Дешевый эксклюзив
Новогодние праздники приносят не только приятные хлопоты и встречи с друзьями. Всякий раз в это время пересматривается величина оплаты коммунальных услуг. И ничего тут не попишешь: инфляционные процессы съедают часть доходов эксплуатационников, обслуживающих наше жилье.
В начале 2006 года в счете на оплату коммунальных услуг, кроме стандартного увеличения суммы, я с удивлением обнаружил новый пункт: «обслуживание электроплиты – 14 руб. 91 коп.». Что за комиссия, создатель? С момента сдачи дома в 1999 году такая «услуга» нашим эксплуатационным предприятием не предоставлялась.
Дальнейшие размышления подвели к мысли, что наша дирекция единого заказчика (далее – ДЕЗ) сумела в «эксклюзивном порядке» получить права на ремонт всех мыслимых и немыслимых марок электроплит как отечественного, так и импортного производства. Хотя, наверное, вряд ли. Ведь ремонтом сложной бытовой техники занимаются специализированные предприятия, которые укомплектованы соответствующими кадрами, располагают запасами запчастей и имеют договоры на обслуживание техники, заключенные непосредственно с ее производителями. А может, обслуживание будет заключаться в том, что мою электроплиту станут холить специальными импортными растворами для стеклокерамики? Хотя тоже маловероятно – содержать рабочую поверхность в чистоте необходимо постоянно, а величина оплаты за обслуживание, скорее всего, не предусматривает ежедневных визитов улыбчивого и предупредительного сотрудника ДЕЗа для уборки моей плиты.
Запутавшись в гипотезах, я решил взять калькулятор и посчитать. В доме, где я живу, почти 470 квартир. Сумма, получаемая ежемесячно ДЕЗ только с жильцов нашего дома за обслуживание электроплит, должна составить семь тысяч с копейками. А как догадывается проницательный читатель, домов на обслуживании у ДЕЗа не один, не два и даже не десять.
После телефонного звонка в хитромудрый ДЕЗ выяснилось: импортные электроплиты обслуживать никто не собирается, а отечественные – будут только ремонтировать. Чтобы снять электроплиты с так называемого обслуживания, необходимо лично явиться в ДЕЗ в рабочие дни с 09.00 до 18.00 и подать письменное заявление. Дескать, от эксклюзивной медвежьей услуги отказываюсь. Хотя более логично и милосердно было бы не заполнять заявление об отказе (ведь услуга, по сути, является навязанной), а предоставить владельцам квартир и квартиросъемщикам возможность самостоятельно принять решение – ставить ли электроплиту на обслуживание. Но сердце подсказывает, что желающих воспользоваться столь шикарной и недорогой перспективой было бы немного.
Откреститься от ненужной услуги я сумел лишь в мае, когда ушел в отпуск. Явился в рабочее время в ДЕЗ и заполнил заявление об отказе. (Представьте, была даже небольшая очередь из желающих сделать то же самое.) Время работы кабинета, в котором принимают заявления, надо заметить, не самое удачное. ЕИРЦ работает по более удобному графику – для его посещения не нужно уходить раньше с работы. В течение недели после подачи заявления был произведен перерасчет моих платежей за квартиру.
К чему я все это написал? Да к тому, что очередные новогодние праздники не за горами. А потому я с опаской и тревогой стал бросать взгляды на холодильник и унитаз. Вдруг ДЕЗ решит с 1 января ввести плату за их обслуживание? Ведь, если разобраться, не так уж холодильник отличается от электроплиты. Такой же электроприбор, так же подключаемый в электросеть. И пусть потом граждане побегают, чтобы отказаться от навязанной им услуги.