23:30:44
11 апреля 2021 г.

Важней всего – порядок в доме

ЖКХВ прошлом выпуске «Справочного бюро» (№ 43 от 26 октября) мы рассказали о новых Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленных постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491. В этом же документе утверждены правила изменения размера платы – если услуги и работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества выполнены неважно.

Каков механизм и порядок изменения оплаты? Как действовать нам, жителям, в ситуациях, когда подолгу простаивает лифт, не вывозится мусор, в подъезде грязь и вечные потемки? Поговорим об этом в сегодняшнем выпуске «Справочного бюро».

Качай права!

Любой житель может предъявить свои претензии и потребовать перерасчета платежа в случае некачественного обслуживания его дома.

Эти Правила НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ на собственников квартир в многоквартирном доме – членов ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Они живут по своим внутренним правилам, своему уставу.

Если дом содержится кое-как, нужные работы не проводятся, услуги не оказываются или все это происходит с перерывами сверх нормы, органы управления ТСЖ, ЖК и ЖСК, управляющая организация обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт дома в порядке, предусмотренном Правилами. А при непосредственном управлении многоквартирным домом – жилищная организация, ответственные лица, то есть те, кто оказывает услуги и выполняет работы.

Что это за плата?

В «платежках», которые мы ежемесячно извлекаем из своих почтовых ящиков, отдельной строкой идет плата за содержание и ремонт жилого помещения. А в Правилах – речь об общем имуществе многоквартирного дома. Формулировки разные, и непонятно, за что же мы все-таки отдаем свои кровные.

На самом деле – это одно и то же.

В соответствии с Жилищным кодексом наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилых помещений. В то же время необходимо понимать, что данная плата идет не за содержание жилого помещения, а на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Сумму устанавливаете вы

Напомним, что согласно Жилищному кодексу, размер платы за содержание и ремонт общего имущества устанавливается собственниками помещений на их общем собрании. При этом они должны согласовать между собой объем всех необходимых расходов на содержание дома, а также его текущий и капитальный ремонт. Расходы должны быть соразмерны перечню, объемам и качеству услуг и работ, которые также утверждаются на общем собрании собственников жилья. Если такое решение не принято, размер платы устанавливается органами государственной власти – правительством Москвы.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией установление размера платы за содержание и ремонт – существенное и неотъемлемое условие договора управления. В случае несогласования таких условий договор считается незаключенным.

Учитесь считать и пересчитывать

Нужные пропорции

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных рабочих дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт помещения.

Предположим, в течение 20 дней вам не убирали подъезд, лестничные площадки. Исходя из этого, и делается перерасчет за месяц. Не оплачивается именно та услуга, которая не была предоставлена в течение определенного времени. В нашем случае – 20 дней.

Стоит ли связываться? Обязательно!

Комментарий начальника отдела нормативно-правового регулирования жилищной сферы Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минрегиона России Игоря Болотова:

– После перерасчета вам уменьшат сумму платежа, допустим, на 20 рублей. Казалось бы, копейки. Не обеднеешь, так стоит ли связываться? А если в доме сотни квартир, да с каждой управляющая организация недосчитается двух десятков рублей?! Набегут неплохие деньги. И тогда исполнители услуг почувствуют разницу. Но по-настоящему механизм изменения размера платы за услуги и работы, произведенные с плохим качеством и с нарушением сроков, начнет действовать тогда, когда собственники либо сами выберут управляющую компанию, либо она появится в результате открытого конкурса. И тогда она будет более заинтересована в хорошей работе, потому что будет знать, что через год ей придется отчитываться перед собственниками. И тогда ей все «припомнят» – и неубранные подъезды, и горы мусора во дворе, и текущие крыши…

Так что теперь многое зависит от самих собственников жилья.

Шаги, которые надо сделать

Услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством, если они не соответствуют требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены постановлением правительства РФ от 23.05.2006 № 307) и условиям договоров.

Предположим, у вас не работает мусоропровод, или вышел из строя лифт, или вы узнаете об осадках на улице по протекающей крыше. Как действовать в таких ситуациях?

1. Собственники пишут или обращаются устно с заявлением об изменении размера платы тем, кто управляет домом, и кому заказываются услуги по его обслуживанию.

Это могут быть:

  • управляющая организация
  • орган управления ТСЖ, ЖСК, ЖК
  • ответственные лица

Наниматели жилья жалуются:

  • наймодателю
  • в управляющую организацию

Заявление в устной или письменной форме может быть направлено в течение шести месяцев после нарушения. Необходимо проследить, чтобы заявление было зарегистрировано.

2. Ждете два рабочих дня. За это время вас должны известить о дате получения и номере регистрации вашей жалобы. (При личном обращении на экземпляре заявления собственника или нанимателя жилья делается отметка о дате его приема и регистрационном номере.)

С заявителем согласовывается точное время и дата установления факта нарушения качества услуг. Извещением его уведомляют, когда ждать визита представителей управляющей организации. (Если такой срок не назначен, значит, с вашими претензиями полностью согласны, в проверке они не нуждаются. И, скорей всего, перерасчет сделают.)

3. Этот шаг делается, если ситуация спорная. В таком случае необходимо ждать прихода комиссии, которая проверит жалобу. По результатам проверки составляется акт о том, что нарушено качество, или о том, что был перерыв в оказании услуг или выполнении работ, превышающий установленную продолжительность.

В акте указываются:

  • нарушения параметров качества,
  • время и дата начала непредоставления услуг (работ)
  • или предоставления услуг ненадлежащего качества.

Акт составляется в двух экземплярах, один передается заявителю, второй остается у ответственного лица и подписывается обеими сторонами.

Именно акт является основанием для перерасчета платежей. А также для уплаты неустойки в размере, установленном федеральным законодательством и договором.

Если стороны не пришли к единому решению, в акте делается соответствующая пометка, и определяются новое время и дата новой встречи. На нее уже приглашаются представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей.

По результатам повторной оценки качества составляется акт, который подписывается заявителем (или его представителем) и ответственным лицом (или его представителем). Документ может быть подписан также представителями госжилинспекции и общественного объединения потребителей.

Если присутствие третьей стороны не привело к обоюдному согласию, тогда – в суд.

Cроки устранения неисправностей в жилых домах
Вид неисправности Срок устранения недостатков, не более
1. Кровля
1. 1. Протечки в отдельных местах кровли 1 сутки
1. 2. Повреждения системы организованного водоотвода (водосточных труб, воронок, колен, отметов и пр., расстройство их крепления) 5 суток
2. Стены
2. 1. Утрата связи отдельных кирпичей с кладкой наружных стен, угрожающая их выпадением 1 сутки (с немедленным ограждением опасной зоны)
2. 2. Неплотность в дымоходах и газоходах и сопряжениях их с печам 1 сутки
3. Оконные и дверные заполнения
3. 1. Разбитые стекла и сорванные створки оконных переплетов, форточек, балконных дверных полотен:  
в зимнее время 1 сутки
в летнее время 3 суток
3. 2. Дверные заполнения (входные двери в подъездах) 1 сутки
4. Внутренняя и наружная отделка
4. 1. Отслоение штукатурки потолка или верхней части стены, угрожающее ее обрушению 5 суток (с немедленным принятием мер безопасности)
4. 2. Нарушение связи наружной облицовки и лепных изделий, установленных на фасадах со стенами Немедленное принятие мер безопасности
5. Полы
5. 1. Протечки в перекрытиях, вызванные нарушением водонепроницаемости и гидроизоляции полов в санузлах 3 суток
6. Печи
6. 1. Трещины и неисправности в печах, дымоходах и газоотходах, которые могут вызвать отравление жильцов дымовыми газами и угрожают пожарной безопасности здания 1 сутки (с немедленным прекращением эксплуатации до исправления)
7. Санитарно-техническое оборудование
7. 1. Течи в кранах водопроводных и сливных бачков 1 сутки
7. 2. Неисправности трубопроводов и их сопряжений (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, горячего водоснабжения, отопления, газооборудования) аварийного порядка Незамедлительно
7. 3. Неисправности мусоропроводов 1 сутки
8. Электрооборудование
8. 1. Неисправности вводнораспределительного устройства, связанные с заменой предохранителей, автоматических выключателей, рубильников 3 часа
8. 2. Неисправности автоматов защиты стояков и питающих линий 3 часа
8. 3. Неисправности аварийного порядка (короткое замыкание в элементах внутридомовой электрической сети и т.п.) Незамедлительно
8. 4. Неисправности электроплиты с выходом из строя одной конфорки и жарочного шкафа 3 часа
8. 5. Неисправности электроплиты с отключением всей электроплиты 3 часа
8. 6. Неисправности системы освещения общедомовых помещений (с заменой ламп накаливания, люминесцентных ламп, выключателей и конструктивных элементов светильников) 1 сутки
8. 7. Неисправности автоматики и противопожарной защиты и сигнализации Незамедлительно
9. Лифт и диспетчерская
9. 1. Неисправности лифта, диспетчерских систем 1 сутки
10. Приборы учета потребления воды, тепловой и электрической энергии, газа
10. 1. Неисправности приборов учета 5 суток
Примечание. Сроки устранения отдельных неисправностей указаны с момента их обнаружения или заявки потребителей.

НА ЗАМЕТКУ

Суммы платежей за содержание и ремонт общего имущества не меняются, если некачественные услуги и работа связаны с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждением ущерба их имуществу или вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

ПАМЯТКА ДЛЯ НАНИМАТЕЛЯ

Изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей имеют свои особенности.

Если домом занимается управляющая организация, то стоимость услуг и работ отражается в смете. Она направляется управляющей организацией в течение 10 рабочих дней после того, как орган местного самоуправления установит для нанимателей размер платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 11 Правил).

При перерасчете управляющая компания и будет ориентироваться на эту смету.

Где об этом cказано

1. Постановление правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года «Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

2. Постановление правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

3. Жилищный кодекс РФ, статья 154, раздел 7.

Материал подготовлен при содействии начальника отдела нормативно-правового регулирования жилищной сферы Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минрегиона России Игоря Болотова

Галина Писарчик

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация