Норковая шуба
В тот злополучный вечер Валерий вернулся с работы, как обычно, в начале девятого. Еще с порога, не зажигая свет, он почувствовал неладное. А когда потянулся к выключателю, то с криком отдернул руку, словно коснулся оголенных проводов. Его ударило током.
ЧП коммунального масштаба
Чиркнув зажигалкой, наш герой испытал настоящий ужас: пол в коридоре и все, что удалось рассмотреть дальше, было залито водой. Потолок казался черным от влаги, по стенам струились темные ручьи…
Позже, когда слегка подвыпившие труженики ДЕЗа помогли, наконец, справиться с «наводнением», Валерий осмотрел квартиру уже внимательно и едва не заплакал. В доме не осталось ни единой сухой вещи. Обои начали отслаиваться, паркет набух, и не было сомнений, что, высохнув, он вспучится и начнет вываливаться. Влагой сочились ковры и висевшие в прихожей вещи, мягкая мебель и кровать. Будто кто-то в отсутствие хозяев пробрался в квартиру и бегал по ней с лейкой и ведрами, поливая все вокруг…
Валерий Савченко был человеком, юридически подкованным – он тут же пригласил свидетелей. Те охали, ахали, клятвенно обещая хозяину квартиры подтвердить в суде причиненный ему ущерб.
Еще через час вернулась припозднившаяся в гостях жена Савченко, Марина. Она быстро обежала наполненную теплым паром квартиру, а потом направилась прямиком к платяному шкафу, где хранилось ее главное сокровище – норковая шуба.
Нервных просят не смотреть! То, что еще совсем недавно было «платиновой» норкой, купленной по случаю на ярмарке мехов, стало мокрой драной кошкой.
Чучело-мяучело
Прошло полторы недели. Заручившись поддержкой адвоката и солидной юридической фирмы, которая составила калькуляцию понесенного ущерба, Савченко отправился в суд.
К тому моменту виновник ЧП был отыскан и полностью изобличен: Маркарян, сосед сверху, неудачно заменил в ванной гибкий шланг, подводящий к крану горячую воду. В отсутствие хозяев подводка лопнула, вода залила не только самого Маркаряна, но и два этажа под ним. Прибежавший на призывы «SOS» слесарь перекрыл стояк, а затем быстро исправил неполадку в ванной, однако ужасающие последствия «потопа» ликвидировать было уже невозможно.
Маркарян придерживался иного мнения. Узнав об иске, с которым Савченко обратился в суд, Левон Сергеевич выступил с встречным заявлением. Вместе с юристом он тоже сочинил бумагу и назвал ее так – «Отзыв на иск о возмещении ущерба». В «отзыве» он доказывал неправомерность предъявляемых ему претензий и требовал привлечь к ответственности настоящих виновников – сотрудников ДЕЗа. А заодно выражал свое полное несогласие по поводу калькуляции, которая определяла понесенный ущерб и затраты на ремонт квартиры. Он и в зале суда, плохо сдерживая эмоции, потом вещал:
– Только не надо нам сказки рассказывать! Шуба вашей уважаемой супруги слова доброго не стоит. Чтобы норка приобрела такой вид, вы, наверное, ее специально по лужам возили, а потом нам в лицо суете!
– Моя жена, можно сказать, всю жизнь мечтала о норковой шубе, – давил на жалость Савченко. – А теперь это не норка, а труп кошки с помойки…
– А может, так оно и есть? – ехидничал Маркарян.
Судный день
Наконец наступил день, когда решение по иску Савченко к Маркаряну было оглашено. Районный суд отказал в части взыскания ущерба в размере 69 754 рубля за поврежденные «наводнением» вещи. Решил он не взыскивать с Маркаряна и компенсацию за моральный ущерб, но требование оплатить услуги адвокатской фирмы, которая составляла калькуляцию для истца, удовлетворил.
Частичное удовлетворение иска никак не могло устроить Савченко. Он обратился в судебную коллегию по гражданским делам городского суда с просьбой пересмотреть это решение и возместить нанесенный ущерб в полном объеме. Судебная коллегия, изучив материалы дела, заявление истца и ответчика, выслушав мнение адвокатов и свидетелей, постановила: «Решение районного суда отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение в ином составе судей».
История получила продолжение.
Новая версия
Дело по иску Савченко к Маркаряну о возмещении вреда рассматривалось в новом открытом судебном заседании. Служители Фемиды в очередной раз установили, что квартира истца пострадала от залива из вышерасположенной квартиры. В очередной раз поминались протечки на потолках, стенах и полах, перечислялось пострадавшее имущество, говорилось о том, что требуется восстановительный ремонт.
Ответчик и его представитель признали иск частично. Маркарян был готов возместить часть ущерба. Но при этом утверждал, что стоимость ремонта истцом завышена, требования о компенсации за испорченное имущество необоснованны. Кроме того, он просил суд взыскать возмещение вреда как с ответчика, так и с ДЕЗа. Маркарян считал, что жилищно-коммунальная организация не исполняла надлежащим образом свои обязанности, касающиеся эксплуатации инженерного оборудования у него в квартире.
Однако на сей раз суд не согласился с Маркаряном. Из представленных доказательств ему вдруг стало ясно, что в заливе полностью виновен сам Маркарян. Он установил на трубу с горячей водой гибкую подводку. Проводка лопнула из-за имевшихся дефектов, что и стало причиной ЧП.
Суд следовал такой логике. Юридически ответчик является собственником жилого помещения, следовательно, полностью несет ответственность за содержание сантехнического оборудования, которое установлено в его квартире, в надлежащем состоянии. По мнению судьи, «основания для возложения солидарной ответственности по возмещению вреда на ответчика и ДЕЗ отсутствуют».
Правда, суд не согласился и с требованием истца выплатить ему в счет ремонта 55 463 рубля 13 копеек. Судья посчитал, что фирма, проводившая экспертизу, несколько завысила расценки – компенсация за восстановительные работы должна быть ниже. Без удовлетворения осталось и требование истца по поводу компенсации за загубленный палас и ковры. Доказательств о том, что эти вещи были испорчены именно в результате коммунального ЧП – представлено не было. Не в полном объеме удовлетворил суд и требования истца возместить ему оплату многочисленных экспертиз и смет.
Если долго мучиться…
Ну, а что же шуба?
Хотите верьте, хотите нет, но суд вынес решение: целиком возместить пострадавшему от залива стоимость норковой шубы!
Как явствовало из заключения специалистов, дорогостоящая шуба пострадала именно в результате воздействия воды. Это же подтвердили вызванные на судебное заседание свидетели, видевшие состояние шубы в день «наводнения». С учетом износа и имевшихся ранее дефектов стоимость шубы составляла 45 600 рублей. Такую сумму и обязали возместить пострадавшему.
Окончательный вердикт судьи выглядел так: взыскать с Маркаряна в пользу Савченко «возмещение вреда в виде стоимости восстановительного ремонта квартиры в размере 29 447 рублей 69 копеек, стоимости шкафа и шубы в размере 45 900 рублей, расходы за оказание помощи юридическим представителем в размере 10 000 рублей, а так же госпошлину в размере 2 101 рубля. Всего – 87 448 рублей 69 копеек».
Кассационная жалоба осталась без удовлетворения. В объемистом деле, разбирательство которого длилось почти три года, была перевернута последняя страница.
Николай Модестов
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Мы попросили прокомментировать этот случай известного юриста, сотрудника московской адвокатской конторы «Кузнецкий мост» Якова Аджиашвили.
– К сожалению, подобные сюжеты не редкость, причем ущерб от заливов бывает и гораздо более существенным. Техника подводит, трубы лопаются, краны ломаются… Даже самый мастеровитый и предусмотрительный хозяин квартиры может стать косвенным виновником похожего ЧП.
Известно и то, что идеальной – технической – защиты от подобных неприятностей не существует, однако есть старый и надежный юридический способ – страховка. Если вы опасаетесь за свое жилище и находящиеся в нем вещи, следует обратиться в страховую компанию. Правда, хочу предупредить: прежде чем заключать договор, необходимо внимательно изучить условия страховки и обсудить все детали страховых случаев с менеджером компании.
И еще. Появилась надежда на то, что в недалеком будущем подобные конфликты будут решаться менее болезненно – как для виновников ЧП, так и для пострадавших. Я связываю эти надежды с созданием и становлением товариществ собственников жилья. Ну, а пока это движение набирает силу, необходимо помнить главное: недвижимое имущество, находящееся в собственности, накладывает на его владельца самые серьезные обязательства. Являясь хозяином жилья, он несет ответственность за все коммуникации и технические средства, которые находятся в его квартире.