Август, солнце, Левбердон…
Специально в Ростов-на-Дону отдыхать не ездят. Ростов – «ворота Кавказа», а зачем в воротах задерживаться? Миновал и вперед – к морю! Оно, кстати, неподалеку совсем. Километров 30 от города, и все – наслаждайся соленой азовской волной. Но мы задержались и делимся своими впечатлениями. Вдруг кому пригодится?
Приехали!
Самый демократичный вид транспорта – автобус – доступен, даже когда билеты на поезда южного направления разобраны на месяц вперед. Отправляются двухэтажные «Неопланы» в Ростов от Казанского вокзала. 800 рублей и 16 часов пути. Кондиционеры работают, кино всю дорогу показывают, ночью на «привалах» блинчики с малиной продают и громадные куски торта «Наполеон» по 15 рублей – экзотика! Выдержит ли ваше тело ночь в кресле, это уже другой вопрос.
Первым по прибытии в город, несомненно, встает вопрос жилья. Решение его требует некоторого знания местной географии. Собственно Ростов со всей его цивилизацией тянется по правому берегу Дона. Левый берег тоже номинально находится в городской черте, но состоит сплошь из ресторанов, кафе, баз отдыха, гостиниц, казино и прочих мест отдохновения. (Знатоки местной жизни утверждают, что любое начинание в Ростове заканчивается шашлыками и раками на Левбердоне, как зовут левый берег ростовчане). «Зеленый попугай» (по слухам, любимый Пугачевой), «Орхидея», «Жемчужная» и «Лазурная», «Охотничий клуб» с фонтанами и лебедями, стильный «Эмбарго», обрамленная плакучими ивами с бессильно падающими с 5-6-метровой высоты плетями ветвей база отдыха ГУВД, роскошный «Петровский причал», стилизованный под корабль, моряцкий сине-белый комплекс «У Бориса»… Чуть ли не к каждой шашлычной прилагаются сауны и номера. Там зелено, там рядом вода, и выдерживать адское ростовское пекло значительно легче и приятней.
Райская яичница
Разбег сервиса и цен на Левом берегу весьма велик. Есть базы отдыха советского образца, где за 150 – 200 рублей можно получить крышу над головой. Там тоже все утопает в зелени, и неподалеку плещет волна, но в остальном – классический пионерлагерь. Вот, например, «Солнечная»: корпус с номерами на 2 – 3 скрипучих кровати, площадка для футбола, волейбола, качели. Туалеты и душ – в отдельном помещении. 210 рублей с носа – дешево и сердито!
А вот «Аэлита» – одноэтажный гостиничный комплекс прямо на берегу, с немаленькой, искусно декорированной территорией, полулюксами и люксами – 1 500 – 2 500 рублей за номер в сутки. За полторы тысячи – просторный двухместный номер с холодильником, ТВ, туалетом, душем, ежедневной сменой постелей и уборкой. Место почти райское. Елки-сосны-березы, фонари, камушки, цветы… Посередине два бассейна – лягушатник и для взрослых. Между всем этим столики, где можно просто так посидеть, кофе-пива попить или плотно пообедать. Сесть можно и на самом берегу, мини-набережной, возвышающейся над водой. Только разделять вас с Доном будут изгородь с фонарями да художественно намотанная понизу колючая проволока. Правда, когда мимо (кажется, почти вплотную!) проплывает многопалубный гигант-теплоход или огромная баржа со скромной надписью «Best», про эту разделительную полосу забываешь.
Есть в этом раю и ощутимые «но». Несмотря на то, что меню ресторана включает «крабовые кокоты», мидии «киви» и прочие деликатесы от 300 рублей за порцию, завтрак, входящий в стоимость номера, абсолютно спартанский – ежедневная яичница на два яйца с куском хлеба и редким йогуртом и чай-кофе из пакетиков. Расчетный час в «Аэлите» тоже для спартанцев – 8 часов утра. Если хочешь поспать подольше – плати за каждые три часа 500 рублей.
Загадочный южный менталитет
Вообще, отношения с сервисом в Ростове для чужака не просты. Хочешь купить мороженого, вежливо об этом заявляешь продавщице. Молчит. Повторяешь попытку. Молчит и мрачно швыряет замерзшие брикеты в прилавок-холодильник. Поворачиваешься уходить…
– Та куда ж вы пошли? Там же все закрыто! Та я сейчас вам самое вкусное выберу…
Загадочный южный темперамент!
Может, это связано с тем, что, по одной из версий, граница между Европой и Азией проходит как раз по Дону, и здесь еще не найден баланс между европейским сервисом, восточным гостеприимством, казацкой удалью и местным «себе на уме»? Так и не удалось, например, приладиться к здешнему транспорту. Нет, раздолбанные «Жигули» или «Москвичи» с шашечками на крыше готовы подхватить в любой момент. Мрачного вида джигиты подкарауливают на тротуаре:
– Куда едем? Машина нужна?
Запросто домчат по Ворошиловскому мосту с одного берега на другой. Километров этак пять – десять рублей за 200. Зато маршрутки, которых на этом направлении немеренное количество, работают по настроению. По понедельникам вообще ездить не любят. В самый солнцепек – лениво. Ну, а к вечеру уже устают. Вот и мечется отдыхающий народ после семи вечера:
– На левый берег едете?
– Не-а…
– А кто поедет?
– Да вы ловите, ловите…
Зато любая маршрутка в городе – 10 рублей, а прочий общественный транспорт – вообще семь. И расплачиваться надо на выходе, по окончании поездки, иначе тебя не поймут.
Золотые россыпи окраины
Город вытянут вдоль реки километров на двадцать пять. Вдоль Дона тянутся его улицы. Все, что поперек, – переулки и проспекты. И длиной переулки проспектам часто не уступают. (Так, переулок Доломановский, например, зашкаливает за 130 домов). Самые «центральные» улицы – Большая Садовая и Пушкинская, что характерно. Ну, Садовая она и в Африке Садовая: «Евросеть», Sela, «Макдоналдс», бесконечные бутики. Все, как у нас, но зеленее. Только очень мало газетных киосков – исключительно в самом центре, их буквально можно по пальцам пересчитать.
Неожиданные обрывы. Идешь вниз по Пушкинской, всей такой сияющей, с разнокалиберными свежеотреставрированными разноцветными зданиями и прелестным зеленющим бульваром… Справа супер-пупер-элитная стройка, а слева вдруг – край земли, резко ухаешь в окраину. Шаг в переулок, и ты и вправду оказываешься на ней. Полуразваленные, 1 – 2-этажные, увитые диким виноградом домики красного кирпича с неожиданно упирающимися в кроны одинокими балкончиками-скворечниками, железные ворота, огромные подсолнухи у калитки… Под ногами на тротуаре – золотые россыпи: абрикосы, черная шелковица, вишни. Покачиваются над головой еще зеленые эллипсы грецких орехов.
Кукуруза на рельсах
Улица Станиславского обновленностью не может похвастаться, зато объединяет сразу две достопримечательности: гордо белеющий на фоне знойного неба Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Центральный рынок, он же – Старый базар. Торговля начинается еще на подходах: по всей улице – овощи-фрукты, книжки, шляпы, везде неизменная вареная кукуруза. Ее продают даже прямо на трамвайных рельсах, отскакивая в минуты редких трамваев. Самые примечательные на рынке, конечно, рыбные ряды. Вот красавец вяленый лещ (по-местному – чебак) – за 400 рублей можно всей семьей кормиться. Копошатся в лотках пока еще буро-зеленые раки. За копейки (8 – 10 рублей) идут огурцы, дешевые помидоры, а вот фрукты не радуют. Кроме жерделы – донского мелкого абрикоса – все привозное, а соответственно, дорогое. Вообще, цены в Ростове от московских практически не отличаются.
Постреляем из пушки
Ну, цены ценами, а посмотреть в этом плодородном краю, где выросли, к примеру, один из самых модных сейчас режиссеров Кирилл Серебрянников, неутомимый Дмитрий Дибров, целая «южная волна» художников-авангардистов – Юрий Шабельников, Авдей Тер-Оганян и прочие, и прочие, есть на что. Стоит прогуляться по строго пронумерованным линиям-улочкам Нахичевани – району, где еще с незапамятных, екатерининских времен поселились армяне, спуститься к реке и по скрипящему понтонному мосту перейти вместе с веселой толпой устремившихся на пляж горожан на торжественно возлежащий посередь Дона Зеленый остров. Съездить в северный жилой массив, где среди панельных девятиэтажек стоит на живописном холме Сурб-Хач – армянская церковь 1783 года, и спуститься вниз, к озеру, по бесконечной каменной лестнице со стертыми ступенями. Дойти до Театральной площади, где водружен уникальный монстр конструктивизма – Драматический театр имени Горького, выполненный в форме бульдозера. Последовать нежно журчащему над утыканной кафешками, фонтанами и скульптурами набережной совету: «Проходите на посадочку на теплоходик!» и за 80 рублей обозреть Дон со всей мощью его припортовых сооружений, гнездовьями многопалубных кораблей, быстрокрылыми катерками и непаханой южной природой. Или сплавать в Старочеркасск – музей-заповедник, живой памятник истории казачества, раскинувшийся аж на 180 гектаров. Съездить, наконец, на электричке в древний Танаис, не один век притягивающий археологов со всего мира…
Ну, а покидая этот гостеприимный край, где на каждом углу бабушки торгуют семечками самого солнечного из цветов, можно пульнуть из пушки – чтоб запомнилось. В меню «Петровского причала» наряду с фирменной «Меланьиной свадьбой» из «мяса донского рака в сливочном соусе с воздушным картофельным пюре, черной икрой и апельсиновым соком» и скромного «Петра Первого» в виде фаршированной креветками куриной ножки так и стоит: «выстрел из пушки – 1 000 руб.»
Мария Кронгауз