23:30:44
11 апреля 2021 г.

Андрей Цыбин: «Новые технологии – это новые игроки на рынке ЖКХ»

ЖКХЮго-Восточный округ – родина многих новаций в жилищно-коммунальной сфере Москвы. Цифровой район, электронный ДЕЗ, мультисервисная сеть жилищного фонда, «умный дом», единый call-центр по коммунальным платежам, диспетчеризация, видеонаблюдение и система безопасности. Об этих и других новейших технологиях, перспективах развития ЖКХ округа и столицы беседует с корреспондентом «КР» заместитель префекта Андрей Цыбин.

Цифровой район – модель будущего

– Андрей Владимирович, жилищно-коммунальное хозяйство находилось в загоне. И вот теперь, когда в ЖКХ пришли военные технологии, применяемые раньше разве что в разведке, невольно возникает вопрос: а для чего все это? Кому это нужно?

– Жителям, москвичам. У нас еженедельно проходят совещания по новациям, которые ведет префект Владимир Зотов. И многие из некогда прозвучавших в префектуре идей уже воплотились на территории округа. В Жулебине, например, где осуществляется проект «Цифровой район». Мультисервисная сеть «опутывает» своими каналами связи – высокоскоростными, имеющими хорошую пропускную способность и запас, – весь район, создавая единое информационное пространство. Автоматическая система контролирует расход ресурсов, их качество и сразу передает эти данные в диспетчерские службы и ЕИРЦ для начисления оплаты. Если показатели горячей воды или отопления не соответствуют нормативам, оплата будет меньше. Случилась авария? Электроника тут же сообщит об этом оператору, и тот вызовет аварийную бригаду. Видеонаблюдение в подъездах и на территории – это безопасность горожан и сохранность их имущества. Кроме того, жители могут поставить квартиру на сигнализацию. Работает и единый телефонный номер по вопросам ЖКХ, по которому можно получить информацию о ЕИРЦ, паспортных столах, диспетчерских, ДЕЗе и т.д. Внедряется автоматизированная система контроля исполнения заявок. Такая мультисервисная сеть все время расширяется за счет подключения школ, детсадов, магазинов. Создается система «Информационных экранов», управлять которой будут из одного центра. Для москвичей формируют пакеты новейших цифровых услуг: IP-телевидение, включая окружной канал, видео по запросу, Интернет без компьютера.

– Пропишется ли опыт Жулебина в других районах?

– Он уже там распространяется. В округе идет диспетчеризация жилищного фонда, работа по автоматическому съему показаний общедомовых приборов учета. Во всех муниципальных домах установлены узлы учета, во многих районах созданы центры оперативно-диспетчерского контроля и безопасности, как в Жулебине. А в новостройках мультисервисная сеть закладывается изначально. Просто сам цифровой район – это модель следующего поколения, где отрабатываются технологии будущего.

За умным идет солнечный дом

– Эксперимент с «умным домом» тоже получит развитие?

– Да, на опыте так называемого «умного дома» в Жулебине мы убедились, что можно сэкономить до 25–30% в оплате отопления за счет установки домового теплового пункта и регуляторов тепла и теплосчетчиков в квартирах. Кроме экономии для жителей, решается и другая, не менее важная задача для города: снижение нагрузки на энергосистему в «пиковое» время. В Южнопортовом районе на улице Трофимова планируется построить 102-квартирный экспериментальный энергоэффективный дом общей площадью 14,6 тыс. кв. метров. Там будут квартирные системы отопления с теплосчетчиками и индивидуальным регулированием теплового режима помещений. Контроллеры, оптимизирующие потребление тепла на отопление и вентиляцию квартир. Механическая вытяжная вентиляция с индивидуальным регулированием и утилизацией тепла вытяжного воздуха. Стены и окна – с повышенной теплозащитой и заданными показателями теплоустойчивости. Будет использоваться и энергия солнца.

Учимся считать денежки

– Малая энергетика – дело перспективное?

– Безусловно. На районной тепловой станции «Люблино» уже работают две газотурбинные установки, вырабатывающие 12 МВт электроэнергии. Они не только покрывают собственные нужды, но и могут часть электроэнергии выдавать в сети ОАО «Мосэнерго». Аналогичная работа идет и на РТС «Курьяново». В округе уделяется немало внимания развитию малой энергетики и энергоэффективных технологий. У нас имеются головные научно-исследовательские институты, вузы, предприятия, все новые интересные предложения мы рассматриваем на совещаниях по новациям.

