Владимир Объедков: «Мы сэкономили тысячу квартир»
Северный округ столицы спустя 15 лет со дня своего образования переживает строительный бум. Старые пятиэтажки сносятся целыми микрорайонами, и на их месте поднимаются современные высотки. Грандиозный амфитеатр новых жилых корпусов близок к завершению на Ходынском поле. А впереди – бросок за МКАД, в Молжаниновку, где москвичи получат еще миллион квадратных метров. О «северном повороте» в жилищном строительстве Москвы, перспективах развития округа корреспонденты «КР» беседуют с префектом САО Владимиром Объедковым.
На волне переселения
– Владимир Иванович, нынешней осенью московские округа отмечают свой юбилей. Что значит для вас эта дата?
– И для меня, и для округа 15 лет – срок очень большой. К каждому юбилею не только человек, но и организация, отрасль приходят с определенными результатами. Взять то же строительство: за минувшие полтора десятилетия Москва изменилась до неузнаваемости. И вместе с городом изменился Северный округ. Посмотрите, у нас был самый большой массив пятиэтажек сносимых серий – более 1,5 млн. кв. метров. Сегодня мы уже выполнили половину программы по реконструкции пятиэтажного жилищного фонда.
– В каких районах сносятся «хрущевки»? Что там остается и что строится?
– Больше всего жилых домов первого периода индустриального домостроения, которые мы сносим, оказалось в Бескудникове. Можете представить, в одном только этом районе подлежал отселению 131 дом! Есть отдельные микрорайоны, где остаются только два жилых дома – девятиэтажные, а все остальные попадают под снос.
Для того чтобы понять, каким должен быть микрорайон после реконструкции, надо приехать к нам в Бескудниково, посмотреть 1-й, 2-й и 3-й микрорайоны. Получаются прекрасные жилые массивы, каждый со своей инфраструктурой, – мы работаем комплексно, потому что снос очень большой. Сразу строим и объекты соцкультбыта, и спортивные сооружения, и гаражи. Кстати, после этого строительства появляются просторные дворы. Вот в пятиэтажный район заходишь, дворы маленькие, дома стоят часто, потому что по инсоляции и другим нормам это все проходит. А здесь возводятся 17-этажные здания, расчеты совершенно другие – площадь дворов увеличивается. Поднимешь голову, вроде дома высокие, а двор просторный.
Сейчас переходим в 5-й микрорайон. Мы закончим основные работы в Бескудникове (все-таки район самый сложный) в последние дни 2009 года.
– Значит, в 2010-й не перейдете?
– Строительство здесь продолжится, но уже после ликвидации пятиэтажек. У нас нет ни одного района, который с проблемами сноса перейдет в 2010-й. Хотя сложности были, они и сегодня есть. Боюсь, что реконструкцию Ховрина мы в 2007-м, как планировалось, полностью не завершим. Там из 66 домов осталось снести 19. Когда Юрий Михайлович Лужков изменил систему переселения (только в пределах района проживания), программа у нас, конечно, затормозилась. Мэр правильно все сделал: один год в интересах людей надо было переболеть. Мы переболели, и теперь волна переселения снова набирает силу. В 2008-м Ховрино будет не узнать. Оно превратится в совершенно новый район, такой же уникальный, как Бескудниково, – просторный, светлый, экологически чистый, с удобными транспортными развязками.
Ну и третий по объемам сноса район – Левобережный, где 48 таких строений. Должен сказать, мы долго примеривались к этому району, потому что здесь пятиэтажки в основном находятся в системе бывших ЖСК. А к собственникам просто так не подступиться. С ними сложно было работать в то время, когда мы решали проблему переселения в другие районы и округа. Вступили в полосу сплошных судов… Теперь стало проще – пошла волна, переселяем старожилов в соседний дом, практически на ту же дворовую территорию. Работы идут одновременно в двух микрорайонах, в 2009-м в Левобережном будет снесена последняя пятиэтажка.
О шишках и липе
– И все-таки конфликты по поводу переселения возникают?
– Есть единичные конфликты, поскольку горожане порой требуют невозможного. Мы учимся работать, набивая шишки, и жители наши тоже изучают законы (правда, некоторые делают это с целью их обойти).
В свое время на территории Северного округа был поставлен заслон «прописке» жителей в сносимых домах. Помните, наверное, было такое – в одной комнате числилось по 18–20 человек. Можно сказать, действовала целая система «липовой» регистрации, и кто-то хорошо наживался на государстве. Мы все это раскрутили, подключили прокуратуру, суды. В общем, выселили около тысячи незаконно зарегистрированных семей. То есть сэкономили для города (прежде всего – для очередников!) пятиподъездный 17-этажный дом. Хотя, должен признаться, до сих пор не все из этих дел закрыты; немало организаторов жилищных афер, в том числе работников паспортной службы, милиции, крупных руководителей, все еще находятся под следствием, на них возбуждены уголовные дела. Но в любом случае доведем все до конца.
Кому выгодно коммерческое?
– У вас два больших района новостроек – Ходынское поле и район Молжаниновский. Какова их перспектива? Там возводится только коммерческое жилье?
– Начну с Ходынского поля. Его перспектива понятна – жилой массив будет в основном закончен в 2007 году. Все то жилье, которое построено вдоль Ходынского поля, на 95 процентов – коммерческое. Чтобы не создалось превратного впечатления, скажу одно: за счет коммерческого жилья пополняется бюджет Москвы. Мы же в каждом коммерческом доме имеем городскую долю (правда, эта доля реализуется в бюджете в денежном эквиваленте). Мы не берем в натуральных величинах (на том же Ходынском поле 40 процентов жилья для переселения), эти квартиры реализуются инвестором по коммерческим ценам, и деньги за них перечисляются в бюджет города. На эти средства строим бесплатное жилье в районах массовой застройки и реконструкции.
Но вернемся к Ходынскому полю. Кроме жилых домов, здесь возводятся объекты соцкультбыта. Четыре детских сада уже «заселены» полностью. В этом году построена большая школа, она была открыта 1 сентября. Там только в четырех первых классах – 128 ребят. Дело в том, что первыми в новом районе получили квартиры 400 семей офицеров, супружеские пары все молодые, у них дети, приехали и благополучно живут. Хотя школа заполнена на 65 процентов, думаю, к концу учебного года свободных мест не будет. Более того, надо строить еще одну школу и два садика. Впереди – основное заселение района.
Ну и транспортная схема – самая серьезная проблема для Ходынки. Нужны выезды на Ленинградку, Третье транспортное кольцо и Хорошевское шоссе. Впрочем, жителям района повезло: сюда придет легкое метро, его тянут от Москвы-Сити.
В Молжаниновку за миллионом
– В Молжаниновке тоже много проблем?
– Проблем хватает – с энергетикой, перекладкой газа, дорогами, ведь на пути в Молжаниновский район мы упираемся в Химки, территорию Московской области. Это будет очень крупный микрорайон – на миллион квадратных метров. К строительству жилья планируется приступить в следующем году. Здесь же появятся два уникальных объекта – самое большое гольф-поле в Европе и трасса для проведения автогонок «Формула-1» с сопутствующей инфраструктурой.
– А Пром-Сити будет строиться?
– Да, Молжаниновка выбрана для проекта «Пром-Сити Москва-Север». На эту территорию мы должны выводить наши предприятия промышленности, науки. Уже есть постановление правительства столицы, зарезервирован земельный участок, и сейчас ведутся все проработки.
Реконструкция – это море
– В городе намечена обширная программа сноса ветхих домов, реконструкции кварталов. Что-то уже делается?
– Чтобы приступить к комплексной реконструкции и реновации ветхого жилищного фонда, мы должны иметь проекты планировок, заведенные на каждый микрорайон. Вот сейчас Москомархитектура разработала восемь таких проектов, по остальным ведется работа – их обещают выдать в 2007-м. Дальше мы должны эти проекты планировок посмотреть, обсудить с населением, общественностью, нашими муниципальными образованиями и, если особых разногласий не будет, направить на утверждение в правительство. Потом будем готовить конкурсы по подбору инвестора.
Вот мы сегодня с пятиэтажками научились работать, а здесь все гораздо сложнее. Потому что объемы строительства будут значительно больше. Но нам повезло в том плане, что мы-то многие пятиэтажки ликвидируем, а в других столичных округах больше домов несносимых серий. Что с ними делать – сносить, реконструировать, надстраивать? И как проводить ремонт – без отселения? Вопросов масса.
– Где реально может начаться реконструкция?
– Думаю, в Тимирязевском и Головинском районах. В том же Головинском, так получилось – на его счастье или несчастье, половина застройки – пятиэтажные здания несносимых серий. А значит, море работы, как в Бескудникове. Нас это радует. Вот говорят, будто Москва стареет. Наоборот, молодеет. Дело не в возрасте – за 15 лет введено такое количество новостроек, что по амортизационному проценту износа жилищный фонд города заметно помолодел. И это хорошо видно по Северному округу, который становится одной из главных стройплощадок столицы.
Беседу вели Олег Михеев и Александр Роменский
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ
Владимир Иванович Объедков окончил инженерно-строительный институт. Работал на разных должностях в РСУ Черемушкинского райжилуправления, Бауманском и Волгоградском ремстройтрестах столицы. С 1987 года – заместитель председателя, затем председатель исполкома Волгоградского райсовета Москвы. В 1991-м был назначен заместителем префекта Юго-Восточного округа. C 2002-го – префект Северного округа в ранге министра правительства Москвы. Награжден медалями, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства. Женат, имеет дочь и сына. Увлечения: штанга, спортивная стрельба.