Владимир Пивоваров: «Зрителю почему-то запоминаются злодеи»
Владимир Пивоваров – это имя публике известно мало. А вместе с тем он актер и постановщик трюков, член Профессиональной ассоциации каскадеров России, мастер восточных единоборств и доцент РАТИ, который взрастил не одну плеяду популярных и любимых многими артистов. Среди них – Дмитрий Дюжев, Павел Майков, Алексей Макаров, Екатерина Редникова, Евгения Крюкова и многие другие.
С трех лет на коне
– Владимир Ефремович, как вы пришли в кино? Ведь серьезно занимались спортом…
– Да, спортом занимался всегда, а в детстве был увлечен лицедейством – участвовал в самодеятельных спектаклях, в агитбригадах. Окончательное же решение пришло после армии. Когда поступил в театральное училище, оказался перед выбором: меня готовы были взять и в Высшую спортивную школу. Тогда был лыжником-гонщиком, говорят, подавал большие надежды. Но все же выбрал актерство, хотя спорт не бросил – профессионально занимался лыжами, марафонским бегом, восточными единоборствами.
– Ваши родители… Имели ли они какое-то отношение к профессии?
– Нет. Родился я в Саратове в рабочей семье. Отец был конником, в 3–4 года я впервые оказался в седле. И теперь верховой ездой занимаюсь профессионально. Так что отцовское дело не пропало.
– Вы служили в армии. Должен ли мужчина пройти эту школу?
– И не только эту… До поступления в театральное училище работал инструктором городского комитета комсомола, потом партии. Всегда любил публичные выступления, нравилось работать с аудиторией. Может быть, тогда захотелось стать актером.
– Как отреагировали коллеги?
– Многие решили, что я сошел с ума.
Зачем о себе кричать?
– У вас более ста киноролей. Какая из них самая яркая?
– Да все были яркими и интересными. Первая картина «И на камнях растут деревья» Станислава Ростоцкого, где я появился как постановщик и каскадер, – это серьезное начало в трюковом кино. Потом был «Зверобой» Андрея Ростоцкого, на «Досье детектива Дубровского» подружился с Николаем Петровичем Караченцовым. В «Крестоносце» работал с очень близким мне человеком Колей Еременко.
– Насколько принципиально для вас – главную ли играете роль?
– Конечно, важно. Но от меня это не зависит. Продюсер выбирает артиста, и с этим приходится мириться.
– У вас огромный послужной список, а зритель знает плохо. Никогда не хотелось заявить о себе погромче?
– Каждый должен делать свое дело. А станешь ли ты, как говорят, «медийным лицом», или же нет – неважно. Конечно, сегодня для продюсерского кино и антрепризных спектаклей важны именно такие лица, но правильно ли это – не уверен… Для меня в работе важны, прежде всего, профессионализм и соответствие профессии. Не случайно все время повторяю ученикам: «У искусства есть два врага – талант, не владеющий своим ремеслом, и ремесленник, не озаренный талантом». Вот два краеугольных камня – талант и профессия… Если этого нет, вся эта «медийность» выеденного яйца не стоит.
Ни одной положительной роли
– Знакомо ли чувство творческой зависти?
– Иногда, глядя на игру того или иного артиста, думаешь: а ведь я бы сыграл интереснее, глубже. Но не судьба… Так уж сложилось. Не плакаться же кому-то в жилетку и не уходить в запой…
– Что для вас педагогика?
– Сложнейшая наука. Всегда говорю, учить можно только тому, что хорошо знаешь. Не прошел этой школы, не пропустил через себя, не обжегся – ничего не получится! И тому достаточно примеров…
– В каких ролях комфортнее – положительных или отрицательных?
– Сложно сказать. За 30 лет работы в театре и кино не сыграл ни одной положительной роли… А я добрый человек. Но почему-то все время достаются персонажи нехорошие, несущие негатив. Но как ни странно, зрителю запоминаются именно злодеи…
– Как давно поете?
– С детства, но вокалистом никогда не был. Есть спектакль «И моей души струна», там пою песни Владимира Высоцкого, но по-своему, как сам их чувствую… В песне для меня важен прежде всего текст. Высоцкий, на мой взгляд, – первый поэт России после Есенина. Это кладезь, который еще открывать и открывать…
– Вы работаете в мюзикле «Вийон», где исполняете одну из главных ролей. Что это за история? Вы опять играете злодея?..
– Это романтическая история о жизни знаменитого французского поэта средневековья Франсуа Вийона. История о любви, дружбе, предательстве. Мой персонаж – лавочник Лоран, предавший друга и воспоминания юности ради благополучия… Негодяй, конечно. Хотя в финале он, жертвуя собой, идет на помощь другу… Но в любом случае, он – подлец…
Жертвы ради семьи
– Вы родились в Саратове, и наверняка жили не в квартире, а в доме…
– Да, детство, юность и отрочество провел в частном секторе.
– И вот уже много лет в Москве. Могли бы сказать, что ближе – шумный город или загородное уединение?
– Я – абсолютно городской человек. Строить свой загородный дом, уединяться и ждать старость – это не для меня. Город – вот моя стихия.
– Какое место в жизни занимает дом и семья?
– Главное.
– Главнее профессии?
– Да. Дом и семья – тот самый тыл, куда можешь прийти, где тебя ждут и тебе рады. Это фундамент, на котором строится все остальное.
– Если бы нужно было выбирать, могли бы оставить профессию ради семьи?
– Сделаю все, чтобы сохранить семью.
– А семья – это…
– Жена, дети, годовалая внучка.
– Кем больше нравится быть – «отцом» или «дедом»?
– Не знаю. Вот разница между «быть отцом старшего ребенка» и «отцом младшего» для меня есть… Старший у меня сын, а младшая – дочка, студентка ГИТИСа. У них разница в 10 лет. Для меня она – малышка, доченька… А сын – уже взрослый мужик, с ним все иначе… Всегда воспитывал его жестко, старался сделать из него бойца, воина, защитника…
Гости – это святое!
– Какой вы в быту?
– Очень требовательный. Близким от этого бывает несладко. Постоянно слышу: «Ну, что тебе все не так?..».
– Готовить умеете?
– Умею, но делаю это только по необходимости. Было время, когда жена уезжала на гастроли, дети были на мне – вот тогда и готовил, и стирал … Теперь к плите подхожу исключительно ради друзей.
– Какое коронное блюдо?
– Чеченское национальное блюдо жижигалныж – мясо с галушками. Для себя его готовить не станешь, а вот, чтобы друзей угостить – пожалуйста.
– Необычный выбор…
– Ничего необычного здесь нет. Три года работал в Русском драматическом театре имени Лермонтова в Грозном. Это был конец семидесятых…
– Какое любимое место в доме?
– Комната, мой уголок… Где можно просто посидеть, отдохнуть, подумать, поиграть что-то на гитаре или прилечь. А еще на кухне есть свое место, и никто там не сядет… Это место главы семьи.
– Чем-нибудь особенным дом украшаете? Или свою комнату?
– Дом нет, а вот комнату – да… Правда, не знаю, можно ли это назвать украшением… В комнате есть и хлысты, и сабли, и мечи, и кинжалы, и щитки, и нагрудники… Все, что связано с техникой безопасности и с работой.
– Всю свою жизнь вы активно занимаетесь спортом. Никогда не думали устроить тренажерный зал прямо в квартире?
– Нет. Квартира не такая большая. А вот зал, созданный для себя и своих студентов, есть. Бываю там практически каждый день. Многие молодые актеры поняли, что сегодня без тренированного тела в искусстве не обойтись… Именно артисты новой формации востребованы. Посмотрите на Диму Дюжева, Пашу Майкова, Лешу Макарова, Диму Певцова. Они понимают, для чего они приходят в профессию, поэтому работают серьезно и основательно не только над ролью, но и над телом… Все они были моими учениками.
– Бывает ли свободное время?
– Свободное время – это смена деятельности. Заканчивается, например, сезон в театре или учебный год в институте, и уезжаю в киноэкспедицию. Другой ритм жизни, другие люди, работа, которая заряжает тебя настолько, что возвращаешься к привычным занятиям полным сил и энергии. А просто поехать на море, две–три недели загорать и ходить по ресторанам – это не для меня…