– А предмет вашей научной работы – нельзя ли применить его на практике в жилищном фонде округа?

– Как кандидат технических наук я занимался примерно тем же – энергосбережением, но в промышленности. Сейчас стоит задача не научная, а скорее организационная: сделать так, чтобы люди стали экономить, чтобы это было выгодно.

– Связано ли это, на ваш взгляд, с выбором способа управления многоквартирными домами?

– Несомненно. Сейчас жители станут считать денежки. Каждый дом выберет себе управляющую компанию, которая предложит наиболее выгодные условия. И не обязательно это будет ДЕЗ. Мы в округе приветствуем эффективно работающие альтернативные компании. Правда, необходимо, чтобы они были надежными и добропорядочными, а не однодневками, стремящимися сшибить деньгу и исчезнуть. Для этого создаем реестр управляющих компаний.

Электронные платежи

– Как в округе развивается система электронных платежей?

– Жители через различные платежные системы могут оплатить жилищно-коммунальные услуги по Интернету, по телефону и даже с помощью SMS. А единый платежный документ примут в любом отделении связи. Кроме того, уже сейчас на сайте Единого информационно-расчетного центра работает удобный сервис, с помощью которого можно через Интернет узнать размер своей задолженности и величину начисленных платежей за жилищно-коммунальные услуги. В прошлом году число жителей, использующих новые системы платежей, не превышало 5%, но их число неуклонно растет.

– Способствовал ли этому открывшийся летом call-центр по платежам?

– Конечно, с 1 июля у нас начал действовать первый в городе call-центр по вопросам коммунальных платежей и работе ЕИРЦ. По единому телефонному номеру жители округа получают информацию по начислениям платежей, справки о работе той или иной коммунальной службы. Причем проверить последние платежи можно прямо из дома. Оператор по компьютерной базе сверит данные и ответит на интересующий вопрос. Если оператор не может дать ответ, он переключает жильца на оператора районного отдела ЕИРЦ, либо записывает вопрос и координаты звонившего и отправляет их для обработки в районный отдел. После этого жителю обязательно позвонят.

Компьютеру все возрасты покорны

– Новейшие технологии в ЖКХ – это замечательно. Но как они дойдут до рядовых москвичей, людей среднего возраста, бабушек и дедушек?

– Эти технологии уже входят в нашу жизнь, становятся ее частью. Та же диспетчеризация, видеонаблюдение, ЕИРЦ. Мы живем и не знаем, что за показателями качества услуг – нужной температурой воды, давлением – неустанно следят операторы объединенной диспетчерской службы. Как и за чердаками, подвалами, лифтами, подъездами, улицами и площадями.

– И все же современные технологии быстрее воспринимаются молодыми…

– Жулебино не случайно было выбрано экспериментальной площадкой, это молодой район. Кроме того, в округе существует система обучения компьютерной грамотности в Центрах социального обслуживания, библиотеках. Для пенсионеров, инвалидов – эти курсы бесплатные.

И прибыль, и качество

– Возвращаясь к началу нашей беседы, новые технологии в ЖКХ – это большие затраты, окупятся ли они, и что это даст жителям?

– Вкладывая средства в жилищно-коммунальное хозяйство, мы серьезно повышаем его привлекательность с точки зрения бизнеса. Новейшие цифровые технологии при учете и контроле потребления ресурсов, диспетчеризации, видеонаблюдении достаточно перспективны. Благодаря всем этим новинкам на рынок ЖКХ придут новые игроки – современные управляющие компании, которые наконец-то увидят здесь прибыль и возможность зарабатывать. Ведь все деньги – в доме, у жителей. Суметь заполучить их в обмен на качественные услуги – задача будущих управленцев в сфере ЖКХ. А услуги могут быть самого разного рода – от уборки подъездов и ремонта сантехники до предложений посидеть с ребенком или привозить по утрам свежий хлеб и молоко по вашему заказу. Почему бы нет?! Главное – чтобы платили. Так что, в конечном счете, выиграют сами жители.

О нашем собеседнике

Андрей Владимирович Цыбин родился в 1959 году в Москве. После окончания Московского инженерно-физического института работал в структуре Минобороны, затем в НИИ, где защитил кандидатскую диссертацию. С 1997 года – в префектуре Юго-Восточного округа, сначала был начальником управления экономики, потом руководителем аппарата префектуры. В 2006 году назначен заместителем префекта по городскому хозяйству. Учится на последнем курсе Российской академии госслужбы при президенте РФ.

Женат, имеет двух дочерей.

Татьяна Ушанова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация