Пишущий, да обрящет
С 2001 года вдоль улицы Ключевая в Братееве красуются пять 25-этажных жилых красоток-башен. От застройщика их обитателям достались недоделки да созданные де-юре товарищества собственников жилья…
Год прошел после сдачи дома, а назначенного строителями председателя ТСЖ «Бирюза-1» (улица Ключевая, 20) жители так ни разу в глаза и не видели. Без хозяйского глаза подъезд стал выглядеть удручающе. Тамбур прохожие приспособили под общественный туалет – дом расположен в проходном месте на перекрестке. Беспорядка добавляли снимавшие квартиры гастарбайтеры. Поножовщина, бесконечные вывозы милицейских нарядов. Так, наверное, и продолжалось бы, но…
Собственнице одной из квартир Любови Москаленко надоело жить в таком доме. Организовала собрание и призвала соседей:
– Сколько можно? Давайте наведем порядок!
Что ж, назвался груздем – полезай в кузов! А взялся за гуж, не говори, что не дюж. Словом, взвалила на себя Любовь Степановна ношу председателя ТСЖ.
Принято считать, что товарищи в товариществах – народ обеспеченный. Это если речь идет о коммерческих домах. А в «Бирюзе-1» сложилось так, что половина квартир – муниципальные. Первое же решение новоиспеченного председателя – организовать дежурство консьержей, установить систему видеонаблюдения «муниципалы» приняли в штыки. Как и ежемесячный взнос на содержание управленцев: 150-300 рублей. Что ж, Любовь Степановна ввела льготу – семьи, где есть пенсионеры, платят пятьдесят процентов от этой суммы. Но недовольных меньше не стало.
Председатель ТСЖ рассказала:
– Трудно было не только с жильцами. Получилось, что застройщик нас «кинул», до сих пор страдаем из-за недоделок. Дом наш экспериментальный, система канализации спроектирована так, что центральная труба расположена под уклоном, да еще с отклонением в сторону. За последний месяц четырежды заливало подвал зловонными стоками. Побежала за помощью в управу. А мне – от ворот поворот: раз у вас ТСЖ, значит, свои проблемы решайте сами.
Вот тогда и начало правление ТСЖ упражняться в эпистолярном жанре – писать в префектуру, мэрию. А что было делать? Зарабатывать было не на чем: нежилое помещение на первом этаже давно выкупил медицинский центр, территория возле дома – махонький пятачок, на котором не только не разбежишься, но и не развернешься. Крыша? Но и там проложены коммуникации. Задействовать подвал – так он постоянно затоплен фекальными стоками.
Словом, после очередного обращения к мэру Москвы вызвали Москаленко в управу: «Ты только больше не пиши, мы поможем!» Исправили строительный брак, кроме… канализации. К Любови Степановне прочно приклеили ярлык скандалистки.
– Жаль, – сетует она, – что нигде в законодательстве не определено, какую конкретно помощь и в каких объемах должны оказывать товариществам местные органы власти. А то ведь как делается: отправили на учебу, семинар – считается, что помогли.
Управление домом ТСЖ доверило дирекции единого заказчика Братеева. И выбором своим довольно. Это в то время, когда многие ТСЖ стремятся к самостийности.
Любовь Москаленко говорит:
– Нам на ДЕЗ обижаться не за что. Дворники работают, как муравьи. Мы не знаем, что такое скользкие дорожки зимой. Самоуправление нам не по силам. Для обслуживания такого дома, как наш, нужен большой штат квалифицированных инженерно-технических сотрудников. Даже мне с высшим техническим образованием сложно разобраться в системе коммуникаций. Оборудование дорогостоящее, импортное, кому попало его не доверишь. ДЕЗ для нас – опора.
Три года «пробивала» председатель строительство забора. Получила добро от управы. Добросовестно оформила необходимую документацию, прошла все согласования, платила за каждую закорючку. Огороженная придомовая территория уже казалась не мечтой, а явью. И тут приходит письмо: без межевания оформить землю в аренду или собственность невозможно.
Две башни (дома 18 и 20) стоят бок о бок. На пятачке, предназначенном по нормативам для одной. В каждой по 240 квартир. Почти у всех жильцов по две машины. Когда покупали квартиры, им обещали подземные гаражи, но обманули.
– Вы бы видели, что у нас творится вечером во дворе, газоны заставлены автомобилями. Все ратуют за строительство «народного гаража», да где ж место для него найти?
Решили на правлении привести территорию в порядок, от жильцов милости ждать не приходилось. Управа от ТСЖ открещивалась. Пришлось опять… писать письма! И вновь сработало.
Вдоль газонов коммунальщики поставили спасительные заграждения, оборудовали детскую площадку, уложили асфальтом дорожки. Товарищам осталось только лоск навести во дворе: разбили клумбы, да какие! Сейчас и дети во дворе играют, и пожилые отдыхают на лавочках.
Конечно, скажете вы, у нас что ни ТСЖ, то рай во дворе. Но Москаленко умудрилась сварить кашу из топора. Без приносящих доллары нежилых помещений, без платной стоянки во дворе, с непробудившимися пока от спячки жильцами…