Постановление пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 54
«О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество»
Пленум Высшего Арбитражного суда РФ дает разъяснения в связи с вопросами об определении подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество. Пленум ВАС напоминает, что иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества (требование части 1 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Перечисляются виды исков о правах на недвижимое имущество. В частности, это иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения; об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения; об установлении сервитута; о разделе имущества, находящегося в общей собственности; о признании права; об установлении границ земельного участка; об освобождении имущества от ареста.
По месту нахождения недвижимого имущества также рассматриваются иски, удовлетворение которых повлечет необходимость государственной регистрации прав, связанных с недвижимым имуществом, или внесение записи в Единый государственный реестр.
Рассматривая вопрос: принимать ли к производству иск о правах на недвижимое имущество, арбитражный суд определяет подсудность дела. Если будет установлено, что дело неподсудно арбитражному суду, исковое заявление возвращается заявителю.
Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 6 октября 2006 г. № АМ/1290@
«О порядке оформления технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства»
Техпаспорт – это документ, на основании которого регистрируется право собственности гражданина на объект недвижимости. В письме содержатся требования к оформлению техпаспорта объекта индивидуального жилищного строительства. Письмо определяет порядок оформления титульного листа техпаспорта строения, а также раздела 1 «Общие сведения».
Установлено, что штамп органа государственного технического учета о внесении сведений в Единый государственный реестр заполняется только учетным органом (управлением Роснедвижимости или его подразделением). До введения Единого государственного реестра инвентарный номер объекта недвижимости присваивается организацией технического учета и технической инвентаризации.
При заполнении раздела 1 «Общие сведения» в качестве года постройки указывается год приема дома в эксплуатацию, а если он отсутствует, на основании полученных от собственника данных записывается год окончания строительства объекта.
Приказ Федеральной регистрационной службы от 12 сентября 2006 г. № 154
«Об утверждении регламента Федеральной регистрационной службы»
Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) осуществляет функции в сфере госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также регистрации различных организаций. Росрегистрация подведомственна Министерству юстиции РФ.
Регламент устанавливает правовые и организационные основы деятельности Росрегистрации, определяет ее структуру и штатное расписание, полномочия директора и заместителя директора, а также начальника управления центрального аппарата Росрегистрации.
Регламент определяет порядок планирования и организации работы Росрегистрации, содержит указания по подготовке и оформлению ее решений. Кроме того, установлен порядок выполнения Росрегистрацией поручений президента и правительства, порядок взаимодействия с Минюстом. Регламент регулирует и вопросы работы с обращениями граждан и приема граждан.
Письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 11 сентября 2006 г. № СК-3840/10
«О государственной экспертизе проектной документации»
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству дает разъяснения по поводу необходимости госэкспертизы строительной документации объектов, которые возводятся в рамках Целевой программы по обеспечению жильем военнослужащих в 2006–2007 годах.
Документ определяет, что на государственную экспертизу в обязательном порядке представляются результаты инженерных изысканий, а также сводный сметный расчет и локальные сметы по всем строящимся по Программе объектам.
В письме рассмотрены ситуации, при которых проектная документация объекта капитального строительства («привязанного» к земельному участку) прошла госэкспертизу и используется при строительстве аналогичных объектов на иных земельных участках без внесения изменений в надземной части здания, а конструктивные и объемно-планировочные решения соответствуют требованиям по нагрузкам и энергоэффективности. В подобных случаях государственную экспертизу должна проходить лишь часть проектной документации, которая относится к «привязке» проекта к конкретному земельному участку.