Я такая внезапная, противоречивая…
Несмотря на десять лет активных разговоров о реформировании ЖКХ, государство так и не определилось, чего же оно хочет и как далеко готово зайти на своем пути. На этой неделе Министерство регионального развития должно подготовить новые предложения по дальнейшему преобразованию жилищно-коммунального хозяйства.
Напомним, что 19 октября на заседании правительства Владимир Яковлев уже предпринимал попытку озвучить задумки своего ведомства на среднесрочную перспективу. Тогда это закончилось неудачей, работу Минрегиона признали неудовлетворительной и отвели месяц на исправление ошибок.
Нашли виноватого
От руководства министерства, по большому счету, требуют решить задачу, для которой толком не сформулировано условие, а сказано лишь: «сделайте нам красиво». Как тут составить вразумительный план действий?
Обратите внимание: из всех сфер нашей обыденной жизни рыночные механизмы в наименьшей степени коснулись именно жилищного обслуживания. Вот и я задаю вопрос, что изменилось в моих личных отношениях с жилкомхозом даже не за последние десять лет реформирования, а вообще с советских времен? И как ни пытаюсь напрячь скромные аналитические способности, ничего, кроме перманентного роста цен, не вижу. Вот в магазинах – изменилось. Сегодня в самой никчемной палатке на прилавке не менее двух десятков сортов колбасы. В транспорте – изменилось. Появились частные маршрутки, подай знак – и мгновенно около тебя притормозит «бомбила». Лучше стало или хуже – можно спорить, но изменилось! А из ЖЭКа как приходил ко мне 20 лет назад сантехник дядя Вася, страдая похмельным синдромом и шлепая грязными сапожищами, так и сейчас приходит. Только не из ЖЭКа, а из МУПа.
Было бы несправедливо винить во всем министерство регионального развития. У самой власти нет ясности, что конкретно надо делать, и отсутствует решимость в действиях.
Может быть, дело в том, что власть не уверена, обладает ли она достаточным запасом политической прочности, чтобы выдержать реакцию населения на откровенно непопулярные действия. Ведь в какую обертку ни заворачивай реформу, суть ее в том, что ответственность, а значит, обслуживание жилья государство хочет переложить на граждан. А у граждан и без того проблем хватает. Неосторожные действия в ЖКХ способны повлиять на исход любых выборов.
А кусок-то жирный
Второе – передача ответственности за содержание жилья должна сопровождаться переходом в другие руки и материально-технической базы, и финансовых потоков. Надо добровольно отказаться от мощнейших рычагов хозяйственного управления. Однако государственные чины на местах совсем не горят желанием выпускать из своих рук пусть дотационную, но крупнейшую отрасль экономики, в которой крутятся громадные деньги. Это только на первый взгляд создается впечатление, что ЖКХ – хилый, дряхлый, никому не интересный механизм. На самом деле жилищно-коммунальный комплекс – один из самых больших секторов экономики РФ. На его долю приходится более 26% от общего объема основных фондов страны, в стоимостном выражении это 8 трлн. рублей. В нем работает более 3 млн. человек. Под его опекой находятся 19 млн. объектов жилищного фонда площадью почти 3 млрд. кв. м. Объем жилищно-коммунальных услуг по итогам 2005 года составил более 1 трлн. руб. Это соответствует четверти федерального бюджета. Кто же откажется подкормиться на таком тучном пастбище?
На днях у нас в доме прошло заочное собрание по выборам управляющей компании. Его организацией занялись местные коммунальщики и, естественно, агитировали за избрание родного ДЕЗа. Вечерами ходили по подъездам с подписными листами, терпеливо объясняли дотошным старушкам, за что те расписываются, убедительно стращали пришествием коммерсантов. Было видно, что работали заинтересованно, не за совесть, а за страх оказаться отринутыми от теплого места.
О доверии и об этикете
Наряду с нежеланием отдельных чиновников расстаться с любимым делом возникает законное сомнение – а кому вообще можно передоверить такое хозяйство? Хорошо бы, конечно, допускать к конкурсам только те компании, которые заручились гарантиями банков о солидарной ответственности. Но банковские гарантии стоят денег, и оплачивать их должны будут жители. Да и многим ли компаниям банки окажут доверие, подкрепив его финансовыми обязательствами?
Наконец, правила хорошего тона обязывают хозяина при передаче хозяйства очистить его от долгов и урегулировать все проблемы собственности. Имеется в виду возврат государством долга перед гражданами по капитальному ремонту, решение спорных вопросов с техническими помещениями (подвалами, чердаками) многоквартирных домов и тому подобное. Но ведь жаба душит, и откуда столько денег взять.
Ни по одной из перечисленных проблем государство четкой, однозначной и решительной позиции так, как это, например, было в свое время с приватизацией жилья, не сформулировало. Заметьте, если в начале реформирования были хотя бы какие-то цифры и сроки по переходу к стопроцентной оплате услуг населением, то сейчас никаких ориентиров по времени или достигнутым рубежам нет совсем. Потому работа и идет ни шатко ни валко, никак. Потому сроки выбора способа управления домами уже перенесли один раз до конца года, теперь заговорили о переносе до конца десятилетия.
Реформирование жилкомхоза так и будет ограничиваться тем самым «бу-бу-бу», о котором так образно выразился премьер Фрадков на памятном заседании правительства, пока власть сама честно не определит для себя, чего же она хочет.