Как виртуальность вернуть в реальность
«Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – давно в Итернет»! Так могут сказать и говорят миллионы людей, по долгу службы или из личных побуждений буквально живущие в мировой паутине. Кто же из нас удержится, чтобы не устроить променад по виртуальным магазинам! Этак десяток «обойдешь», себя, конечно, не покажешь, но товар весь увидишь. Потрогать и понюхать не удастся, зато ноги не ноют и туфли не стоптаны. Заказал нужную вещь и спи, отдыхай да гонцов поджидай. Хотя, конечно, дистанционный вид продаж удобен не только нам, честным покупателям, но и мошенникам.
Утром стулья, вечером – деньги!
Но только не наоборот. Как ни странно, многих людей, в том числе образованных и даже следящих за криминальными новостями, до сих пор не смущает слово «предоплата», если вдруг в виртуальном магазине они обнаруживают предмет своих мечтаний, да еще на несколько процентов дешевле, чем при покупке за наличные. Так случилось с Натальей и Сергеем В.: недрогнувшей рукой они перечислили деньги за ноутбук стоимостью полторы тысячи долларов в надежде сэкономить около двух тысяч рублей. Но не тут-то было! Сначала у фирмы не оказалось товара в наличии, затем на требование вернуть деньги было сказано, что их давно уже нет. Препирательства тянулись около года. А когда дело дошло до суда, который обязал мошенников отдать все до копейки и оплатить судебные издержки, коммерсанты просто взяли и закрыли фирму.
По нулям
«Неужели нельзя ничего сделать?» – поинтересовалась я у юриста Московского общества защиты потребителей (МОЗП) Людмилы Трифоновой. «Увы!» – огорчила она, а потом рассказала, как можно было подстраховаться. Оказывается, затевая подобную тяжбу, лучше всего либо до начала слушания, либо сразу после вынесенного решения ходатайствовать о наложении ареста на счета ответчика. Но и этот вариант, добавила она, проходит не всегда. На счетах мошенников обычно лежат только нули, а уставной капитал, который в случае банкротства должен пойти на погашение долгов, составляет не более 10 тысяч рублей.
Подобный казус может случиться и при наличном расчете. Например, многие виртуальные мебельные ателье, облегчая жизнь клиентам, предлагают отдать предоплату (около 80 процентов) мастеру-замерщику, который приезжает к вам на дом с альбомом подозрительно непрофессиональных фотографий якобы своих работ и образцами материалов. При этом далеко не каждый мастер-посредник рвется предъявить нотариальную доверенность от фирмы на получение денег.
Подбросьте дров в законотворческий котел
Но если на грабли предоплаты наступает далеко не каждый – к счастью, «совковая» доверчивость постепенно сменяется здоровой настороженностью, – то от всех остальных сюрпризов, кроящихся в дистанционном способе продаж, увы, никто не застрахован. Причем, речь идет не только об Интернет-магазинах, но и о всевозможных телемагазинах, заказах по каталогам, телефонным продажам и даже всевозможных листовках в ящиках и электронно-факсовом СПАМе. Количество жалоб в МОЗП на нарушение сроков, несоответствие доставленного товара образцам, проблемы с возвратом растут прямо пропорционально объему увеличивающихся со скоростью снежного кома дистанционных продаж. Конечно, удается многим помочь добиться правды, но действующие законы «О защите прав потребителя» и «О рекламе», на которые опираются сегодня юристы, уже требуют новых дополнений, отвечающих реалиям жизни. Кстати, вы можете внести свою лепту в законотворчество, если примете участие в обсуждении проекта документа, готовящегося сейчас в правительстве под названием «Правила продажи товаров дистанционным способом», зайдя на форум МОЗП (www.mozp.org). Здесь же найдете текст проекта. Кое-кто из юридически подкованных читателей наверняка вспомнит: 1 января 2005 года закон «О защите прав потребителей» уже был дополнен статьей 26 на эту тему. Неужели она спустя год нуждается в дополнении и уточнении? Этот вопрос мы и задали Людмиле Трифоновой. И вот что удалось выяснить.
Эксклюзив не возвращать
В упомянутой статье, включающей всего пять пунктов, лишь был намечен основной регламент взаимоотношений «виртуального» продавца с покупателем. Таким образом, было закреплено право последнего в течение трех месяцев отказаться от товара ненадлежащего качества, если продавец не потрудился в письменной форме предоставить всю информацию о его свойствах, а также порядке и сроках возврата. Если продавцом правила не были нарушены, покупателю «на диване» время на раздумывание – возвращать или оставить – по сравнению с общепринятыми двумя неделями сократили до семи дней. Но если передумаете, не надейтесь получить деньги сполна. За доставку товара обратно в магазин вам придется заплатить. Ну, а в том случае, когда товар изготовили специально для вас, например, шкафчик, заказанный по индивидуальным размерам, отказаться от него без веской причины вы уже не вправе. Вот, собственно, и все, чем был дополнен закон.
Но, согласитесь, жизнь куда богаче на ситуации.
На закон надейся, а сам не плошай
Когда «Правила дистанционных продаж» вступят в силу, пока сказать трудно. А купля-продажа не ждет и находится в самом разгаре. Как обезопасить себя от мошенников?
Можно потребовать у курьера не только чек, но копии регистрационных документов фирмы. Однако не факт, что эта фирма вообще существует, или что именно ее представитель находится у вас в гостях. Проверка – дело муторное и накладное. Если возникли какие-то подозрения, сначала обратите внимание на ИНН. Первые две цифры укажут на регион, в котором зарегистрирован продавец, далее идет номер налоговой инспекции, куда данная контора перечисляет налоги. ИНН московских предпринимателей начинается с числа 77, подмосковных с 50. Если вы не хотите выяснять отношения с продавцом, зарегистрированном в Магадане, лучше всего иметь дело «со своими». Можно позвонить прямо в налоговую инспекцию и справиться, жива ли данная фирма. А можно поехать и взять выписку из реестра, правда, не бесплатно. Понятно, что вряд ли кто из покупателей пойдет на столь дотошное расследование.
Тогда хотя бы потрудитесь сверить печать и название фирмы на чеке с данными, указанными в копии свидетельства. Очень часто последнее оказывается выдано на ИП «Красная шапочка», а в накладной фигурирует «ООО «Серый волк».
Пожалуй, надежнее всего приобретать нужный товар в давно известных и зарекомендовавших себя с хорошей стороны Интернет-магазинах. Отзывы о них можно найти в том же Интернете (разумеется, на других сайтах). Можно попробовать довериться виртуальным продавцам, у которых к тому же есть демонстрационный зал, где тоже можно приобрести выставленные на сайте товары. Во всяком случае, у вас будет возможность в случае недоразумения приехать и утрясти все вопросы с живыми людьми, а не выслушивать по телефону бесстрастный автоответчик.