Не делайте это «по-быстрому»!
Как стало известно редакции, ситуация, сложившаяся в Юго-Западном округе, характерна для всей Москвы: в условиях, когда городская законодательная база еще не сформирована, дирекции агрессивно (иначе не скажешь) переманивают к себе дома у частных управляющих организаций. По терминологии бессмертного романа: «ксендзы» вовсю «охмуряют граждан». При этом приводят единственный козырь – сниженные тарифы. Контрдовод – выше качество обслуживания, разнообразнее и комфортнее услуги – перед ним пасует.Наш не привыкший к более-менее приличному сервису народ просто махнет на него рукой. Не баре… Не знали хорошей жизни, ну, и не нужна она нам.
Никто, понятно, не запрещает ДЕЗам превозносить свои достоинства – на то и конкуренция, но то, что они действуют недопустимыми приемами, факт.
Первое – именно ДЕЗы организуют собрания, в то время когда их инициаторами должны являться сами собственники. Это уже противоречит ЖК РФ.
Второе нарушение. Уведомление о таких собраниях должно направляться каждому собственнику, при этом он должен расписаться в его получении. Можно воспользоваться и заказным письмом. Но дирекции действуют по принципу: «сделаем это по-быстрому», т. е. зачастую ограничиваются объявлениями в подъездах, что тоже противоречит нормам кодекса. Собрание в этом случае становится неправомочным.
Третье нарушение. На собрания являются далеко не все домовладельцы, а потому ДЕЗы идут на явный подлог: «добирают» голоса путем обхода квартир, т. е. смешивают очную и заочную форму голосования, а это тоже недопустимо. ЖК требует не так называемых «подписных листов», а письменные решения каждого конкретного собственника (где, кроме всего прочего, должны содержаться сведения о нем, его праве на собственность). Обо всем этом, между прочим, говорится в «Рекомендациях», разработанных Департаментом жилищной политики, но заглянуть в них дирекциям, видно, недосуг – надо скорее занять нишу на рынке ЖКХ.
Есть и другие отступления от кодекса. В жилищном департаменте скопились буквально сотни (!) протоколов собраний, в которых высказано пожелание собственников перейти в ДЕЗы, но ни один из них (!) не является легитимным. И поэтому ни по одному протоколу здесь не дали положительного заключения. Иными словами, это не документ, он не может служить основанием для заключения соглашения между дирекцией и домовладельцами. Зря старались. Впустую затратили время…
А теперь о нормативной базе. В распоряжении редакции оказался проект постановления правительства Москвы «О порядке возмещения из бюджета города Москвы расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме». Подготовлен он ГУ «Центр реформ в ЖКХ». Со временем дотации, конечно, получат все граждане, в том числе собственники домов, которые обслуживают частные организации. Именно это и предусматривает проект. Только когда?
Нет еще многих документов. В частности, не ясно, как будет осуществляться бюджетное финансирование текущего и капитального ремонта, каков порядок передачи домов в управление другим компаниям. Нет и примерного договора с управляющими организациями, рекомендуемого правительством Москвы. Речь, заметим, не об «обязательной форме» – она может быть любая. Разговор о том, чтобы в нем была предусмотрена защита всех прав жильцов. Но такой разработки пока нет.
Есть серьезные замечания и к упомянутому проекту постановления правительства. Например, им предусматривается получение дотаций из Городского центра жилищных субсидий. Сейчас это делается из бюджетов префектур. Порядок меняется, но каков он будет? Механизм выделения бюджетных средств через новые структуры еще не появился. Как нет и эффективных рычагов контроля над выделением этих средств. Сам Городской центр к этому не готов – ведь он занимался и занимается до сих пор выделением адресных средств физическим лицам. Срок, указанный в проекте, – разработать нормативы финансирования к 1 сентября – явно не реален: нет еще самого постановления. Вывод же такой: никакие 5 руб. 10 коп. собственникам пока не светят. Пусть не питают иллюзий. Не будет у них «колбасы за 2.20». Когда люди об этом не догадываются – их можно понять. Но почему молчит местная власть? Вопрос.
Конечно, правдами и неправдами ДЕЗы могут заполучить дополнительные дома в свое управление. Редакция даже располагает примерами, когда некоторые префектуры и районные управы (а ДЕЗы пока подчинены им) оказывают давление на частные компании – передавайте! Понятно, что такая подчиненность – явление временное. Государство должно полностью уйти из сферы ЖКХ, как это сделано в торговле. И разве, кстати, не стала она после этого лучше? Так же должно произойти и в жилищно-коммунальной сфере. Но пока ею «рулят» госорганы, причем все теми же административными методами. Но хоть делайте это корректно! Не делают. Что-что, а обходить законы мы научились…
Но если все-таки передадут – что дальше? Что ждет собственников? Никаких финансовых выгод – подчеркнем это еще раз – они не получат. А то, что проиграют в отношении качества обслуживания – сомнению не подлежит.