23:30:44
11 апреля 2021 г.

«День пройдет, а я ничего не успею сделать»

Двадцать четвертого октября во дворце культуры «Зеленоград» состоится вечер памяти Игоря Александровича Покровского, главного архитектора Зеленограда, академика, лауреата многих престижных премий, художника, создателя и руководителя «Кохинора», вокально-сатирического ансамбля Центрального дома архитекторов.Не так давно в «Квартирном ряду» Игорь Александрович делился с читателями концепцией градостроительства в Зеленограде, рассказывал о ближайших архитектурных задумках…
Вспоминает его дочь, художник Мария Покровская: «Гарик, так звали папу в детстве, отличался необычайной резвостью, любознательностью, изобретением всяких затей, которые доставляли немало хлопот родителям. Например, однажды подговорил детей тайно, без взрослых отправиться из Старого Крыма к морю, а это весьма далеко. Их, правда, поймали и вернули с полдороги, а папа получил изрядную взбучку. Но так велико было желание увидеть море!
Старый Крым, куда семья выезжала на лето, сыграл большую роль в формировании его творческой натуры. Самые дорогие воспоминания детства, когда всем домом, на арбе под звездами, чтобы избежать жары, перемещались к морю среди сказочной ночной природы Крыма.
С детства отец любил вставать рано и часто рассказывал нам, что будучи ребенком, все боялся, что «день пройдет, а я ничего не успею сделать». Это черта осталась на всю жизнь. И на всю жизнь осталась любовь к музыке.
Папа же, вопреки мнению многих, не имел специального образования. Это не помешало ему создать знаменитый вокально-сатирический ансамбль «Кохинор», быть членом Совета популярного театра «Новая опера». Единственным его «университетом» была домашняя учительница музыки, Александра Сергеевна. Он всегда с благодарностью вспоминал ее, потому что благодаря этим (поначалу трудным для ребенка) занятиям, его безусловной музыкальной одаренности и влюбленности в музыку инструмент был открыт для него в течение всей его жизни в буквальном смысле слова».
Учеба в Московском архитектурном институте, который и сейчас, и тогда в просторечии называли не иначе как Мархи, для Покровского начиналась в годы Великой Отечественной войны.
Какие в те годы были преподаватели! Что не имя, то веха в истории отечественной архитектуры. Кафедру «Проектирование жилых и общественных зданий» возглавлял академик архитектуры Иван Жолтовский. В это время Иван Владиславович, проектирующий дома на Ленинском проспекте, был известен как автор павильонов ВСХВ.
Курс по истории архитектуры и искусства читал доктор искусствоведения Александр Габричевский – лучший специалист по эпохе Возрождения. На его лекции собирались студенты со всех курсов МАрхИ. Учился Игорь Покровский у Бориса Мезенцева, автора проектов железнодорожных вокзалов в Харькове, Смоленске, Бородине, Горках Ленинских. В те годы он уже начал проектировать высотное здание на Лермонтовской площади.
Первоначальный замысел строительства города–спутника рождался в недрах «Моспроекта-2», где работал молодой архитектор Игорь Покровский. Сотрудники мастерской в 1962 году участвовали в конкурсе на проект Научного центра Южной промышленной зоны города-спутника, который еще не имел имени. Это было первое знакомство Игоря Покровского с будущим Зеленоградом, а в 1964 году он стал главным архитектором нового города.
Архитектор Вячеслав Кувырдин, тоже выпускник МАрхИ, солист «Кохинора», которого пригласил к себе в мастерскую Игорь Покровский, вспоминает о проектировании пятого микрорайона: «Очень тщательно работали с макетом. Каждый день приходил Игорь Александрович, мы «двигали» дома, выискивая места, свободные от леса, ставили их так, чтобы они не затеняли друг друга и в то же время создавали интересные ракурсы застройки…».
Центральный проспект – любимое место горожан, но не все знают, в каких творческих муках рождался проект его застройки. Москва навязывала типовые дома, но Игорь Александрович не хотел превращать Центральный проспект в типовую застройку. Он предложил эти дома разместить в глубине микрорайона, а застройку проспекта – отложить.
Так и сделали. Уже потом построили 17-этажные жилые дома вдоль проспекта, по типу тех, которые воздвигнуты на Садовом кольце для Союза композиторов. Для Зеленограда проект переработали. Подготовили индивидуальные двухэтажные пристройки к «Детскому миру», Дому быта, магазинам «Океан» и «Тысяча мелочей». Так сложилась застройка Центрального проспекта. Одновременно родился и бульвар, который спроектировал архитектор-дендролог Эдиссон Дашков. И во всем этом заслуга главного архитектора, чей авторитет мог иногда поколебать мнение высокопоставленных деятелей Моссовета.
Малоизвестна даже среди зеленоградцев еще одна творческая грань в жизни Игоря Покровского. Когда в городе для прихожан построили Филаретовский храм, церковные образа решили выполнить архитекторы Игорь Покровский и Юрий Свердловский. Получив благословение, они в лучших традициях школ русской иконописи Рублева и Ушакова создали иконостас и 21 икону…
На гражданской панихиде его коллега Галина Лебедева прочитала стихотворение, посвященное его памяти. В нем есть такие слова: «…Покровского эпоха останется в умах».
Можно добавить: и в сердцах зеленоградцев.

Александр Миль

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация