подписными листами, терпеливо объясняли дотошным старушкам, за что те расписываются, убедительно стращали пришествием коммерсантов. Было видно, что работали заинтересованно, не за совесть, а за страх оказаться отринутыми от теплого места.

О доверии и об этикете

Наряду с нежеланием отдельных чиновников расстаться с любимым делом возникает законное сомнение – а кому вообще можно передоверить такое хозяйство? Хорошо бы, конечно, допускать к конкурсам только те компании, которые заручились гарантиями банков о солидарной ответственности. Но банковские гарантии стоят денег, и оплачивать их должны будут жители. Да и многим ли компаниям банки окажут доверие, подкрепив его финансовыми обязательствами?

Наконец, правила хорошего тона обязывают хозяина при передаче хозяйства очистить его от долгов и урегулировать все проблемы собственности. Имеется в виду возврат государством долга перед гражданами по капитальному ремонту, решение спорных вопросов с техническими помещениями (подвалами, чердаками) многоквартирных домов и тому подобное. Но ведь жаба душит, и откуда столько денег взять.

Ни по одной из перечисленных проблем государство четкой, однозначной и решительной позиции так, как это, например, было в свое время с приватизацией жилья, не сформулировало. Заметьте, если в начале реформирования были хотя бы какие-то цифры и сроки по переходу к стопроцентной оплате услуг населением, то сейчас никаких ориентиров по времени или достигнутым рубежам нет совсем. Потому работа и идет ни шатко ни валко, никак. Потому сроки выбора способа управления домами уже перенесли один раз до конца года, теперь заговорили о переносе до конца десятилетия.

Реформирование жилкомхоза так и будет ограничиваться тем самым «бу-бу-бу», о котором так образно выразился премьер Фрадков на памятном заседании правительства, пока власть сама честно не определит для себя, чего же она хочет.

Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация