«День пройдет, а я ничего не успею сделать»
Двадцать четвертого октября во дворце культуры «Зеленоград» состоится вечер памяти Игоря Александровича Покровского, главного архитектора Зеленограда, академика, лауреата многих престижных премий, художника, создателя и руководителя «Кохинора», вокально-сатирического ансамбля Центрального дома архитекторов.Не так давно в «Квартирном ряду» Игорь Александрович делился с читателями концепцией градостроительства в Зеленограде, рассказывал о ближайших архитектурных задумках…
Вспоминает его дочь, художник Мария Покровская: «Гарик, так звали папу в детстве, отличался необычайной резвостью, любознательностью, изобретением всяких затей, которые доставляли немало хлопот родителям. Например, однажды подговорил детей тайно, без взрослых отправиться из Старого Крыма к морю, а это весьма далеко. Их, правда, поймали и вернули с полдороги, а папа получил изрядную взбучку. Но так велико было желание увидеть море!
Старый Крым, куда семья выезжала на лето, сыграл большую роль в формировании его творческой натуры. Самые дорогие воспоминания детства, когда всем домом, на арбе под звездами, чтобы избежать жары, перемещались к морю среди сказочной ночной природы Крыма.
С детства отец любил вставать рано и часто рассказывал нам, что будучи ребенком, все боялся, что «день пройдет, а я ничего не успею сделать». Это черта осталась на всю жизнь. И на всю жизнь осталась любовь к музыке.
Папа же, вопреки мнению многих, не имел специального образования. Это не помешало ему создать знаменитый вокально-сатирический ансамбль «Кохинор», быть членом Совета популярного театра «Новая опера». Единственным его «университетом» была домашняя учительница музыки, Александра Сергеевна. Он всегда с благодарностью вспоминал ее, потому что благодаря этим (поначалу трудным для ребенка) занятиям, его безусловной музыкальной одаренности и влюбленности в музыку инструмент был открыт для него в течение всей его жизни в буквальном смысле слова».
Учеба в Московском архитектурном институте, который и сейчас, и тогда в просторечии называли не иначе как Мархи, для Покровского начиналась в годы Великой Отечественной войны.
Какие в те годы были преподаватели! Что не имя, то веха в истории отечественной архитектуры. Кафедру «Проектирование жилых и общественных зданий» возглавлял академик архитектуры Иван Жолтовский. В это время Иван Владиславович, проектирующий дома на Ленинском проспекте, был известен как автор павильонов ВСХВ.
Курс по истории архитектуры и искусства читал доктор искусствоведения Александр Габричевский – лучший специалист по эпохе Возрождения. На его лекции собирались студенты со всех курсов МАрхИ. Учился Игорь Покровский у Бориса Мезенцева, автора проектов железнодорожных вокзалов в Харькове, Смоленске, Бородине, Горках Ленинских. В те годы он уже начал проектировать высотное здание на Лермонтовской площади.
Первоначальный замысел строительства города–спутника рождался в недрах «Моспроекта-2», где работал молодой архитектор Игорь Покровский. Сотрудники мастерской в 1962 году участвовали в конкурсе на проект Научного центра Южной промышленной зоны города-спутника, который еще не имел имени. Это было первое знакомство Игоря Покровского с будущим Зеленоградом, а в 1964 году он стал главным архитектором нового города.
Архитектор Вячеслав Кувырдин, тоже выпускник МАрхИ, солист «Кохинора», которого пригласил к себе в мастерскую Игорь Покровский, вспоминает о проектировании пятого микрорайона: «Очень тщательно работали с макетом. Каждый день приходил Игорь Александрович, мы «двигали» дома, выискивая места, свободные от леса, ставили их так, чтобы они не затеняли друг друга и в то же время создавали интересные ракурсы застройки…».
Центральный проспект – любимое место горожан, но не все знают, в каких творческих муках рождался проект его застройки. Москва навязывала типовые дома, но Игорь Александрович не хотел превращать Центральный проспект в типовую застройку. Он предложил эти дома разместить в глубине микрорайона, а застройку проспекта – отложить.
Так и сделали. Уже потом построили 17-этажные жилые дома вдоль проспекта, по типу тех, которые воздвигнуты на Садовом кольце для Союза композиторов. Для Зеленограда проект переработали. Подготовили индивидуальные двухэтажные пристройки к «Детскому миру», Дому быта, магазинам «Океан» и «Тысяча мелочей». Так сложилась застройка Центрального проспекта. Одновременно родился и бульвар, который спроектировал архитектор-дендролог Эдиссон Дашков. И во всем этом заслуга главного архитектора, чей авторитет мог иногда поколебать мнение высокопоставленных деятелей Моссовета.
Малоизвестна даже среди зеленоградцев еще одна творческая грань в жизни Игоря Покровского. Когда в городе для прихожан построили Филаретовский храм, церковные образа решили выполнить архитекторы Игорь Покровский и Юрий Свердловский. Получив благословение, они в лучших традициях школ русской иконописи Рублева и Ушакова создали иконостас и 21 икону…
На гражданской панихиде его коллега Галина Лебедева прочитала стихотворение, посвященное его памяти. В нем есть такие слова: «…Покровского эпоха останется в умах».
Можно добавить: и в сердцах зеленоградцев.